Татьяна Сомова
Инновационный проект «Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума»
▼ Скачать
Муниципальное дошкольное образовательное автономное
учреждение «Детский сад №39 «Василек» комбинированного вида
г. Новотроицка Оренбургской области»
Инновационный проект
«Развитие критического мышления у дошкольников
с помощью Кубика Блума»
Выполнил:
Сомова Татьяна Владимировна
воспитатель первой
квалификационной категории
МДОАУ «Детский сад №39»
Новотроицк 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п Содержание Страница
Публикация «Инновационный проект „Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума“» размещена в разделах
1 Пояснительная записка 2
1.1 Направленность Проекта 3
1.2 Инновационность Проекта 3
1.3 Социальная проблема 3
1.4 Цель и задачи 3
1.5 Участники Проекта. География Проекта 4
1.6 Сроки реализации Проекта 4
1.7 Формы реализации Проекта 4
1.8 Формы организации работы, методы и приемы 4
1.9 Ожидаемые результаты 5
2 Деятельность в рамках Проекта 5
3 Ресурсное обеспечение Проекта 7
Литература 8
Приложение
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Цели современного образования, обозначенные в ФГОС ДО, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Если раньше педагог воспринимался как один из главных источников информации, и его роль была учить своей науке, то теперь источников информации огромное количество и роль педагога – не позволить детям заплутать в этом потоке информации. Акцент сместился на позицию – учить детей учиться. Для этого нужны активные методы обучения. Традиционные методики уходят в прошлое, тем более что согласно пирамиде обучения при пассивных методах усваивается совсем небольшое количество информации. А при активных методах напротив практически вся информация усваивается и потом с легкостью воспроизводится.
Работая в режиме данной технологии, педагог перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
А как развивать в ребенке навыки мышления? Какие приемы и технологии использовать? Один из популярных приемов игровой технологии, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".
Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:
Работа с кубиком строится следующим образом:
Формулируется тема и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
Актуальность данной технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей. Цель критического мышления – научить ребёнка использовать метод исследования в обучении, ставить перед собой вопросы, искать на них ответы и стараться, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.
Задачи критического мышления :
• Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями.
• Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем.
• Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.
1.1 Направленность Проекта :
Проект реализует задачи образовательной области «Познавательное развитие» и интегрируется с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие».
1.2 Инновационность Проекта : Использование кубиков Блума формирует навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Возможность применения данного оборудования, как в образовательном учреждении, так и в домашних условиях. Изготовить можно из подручных материалов, не прибегая к большим затратам.
1. 3 Социальная проблема:
1. Формировать умение работать в коллективе.
2. Привлечь семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах познавательного развития детей;
3. Развивать у ребенка желание получать знания самостоятельно.
Цель и задачи Проекта :
1.4 Цель Проекта : развитие критического мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью кубика Блума.
Задачи Проекта :
1. Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по проблеме;
2. Подобрать и применить диагностический инструментарий для определения уровня развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
3. Изготовить и применить в работе с детьми кубики Блума для развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
4. Создать оптимальные условия для самостоятельной игровой деятельности детей при использовании кубиков Блума;
5. Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем; учить детей задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
6. Повысить родительскую компетентность по вопросам необходимости развития критического мышления старших дошкольников;
7. Привлечь семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах познавательного развития детей;
8. Мотивировать педагогический коллектив и родителей на использование кубиков Блума в работе с детьми.
9. Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.
10. Оценить эффективность проделанной работы с помощью итоговой диагностики.
1.5. Участники Проекта : Дети подготовительной группы в возрасте 6-7 лет МДОАУ «Детский сад № 39», родители и педагоги.
География Проекта :
Проект «Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума» реализуется на базе МДОАУ «Детский сад № 39» г. Новотроицка Оренбургской области по ул. Ломоносова 34.
1.6. Срок реализации Проекта : 8 месяцев (сентябрь 2022 - май 2023).
1.7. Формы реализации Проекта :
Проект реализуется через организацию групповых и индивидуальных занятий с детьми – участниками Проекта, с применением критического мышления с использованием кубиков Блума и использованием изготовленных родителями кубиков Блума в домашних условиях.
1.8. Формы организации работы, методы и приемы:
Изготовление кубиков Блума по разным образовательным областям.
Мастер класс для родителей по использованию игр на развитие познавательных интересов в домашних условиях.
Мастер класс для педагогов на тему: «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума».
Консультации для педагогов и родителей «Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста», «4 простые вещи для развития критического мышления у ребёнка».
Методы и приё мы:
1. Наглядные: наблюдение, просмотр иллюстраций, личный пример.
2. Словесные: рассказы педагога, родителей, беседы, объяснения.
3. Практические: двигательная и игровая деятельность.
1.9. Ожидаемые результаты:
Дети умеют рассуждать, устанавливать логические связи, самостоятельно искать ответы на вопросы, доказывать свою точку зрения, сформируется критичность мышления, повысится уровень готовности к обучению в школе.
Повышение уровня компетенции педагогов и родителей по вопросу формирования критического мышления детей при использовании «Кубика Блума».
Дополнение предметно-развивающей среды группы «Кубиками Блума» по разным образовательным областям.
Практическая значимость:
Использование кубиков Блума возможно, как в детском саду, так и в домашних условиях.
Способствует развитию критического мышления у детей.
Сформирует партнёрские отношения с родителями - участниками проекта, через организацию совместных мероприятий: консультаций, тестирования, обменом опыта.
Педагоги и родители познакомятся с особенностями изготовления и применения игрового оборудования «Кубиков Блума».
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА.
Сроки
Содержание работы с детьми
Работа с родителями
Сентябрь-
октябрь-
ноябрь - Знакомство с кубиком Блума, обсуждение и рассматривание граней кубика, объяснение правил.
- Изготовление кубиков по разным образовательным темам.
- Дидактические игры на развитие логического мышления : «Подбери пару», «Найди ошибку», «Верю-не верю», «Чем похожи и чем отличаются».
- Применение в НОД кубика Блума по темам : «Моя родина - Россия», «Моя малая Родина», «Золотая осень», «Неделя здоровья», «Транспорт», «Моя семья».
- Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием кубика Блума.
- Использование в игре и обучении «Загадки на сообразительность и развитие воображения». - Консультация в родительский уголок: Советы для родителей «Как развивать критическое мышление у детей».
- Оформление родительского уголка.
- Родительское собрание «Возрастные особенности детей шестого года жизни»
- Памятка для родителей "Ребенок-почемучка.
Критическое мышление
у детей дошкольного возраста".
-Участие родителей в изготовлении шаблонов граней для кубиков.
Декабрь-
январь-
февраль
- Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности кубика Блума.
- Игры на развитие критического мышления : «Домики вопросов», «Удивительный вопрос», «Пресс-конференция», «Корзина идей».
- Развитие умственных и речевых способностей с помощью словесных игр : «Рассели птиц», «Ассоциации», «Придумай предложение».
- Использование в индивидуальной деятельности и в НОД игр на развитие логического мышления.
- Использование в индивидуальной деятельности и в НОД упражнений «мозговой штурм».
- Использование кубика Блума на занятиях по темам: «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Зимушка-зима», «Народные промыслы», «День Защитника Отечества», «Все начинается с семени», «Зимние развлечения». - Родительское собрание «Авторитет родителей. Поощрение и наказание».
- Материал в родительский уголок:
- Консультация для родителей «Кубик Блума - технология
развития критического мышления»
-Консультация «Развитие критического мышления в семье»
Март-
апрель-
май
- Игры на развитие внимание и логического мышления : «Четвертый лишний», «Кто кем был и кто кем будет», «Варианты слов», «Запомни-повтори».
- Игры на развитие познавательных интересов: «Запоминайка», «Рассыпанные цифры», «Выложи по памяти», «Игра-головоломка».
- Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности приемов «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы», «Шесть шляп мышления».
- Использование кубика Блума на занятиях по темам: «Перелетные птицы», «Идет красавица Весна», «Театр», «Цветы небывалой красоты», «Насекомые», «Космос далекий и близкий», «День победы», «Здравствуй, лето!». - Консультации для родителей: «4 простые вещи для развития критического мышления у ребёнка», «Как и зачем развивать креативное мышление у детей», «Приемы критического мышления в развитии речи детей».
- Памятка для родителей «Как организовать игры детей дома на развитие критического мышления»
- Включение родителей в создание мини-центра «Подумай».
3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Нормативно-правовой ресурс
1. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.3049-13 от 29 мая 2013 г. N 28564;
2. Федеральный законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2014г. №1155;
Научно-методический ресурс: Игровая технология, разработанная американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".
Кадровый ресурс: Реализация содержания Проекта предполагает взаимодействие воспитателя группы, детей, посещающих подготовительную группу и их родителей.
Материально-технический ресурс: Предметно-развивающая среда предполагает наличие классического кубика Блума и по некоторым темам в соответствии с календарным планом.
Технологический ресурс: Педагогами детского сада разработаны методические рекомендации по организации образовательного процесса в рамках Проекта, в которых учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по осуществлению культурно-исторического, системно - деятельностного и личностного подходов.
Перспектива: Проект «Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума» можно рекомендовать педагогам, работающим с детьми не только старшего дошкольного возраста, но и среднего, при корректировке целей, задач и ожидаемого результата, согласно индивидуальным и возрастным особенностям детей.
Литература:
1. 3агашев И. О., Заир-Бек С. И., Муш-тавинская И. В. Учим детей мыслить критически / пособие для педагогов / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Мушта-винская - 2-е - С. П. : Альянс Дельта». 2003 - 192 с.
2. Дж. Стил, Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С., Популяризация критического мышления /пособие / Дж. Стил, К. Мередит, 4. Темпл, С. Уолтер - 2 - М., 1997.
3. Абишева, И. В. Критическое мышление – навык будущего [Текст] / И. В. Абишева // Интеграция методической (научно-методической) (22 апреля 2019). – Челябинск: ЧИП и ПК РО, 2019. – С. 250-254.
4. Астахова, Л. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности [Текст] / Л. В. Астахова, Т. В. Харлампьева. – М. : РАН, 2012. – 136 с.
5. Клустер, Д. Критическое мышление и новые виды грамотности [Текст] / Д. Клустер. — М. : ЦГЛ, 2014. — 80с
6. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
7. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В., Учим детей мыслить критически. -С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.
8. Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление [Текст] / Г. Линдсей, Р. Ф. Томпсон, К. С. Халл // Хрестоматия по психологии: психология мышления. – М. : АСТ, 2018. – С. 111-114.
9. Седова, А. С. Развитие критического мышления как одна из основных целей современного образования [Текст] / А. С. Седова, О. И. Ваганова, М. М. Кутепов // Инновационная экономика : перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 2 (36). – С. 79-85