МААМ-картинки

Применение «Кубика Блума» на примере закрепления знаний на тему «Зимующие птицы» (5 фото)

Валентина Владимировна Шкляева
Применение «Кубика Блума» на примере закрепления знаний на тему «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

В современном ФГОС ДО говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

Один из приемов ТРКМ, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, широко используется мной в работе, и называется он - Кубик Блума.

Публикация «Применение „Кубика Блума“ на примере закрепления знаний на тему „Зимующие птицы“» размещена в разделах

Применение «Кубика Блума» на примере закрепления знаний на тему «Зимующие птицы»

Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.

На каждой грани написан свой вопрос. 6 граней – 6 вопросов.

• Назови.

• Почему.

• Объясни.

• Предложи.

• Придумай.

• Поделись.

Правила игры с Кубиком довольно просты :

1. Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми.

2. Воспитатель или ребенок бросает Кубик.

3. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.

4. И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.

Кубики Блума затрагивают самые разные темы - формирование элементарных математических представлений, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, военно-патриотическое воспитание, экологическое воспитание и множество других тем.

Фото «Зимующие птицы»
Применение «Кубика Блума» на примере закрепления знаний на тему - фото
Фото №1 В современном ФГОС ДО говорится что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно ориентированная направленность

Благодаря свойствам и качествам кубиков Блума мы применяем их при организации гибкой образовательной среды в процессе совместной деятельности с дошкольниками и для достижения поставленных целей.

С помощью данных кубиков мы закрепляем пройденную за всю неделю лексическую тему. Эти кубики очень нравятся детям. А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения дошкольников. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.

Используя множество кубиков, разработанных на различных сайтах, я поняла, что могу сама изготавливать данное методическое пособие.

Каждый месяц в нашей группе посещён определенной теме, на которую я совместно с детьми разрабатываю проект. В феврале мы работали над темой «Зимующие птицы». Для того, чтобы проверить, как дети усвоили данную тему и для закрепления материала, я изготовила кубик, в котором использовала наши фотографии с разнообразными видами деятельности, проводимыми в рамках проекта «Зимующие птицы».

Дети в восторге от такого новшества. Им очень интересно находить себя и своих друзей на гранях кубика. И материал усваивается еще качественнее. Этот кубик всегда перед глазами, мы возвращаемся к нему регулярно.

Хочу представить одно из закрепляющих занятий с использованием кубика Блума.

Технологическая карта занятия

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности:

Возрастная группа 5 -7 лет

Тема занятия Зимующие птицы

Образовательная область Речевое развитие

Цель Расширять представления у детей о зимующих птицах, создание проекта по теме

Задачи - закрепить умение различать птиц по внешнему виду, находить признаки сходства и различия;

- расширять и активизировать у детей словарный запас;

- воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам;

- сформировать у детей умение обосновывать свою точку зрения;

- стимулировать детей к парному и групповому взаимодействию;

- мотивировать детей к самостоятельному решению поставленной задачи;

- способствовать развитию мышления, творческого воображения детей;

- развивать мелкую моторику.

- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к результатам труда.

Тип занятия Занятие по закреплению изученного материала

Оборудование Кубик Блума «Зимующие птицы», аудиозапись с голосами птиц. Карточки с изображением корма для птиц семечки, рябина, пшено, карточки с изображениями зимующих и перелётных птиц.

Содержание Обратная связь на высказывание детей/примечание

Воспитатель приветствует детей.

Добрый день, дети!

- Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем с вами говорить, я предлагаю вам к столам.

- Перед вами разложены разрезные картинки, нужно их собрать.

- Что у вас получилось (птицы).

- Правильно, это птицы.

(Воспитатель по очереди подходит к каждому столу и спрашивает, какая птица получилась и как ее узнали – описание).

- Хорошо, а как одним словом можно назвать этих птиц? (Зимующие). Правильно, сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах.

- Скажите, пожалуйста, как называется профессия людей, которые изучают птиц? (Орнитолог). Они наблюдают за их поведением в лесу, в городе и в зоопарке, и ведут специальный экологический дневник. Хотите поиграть в ученых – орнитологов?

Тогда, сегодня я буду старший орнитолог, а вы научные сотрудники. И вместе мы с вами вспомним всё то, что мы знаем о зимующих птицах, а поможет нам в этом Кубик Блума.

- Ребята, в какое время года бывает мороз (Зимой). Как мы с вами спасаемся от мороза? (У нас есть теплые дома, одеваемся по теплее и тд). А как зимуют наши младшие друзья – птицы? (Люди подкармливают их, строят кормушки и тд). Приветствие детей

Дети подходят к своим местам за столами, на которых разложены разрезные картинки «Зимующих птиц»)

Ребята собирают картинки

2 этап: способствуем образовательной деятельности детей

Содержание Обратная связь на высказывание детей/ примечание

(На все задания дети бросают Кубик Блума с заданиями)

1. Задание: (за столом) «Поделись, каких зимующих птиц ты знаешь». К нам прилетели птицы на кормушку, посмотрите все ли птицы зимующие?

2. Задание (за столом) «Расскажи, чем кормить птиц зимой». В холодные дни, птицы ищут корм в течении всего дня. Зимой они смелее, чем летом. Они объединяются в стаи и летают около жилья, в поисках пищи. А люди их подкармливают. Давайте вспомним чем можно и нельзя кормить зимующих птиц.

3. Задание: (за столом) «Назови части тела птицы». Ребята, а чем отличается птица от животного?

А теперь немного отдохнём и проведем игру на внимательность.

Физминутка:

«Летает, прыгает, клюет»

(Воспитатель называет и показывает действия птиц, а дети повторяют. Педагог может путать детей, например, говорить летает, а показывает прыгает и тд. Дети должны игнорировать не правильный ответ, а показать правильно).

4. Задание: (За столом). «Предложи, как мы можем помочь зимующим птицам». (Показываю грань кубика с изображением наших кормушек, сделанных родителями). Мы можем помочь птицам, если будем им устраивать своеобразные столовые-кормушки на деревьях. В кормушки нужно регулярно подсыпать зернышки, крошки белого хлеба или кормовую зерновую смесь, купленную в зоомагазине.

Если мы будем помогать птичкам выжить, то летом они помогут нам, подъедая вредителей на деревьях и в огородах. Некоторые пернатые уменьшают численность мелких грызунов, в частности - мышей.

5. Задание. «Объясни, почему птицам трудно зимой». Трудно жить не только потому, что холодно, а потому, что нечем питаться. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду очень много птиц погибает от голода. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замёрзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

6. Задание. (последняя грань кубика) «Почему одни птицы улетают, а другие остаются зимовать?»

Где живут утки и гуси? Правильно, у речек и прудов. Река для них - и дом, и столовая. А что происходит с реками зимой? Верно, они замерзают. Значит, нужно водоплавающим птицам искать себе другой дом.

А что летом кушают ласточки, чем кормят своих птенцов? Летающими насекомыми. А зимой насекомые летают? Нет, они прячутся от холода до весны. Выходит, что зимой многим птицам нечего есть, вот и ищут они себе дом в других местах, теплых и сытных.

Почему же тогда не улетают воробьи и синички, вороны и галки, сойки и дятлы?

Просто все они могут зимой отыскать для себя пропитание: семена и плоды растений и даже насекомых с их личинками под корой деревьев. А если перебраться поближе к людям, можно поживиться остатками пищи, которые обязательно найдутся поблизости от жилья.

Дети отвечают на уточняющие вопросы и приходят к выводам самостоятельно.

3 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание Обратная связь на высказывание детей/ примечание

- Ребята, кем мы сегодня с вами побывали? (Орнитологами).

- Кого изучают орнитологи? (птиц)

- О каких птицах мы говорили?

- Почему их так называем?

- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

- Как называется «птичья столовая»?

- Какой корм нужно класть в кормушку?

Использование приема «Кубик Блума» только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравиться детям, они быстро осваивают технику его применения. А воспитателю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме строить совместную деятельность с детьми.

Фото №2 И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений а в создании условий для развития личности ребенка

Использованная литература:

1. Акимушкин И. И. Рассказы о природе «Куда и как?». – М. : Мысль, 2016. – 264 с.

2. Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете. Птицы. – М. : Детская литература, 2004. – 135 с.

3. Серия журналов «Муравейник» 2012- 2014г.

4. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Дидактические игры для закрепления знаний жанров живописи: портрет, натюрморт, пейзажДидактические игры для закрепления знаний жанров живописи: портрет, натюрморт, пейзаж Уважаемые гости моей странички! Решила показать Вам дидактические игры, которые использую в своей работе для закрепления знаний детей жанров.

Игра для закрепления знаний о профессиях «Гадание на ромашке»Игра для закрепления знаний о профессиях «Гадание на ромашке» Предлагаю вашему вниманию игру "Гадание на ромашке" Цель: закрепить знания о профессиях взрослых. Задачи: 1. Расширить и уточнить знания.

Игры и игровые задания для закрепления знаний детей о российском флагеИгры и игровые задания для закрепления знаний детей о российском флаге Предлагаю Вашему вниманию игры и игровые задания на закрепление знаний детей внешнего вида Российского флага, цветовой очередности. Для.

Индивидуальный альбом как одна из форм закрепления знаний об эмоциях у детейИндивидуальный альбом как одна из форм закрепления знаний об эмоциях у детей Добрый день, уважаемые коллеги! Я неоднократно писала о том, что большое внимание во взаимодействии с детьми уделяю их эмоциональному развитию.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы» Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста. На тему: «Зимующие.

Конспект НОД на тему «Зимующие птицы» Конспект НОД на тему «Зимующие птицы»Для детей средней группы (4-5 лет) Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация. Цель:.

Лэпбук на тему «Зимующие птицы»Лэпбук на тему «Зимующие птицы» 5 января 2016 года Президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России был объявлен годом.

Пособие из фетра «Книга с буквами» для закрепления знаний о буквах и звукахПособие из фетра «Книга с буквами» для закрепления знаний о буквах и звуках Пособие "Книга с буквами" изготовлено из фетра. Оно предназначено для закрепления знаний о буквах и звуках. Фетр очень удобный материал. Из.

Урок рефлексии как способ закрепления знаний Планирование учебных занятий в рамках целого цикла и конкретно каждого урока, комбинирование материала разных уроков, логическая последовательность.

Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений у детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение «Кубика Блума» на примере закрепления знаний на тему «Зимующие птицы»
Опубликовано: 9 апреля 2023 в 22:11
+250Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение «Кубика Блума» на примере закрепления знаний на тему «Зимующие птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Владимировна Шкляева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД