Оксана Шкруднева
Инструкция для родителей и воспитателей по теме «Развитие речи в игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи в игре
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино
Белгородской области»
Инструкция для родителей и воспитателей по теме :
Подготовила: учитель-логопед Шкруднева О. Д
Публикация «Инструкция для родителей и воспитателей по теме „Развитие речи в игре“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Здравствуйте уважаемые родители, меня зовут Шкруднева Оксана Дмитриевна, я работаю учителем-логопедом в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино Белгородской области». Сегодня я познакомлю вас с речевыми играми, способствующими формированию грамматического строя речи и развитию связной речи ребенка.
Есть развивающие речевые игры, в которые можно играть между делом и где угодно: по дороге в садик, в очереди, на прогулке, дома на кухне, в транспорте или дорожной пробке. Такие игры не предусматривают какие-то затраты или приготовления, нужно только родительское желание и фантазия. Используйте такие речевые игры, чтобы развлечь реб нка, научить новому и полезному. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.
Предлагаю материл для интересных и увлекательных занятий с детьми, отбирая его, я постаралась учесть и большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Итак, приступим к практической части.
1. Игры на пополнение и расширение словарного запаса и формирования лексико - грамматического строя речи
«Какой?»
Для обогащения речи именами прилагательными.
Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный. Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, л гкий. Шкаф какой? Кот нок какой? Стол какой? И т. д.
«Что могут делать?»
Игра для увеличения запаса глаголов.
Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…. Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.
«Слова наоборот».
Лето – зима, твердый – мягкий, наш л –потерял.
Попросите реб нка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад, далеко и т. д.
«Слова-товарищи».
Эти слова звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.
Холодный – ледяной, морозный, студ ный.
Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.
«Один – много» (можно играть с мячом)
Взрослый называет слово в единственном числе, а реб нок подбирает множественное число.
Например: нога — ноги, окно — окна.
«Назови ласково» (также можно играть с мячом)
Например: стол — столик, палец – пальчик и т. д.
«Потому что…»
Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у реб нка, рассуждая и отвечая на вопросы:
Я мою руки потому, что…
Почему ты ид шь спать? и т. д.
«Объясни».
Взрослый да т задание реб нку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос» Собака ид т на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна. Объясни, почему кошка недовольна?
«Кем (чем) был?»
Взрослый называет реб нку явления, предметы, животных и т. д., а реб нок должен сказать, кем (чем) они были раньше.
Корова была тел нком. Бабочка была гусеницей. Курица была цыпл нком, а цыпл нок – яйцом. Л д был водой и т. д.
Игра «Волшебный мешочек».
Эта игра требует небольшой подготовки. Заранее подготовьте картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, сладостей. Взрослый доста т из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому е отдадим?» Реб нок рассказывает какая капуста и кто е любит кушать. Эта игра позволяет реб нку усвоить окончание существительных в дательном падеже.
Игра «Вершки и корешки».
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия.
У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки, а у других — то, что растет в земле (корешки). —Вершки— Корешки.
Капуста— Морковь — Баклажан— Свекла— Картофель— Кабачок— Помидор— Репа — Огурец— Редис —…
Игра «Съедобное - несъедобное».
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. — Съедобный —Несъедобный.
Боровик — Поганка— Лисичка— Мухомор — Масленок— Рыжик— Сыроежка— Опенок— и. т. д.
Игра «Чье гнездо?», «Чьи перья?».
Цель: научить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Гнездо грача — грачиное гнездо.
Гнездо журавля — ….
Гнездо ласточки — ….
Перо у гуся — гусиное
Перо у утки —….
Перо у курицы — ….
Перо у индюка —….
Игра «Кто с кем?».
Цель: учить правильному употреблению имен существительных единственного числа в творительном падеже и согласованию их с глаголами настоящего времени. На картинках изображены родственники. Они живут очень дружно, и все друг другу помогают. Внимательно рассмотри рисунки и ответь, кто с кем на них изображен и какие действия выполняет.
Игра «Что из чего сделано?».
Цель: научить детей образовывать относительные имена прилагательные от имен существительных.
Шуба из меха — меховая шуба.
Платье из ситца —
Носки из шерсти —
Перчатки из кожи —
Халат из шелка —
Игра «Посчитай: 1-2-5».
Цель: научить детей правильно согласовывать числительное с существительным.
Автобус — один автобус, два автобуса, пять автобусов.
Самолет… Поезд…. Лодка…Электричка …. Машина …Трамвай …
Игра «Кто где живет?».
Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными.
Нора (чья) — лисья нора.
Берлога (чья) — Логово (чье) — Дупло (чье) —
Игра «Кто внимательный?».
Цель: научить детей правильно подбирать нужный предлог.
Вставь нужный предлог, чтобы предложение было правильным. Дети учатся….школе. Дети гуляют…школой. Дети вышли….школы. Дети идут….школе. Дети зашли…. школу.
2. Игры для развития связной речи ребенка.
«Поводырь».
На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.
«Описание объекта».
Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов. Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
«За кем последнее слово».
По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.
«Ищем детали».
Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. " - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья. "
«Описываем свойства предметов».
Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.
Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек. " - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента. " - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.
«Придумываем историю».
Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.
«Что может быть?»
Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет : земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, болшой…
«Стань писателем». Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.
«Найти повтор».
Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп сахаром. Маша одевала одежду на коляску».
Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой – маленький».
Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» - трость, клюка, костыль, посох.
Игра «Добавь слово».
Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок - его продолжение и окончание:
- Оля проснулась и. (стала умываться).
- Коля оделся и. (побежал гулять).
- Он замерз и. (пошел домой).
- Стали они играть. (с зайчиком).
- Зайчик испугался и. (побежал, спрятался).
- Девочка обиделась и. (ушла, заплакала).
«Что увидел?»
Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно- небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?
«Бюро путешествий».
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите. Путешествуя, делитесь впечатлениями.
«Всегда под рукой».
Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.
«Логическая цепочка».
Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок.
«Истории из жизни».
Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом. Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.
«Мой репортаж».
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.
«Чем закончилось?»
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Таким образом, для того, чтобы ваш реб нок научился логично и связно излагать свои мысли чаще играйте с ним в речевые игры. Обогащайте словарь реб нка, описывайте предметы, явления, людей, природу и пр.
Успехов Вам!