Приложение МААМ

Инновационный проект «Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума»

Татьяна Сомова
Инновационный проект «Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное автономное

учреждение «Детский сад №39 «Василек» комбинированного вида

г. Новотроицка Оренбургской области»

Инновационный проект

«Развитие критического мышления у дошкольников

с помощью Кубика Блума»

Выполнил:

Сомова Татьяна Владимировна

воспитатель первой

квалификационной категории

МДОАУ «Детский сад №39»

Новотроицк 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Содержание Страница

Публикация «Инновационный проект „Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума“» размещена в разделах

1 Пояснительная записка 2

1.1 Направленность Проекта 3

1.2 Инновационность Проекта 3

1.3 Социальная проблема 3

1.4 Цель и задачи 3

1.5 Участники Проекта. География Проекта 4

1.6 Сроки реализации Проекта 4

1.7 Формы реализации Проекта 4

1.8 Формы организации работы, методы и приемы 4

1.9 Ожидаемые результаты 5

2 Деятельность в рамках Проекта 5

3 Ресурсное обеспечение Проекта 7

Литература 8

Приложение

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС ДО, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Если раньше педагог воспринимался как один из главных источников информации, и его роль была учить своей науке, то теперь источников информации огромное количество и роль педагога – не позволить детям заплутать в этом потоке информации. Акцент сместился на позицию – учить детей учиться. Для этого нужны активные методы обучения. Традиционные методики уходят в прошлое, тем более что согласно пирамиде обучения при пассивных методах усваивается совсем небольшое количество информации. А при активных методах напротив практически вся информация усваивается и потом с легкостью воспроизводится.

Работая в режиме данной технологии, педагог перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

А как развивать в ребенке навыки мышления? Какие приемы и технологии использовать? Один из популярных приемов игровой технологии, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

Работа с кубиком строится следующим образом:

Формулируется тема и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.

Актуальность данной технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей. Цель критического мышления – научить ребёнка использовать метод исследования в обучении, ставить перед собой вопросы, искать на них ответы и стараться, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Задачи критического мышления :

• Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями.

• Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем.

• Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.

1.1 Направленность Проекта :

Проект реализует задачи образовательной области «Познавательное развитие» и интегрируется с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие».

1.2 Инновационность Проекта : Использование кубиков Блума формирует навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Возможность применения данного оборудования, как в образовательном учреждении, так и в домашних условиях. Изготовить можно из подручных материалов, не прибегая к большим затратам.

1. 3 Социальная проблема:

1. Формировать умение работать в коллективе.

2. Привлечь семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах познавательного развития детей;

3. Развивать у ребенка желание получать знания самостоятельно.

Цель и задачи Проекта :

1.4 Цель Проекта : развитие критического мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью кубика Блума.

Задачи Проекта :

1. Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по проблеме;

2. Подобрать и применить диагностический инструментарий для определения уровня развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста;

3. Изготовить и применить в работе с детьми кубики Блума для развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста;

4. Создать оптимальные условия для самостоятельной игровой деятельности детей при использовании кубиков Блума;

5. Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем; учить детей задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

6. Повысить родительскую компетентность по вопросам необходимости развития критического мышления старших дошкольников;

7. Привлечь семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах познавательного развития детей;

8. Мотивировать педагогический коллектив и родителей на использование кубиков Блума в работе с детьми.

9. Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.

10. Оценить эффективность проделанной работы с помощью итоговой диагностики.

1.5. Участники Проекта : Дети подготовительной группы в возрасте 6-7 лет МДОАУ «Детский сад № 39», родители и педагоги.

География Проекта :

Проект «Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума» реализуется на базе МДОАУ «Детский сад № 39» г. Новотроицка Оренбургской области по ул. Ломоносова 34.

1.6. Срок реализации Проекта : 8 месяцев (сентябрь 2022 - май 2023).

1.7. Формы реализации Проекта :

Проект реализуется через организацию групповых и индивидуальных занятий с детьми – участниками Проекта, с применением критического мышления с использованием кубиков Блума и использованием изготовленных родителями кубиков Блума в домашних условиях.

1.8. Формы организации работы, методы и приемы:

Изготовление кубиков Блума по разным образовательным областям.

Мастер класс для родителей по использованию игр на развитие познавательных интересов в домашних условиях.

Мастер класс для педагогов на тему: «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума».

Консультации для педагогов и родителей «Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста», «4 простые вещи для развития критического мышления у ребёнка».

Методы и приё мы:

1. Наглядные: наблюдение, просмотр иллюстраций, личный пример.

2. Словесные: рассказы педагога, родителей, беседы, объяснения.

3. Практические: двигательная и игровая деятельность.

1.9. Ожидаемые результаты:

Дети умеют рассуждать, устанавливать логические связи, самостоятельно искать ответы на вопросы, доказывать свою точку зрения, сформируется критичность мышления, повысится уровень готовности к обучению в школе.

Повышение уровня компетенции педагогов и родителей по вопросу формирования критического мышления детей при использовании «Кубика Блума».

Дополнение предметно-развивающей среды группы «Кубиками Блума» по разным образовательным областям.

Практическая значимость:

Использование кубиков Блума возможно, как в детском саду, так и в домашних условиях.

Способствует развитию критического мышления у детей.

Сформирует партнёрские отношения с родителями - участниками проекта, через организацию совместных мероприятий: консультаций, тестирования, обменом опыта.

Педагоги и родители познакомятся с особенностями изготовления и применения игрового оборудования «Кубиков Блума».

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА.

Сроки

Содержание работы с детьми

Работа с родителями

Сентябрь-

октябрь-

ноябрь - Знакомство с кубиком Блума, обсуждение и рассматривание граней кубика, объяснение правил.

- Изготовление кубиков по разным образовательным темам.

- Дидактические игры на развитие логического мышления : «Подбери пару», «Найди ошибку», «Верю-не верю», «Чем похожи и чем отличаются».

- Применение в НОД кубика Блума по темам : «Моя родина - Россия», «Моя малая Родина», «Золотая осень», «Неделя здоровья», «Транспорт», «Моя семья».

- Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием кубика Блума.

- Использование в игре и обучении «Загадки на сообразительность и развитие воображения». - Консультация в родительский уголок: Советы для родителей «Как развивать критическое мышление у детей».

- Оформление родительского уголка.

- Родительское собрание «Возрастные особенности детей шестого года жизни»

- Памятка для родителей "Ребенок-почемучка.

Критическое мышление

у детей дошкольного возраста".

-Участие родителей в изготовлении шаблонов граней для кубиков.

Декабрь-

январь-

февраль

- Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности кубика Блума.

- Игры на развитие критического мышления : «Домики вопросов», «Удивительный вопрос», «Пресс-конференция», «Корзина идей».

- Развитие умственных и речевых способностей с помощью словесных игр : «Рассели птиц», «Ассоциации», «Придумай предложение».

- Использование в индивидуальной деятельности и в НОД игр на развитие логического мышления.

- Использование в индивидуальной деятельности и в НОД упражнений «мозговой штурм».

- Использование кубика Блума на занятиях по темам: «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Зимушка-зима», «Народные промыслы», «День Защитника Отечества», «Все начинается с семени», «Зимние развлечения». - Родительское собрание «Авторитет родителей. Поощрение и наказание».

- Материал в родительский уголок:

- Консультация для родителей «Кубик Блума - технология

развития критического мышления»

-Консультация «Развитие критического мышления в семье»

Март-

апрель-

май

- Игры на развитие внимание и логического мышления : «Четвертый лишний», «Кто кем был и кто кем будет», «Варианты слов», «Запомни-повтори».

- Игры на развитие познавательных интересов: «Запоминайка», «Рассыпанные цифры», «Выложи по памяти», «Игра-головоломка».

- Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности приемов «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы», «Шесть шляп мышления».

- Использование кубика Блума на занятиях по темам: «Перелетные птицы», «Идет красавица Весна», «Театр», «Цветы небывалой красоты», «Насекомые», «Космос далекий и близкий», «День победы», «Здравствуй, лето!». - Консультации для родителей: «4 простые вещи для развития критического мышления у ребёнка», «Как и зачем развивать креативное мышление у детей», «Приемы критического мышления в развитии речи детей».

- Памятка для родителей «Как организовать игры детей дома на развитие критического мышления»

- Включение родителей в создание мини-центра «Подумай».

3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Нормативно-правовой ресурс

1. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.3049-13 от 29 мая 2013 г. N 28564;

2. Федеральный законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2014г. №1155;

Научно-методический ресурс: Игровая технология, разработанная американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".

Кадровый ресурс: Реализация содержания Проекта предполагает взаимодействие воспитателя группы, детей, посещающих подготовительную группу и их родителей.

Материально-технический ресурс: Предметно-развивающая среда предполагает наличие классического кубика Блума и по некоторым темам в соответствии с календарным планом.

Технологический ресурс: Педагогами детского сада разработаны методические рекомендации по организации образовательного процесса в рамках Проекта, в которых учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по осуществлению культурно-исторического, системно - деятельностного и личностного подходов.

Перспектива: Проект «Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума» можно рекомендовать педагогам, работающим с детьми не только старшего дошкольного возраста, но и среднего, при корректировке целей, задач и ожидаемого результата, согласно индивидуальным и возрастным особенностям детей.

Литература:

1. 3агашев И. О., Заир-Бек С. И., Муш-тавинская И. В. Учим детей мыслить критически / пособие для педагогов / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Мушта-винская - 2-е - С. П. : Альянс Дельта». 2003 - 192 с.

2. Дж. Стил, Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С., Популяризация критического мышления /пособие / Дж. Стил, К. Мередит, 4. Темпл, С. Уолтер - 2 - М., 1997.

3. Абишева, И. В. Критическое мышление – навык будущего [Текст] / И. В. Абишева // Интеграция методической (научно-методической) (22 апреля 2019). – Челябинск: ЧИП и ПК РО, 2019. – С. 250-254.

4. Астахова, Л. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности [Текст] / Л. В. Астахова, Т. В. Харлампьева. – М. : РАН, 2012. – 136 с.

5. Клустер, Д. Критическое мышление и новые виды грамотности [Текст] / Д. Клустер. — М. : ЦГЛ, 2014. — 80с

6. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

7. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В., Учим детей мыслить критически. -С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.

8. Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление [Текст] / Г. Линдсей, Р. Ф. Томпсон, К. С. Халл // Хрестоматия по психологии: психология мышления. – М. : АСТ, 2018. – С. 111-114.

9. Седова, А. С. Развитие критического мышления как одна из основных целей современного образования [Текст] / А. С. Седова, О. И. Ваганова, М. М. Кутепов // Инновационная экономика : перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 2 (36). – С. 79-85

Публикации по теме:

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Игра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для старших дошкольниковИгра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для старших дошкольников Игра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: создавать условия для развития.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек с детьми подготовительной группы»Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек с детьми подготовительной группы» Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек» Главной целью системы дошкольного образования является.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Конспект мастер-класса «Развитие дивергентного мышления у дошкольников»Конспект мастер-класса «Развитие дивергентного мышления у дошкольников» Добрый день! Меня зовут Шнейдер Екатерина Борисовна и я учитель – логопед МБДОУ детский сад № 2 «Ландыш». Коллеги! Я рада Вас приветствовать.

Применение «Кубика Блума» на примере закрепления знаний на тему «Зимующие птицы»Применение «Кубика Блума» на примере закрепления знаний на тему «Зимующие птицы» В современном ФГОС ДО говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста. Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать.

Развитие критического мышления в начальной школе, характерное для каждой стадии урока проводимого с детьми с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с задержкой психического развития предполагает разработку.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный проект «Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума»
Опубликовано: 22 мая 2023 в 20:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный проект «Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сомова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД