Валентина Владимировна Шкляева
Применение «Кубика Блума» на примере закрепления знаний на тему «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном ФГОС ДО говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.
Один из приемов ТРКМ, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, широко используется мной в работе, и называется он - Кубик Блума.
Публикация «Применение „Кубика Блума“ на примере закрепления знаний на тему „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зимующие птицы
- Кубик Блума. Игры и занятия
- Кубики. Игры с кубиками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.
На каждой грани написан свой вопрос. 6 граней – 6 вопросов.
• Назови.
• Почему.
• Объясни.
• Предложи.
• Придумай.
• Поделись.
Правила игры с Кубиком довольно просты :
1. Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми.
2. Воспитатель или ребенок бросает Кубик.
3. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.
4. И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.
Кубики Блума затрагивают самые разные темы - формирование элементарных математических представлений, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, военно-патриотическое воспитание, экологическое воспитание и множество других тем.
Благодаря свойствам и качествам кубиков Блума мы применяем их при организации гибкой образовательной среды в процессе совместной деятельности с дошкольниками и для достижения поставленных целей.
С помощью данных кубиков мы закрепляем пройденную за всю неделю лексическую тему. Эти кубики очень нравятся детям. А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения дошкольников. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.
Используя множество кубиков, разработанных на различных сайтах, я поняла, что могу сама изготавливать данное методическое пособие.
Каждый месяц в нашей группе посещён определенной теме, на которую я совместно с детьми разрабатываю проект. В феврале мы работали над темой «Зимующие птицы». Для того, чтобы проверить, как дети усвоили данную тему и для закрепления материала, я изготовила кубик, в котором использовала наши фотографии с разнообразными видами деятельности, проводимыми в рамках проекта «Зимующие птицы».
Дети в восторге от такого новшества. Им очень интересно находить себя и своих друзей на гранях кубика. И материал усваивается еще качественнее. Этот кубик всегда перед глазами, мы возвращаемся к нему регулярно.
Хочу представить одно из закрепляющих занятий с использованием кубика Блума.
Технологическая карта занятия
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности:
Возрастная группа 5 -7 лет
Тема занятия Зимующие птицы
Образовательная область Речевое развитие
Цель Расширять представления у детей о зимующих птицах, создание проекта по теме
Задачи - закрепить умение различать птиц по внешнему виду, находить признаки сходства и различия;
- расширять и активизировать у детей словарный запас;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам;
- сформировать у детей умение обосновывать свою точку зрения;
- стимулировать детей к парному и групповому взаимодействию;
- мотивировать детей к самостоятельному решению поставленной задачи;
- способствовать развитию мышления, творческого воображения детей;
- развивать мелкую моторику.
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к результатам труда.
Тип занятия Занятие по закреплению изученного материала
Оборудование Кубик Блума «Зимующие птицы», аудиозапись с голосами птиц. Карточки с изображением корма для птиц семечки, рябина, пшено, карточки с изображениями зимующих и перелётных птиц.
Содержание Обратная связь на высказывание детей/примечание
Воспитатель приветствует детей.
Добрый день, дети!
- Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем с вами говорить, я предлагаю вам к столам.
- Перед вами разложены разрезные картинки, нужно их собрать.
- Что у вас получилось (птицы).
- Правильно, это птицы.
(Воспитатель по очереди подходит к каждому столу и спрашивает, какая птица получилась и как ее узнали – описание).
- Хорошо, а как одним словом можно назвать этих птиц? (Зимующие). Правильно, сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах.
- Скажите, пожалуйста, как называется профессия людей, которые изучают птиц? (Орнитолог). Они наблюдают за их поведением в лесу, в городе и в зоопарке, и ведут специальный экологический дневник. Хотите поиграть в ученых – орнитологов?
Тогда, сегодня я буду старший орнитолог, а вы научные сотрудники. И вместе мы с вами вспомним всё то, что мы знаем о зимующих птицах, а поможет нам в этом Кубик Блума.
- Ребята, в какое время года бывает мороз (Зимой). Как мы с вами спасаемся от мороза? (У нас есть теплые дома, одеваемся по теплее и тд). А как зимуют наши младшие друзья – птицы? (Люди подкармливают их, строят кормушки и тд). Приветствие детей
Дети подходят к своим местам за столами, на которых разложены разрезные картинки «Зимующих птиц»)
Ребята собирают картинки
2 этап: способствуем образовательной деятельности детей
Содержание Обратная связь на высказывание детей/ примечание
(На все задания дети бросают Кубик Блума с заданиями)
1. Задание: (за столом) «Поделись, каких зимующих птиц ты знаешь». К нам прилетели птицы на кормушку, посмотрите все ли птицы зимующие?
2. Задание (за столом) «Расскажи, чем кормить птиц зимой». В холодные дни, птицы ищут корм в течении всего дня. Зимой они смелее, чем летом. Они объединяются в стаи и летают около жилья, в поисках пищи. А люди их подкармливают. Давайте вспомним чем можно и нельзя кормить зимующих птиц.
3. Задание: (за столом) «Назови части тела птицы». Ребята, а чем отличается птица от животного?
А теперь немного отдохнём и проведем игру на внимательность.
Физминутка:
«Летает, прыгает, клюет»
(Воспитатель называет и показывает действия птиц, а дети повторяют. Педагог может путать детей, например, говорить летает, а показывает прыгает и тд. Дети должны игнорировать не правильный ответ, а показать правильно).
4. Задание: (За столом). «Предложи, как мы можем помочь зимующим птицам». (Показываю грань кубика с изображением наших кормушек, сделанных родителями). Мы можем помочь птицам, если будем им устраивать своеобразные столовые-кормушки на деревьях. В кормушки нужно регулярно подсыпать зернышки, крошки белого хлеба или кормовую зерновую смесь, купленную в зоомагазине.
Если мы будем помогать птичкам выжить, то летом они помогут нам, подъедая вредителей на деревьях и в огородах. Некоторые пернатые уменьшают численность мелких грызунов, в частности - мышей.
5. Задание. «Объясни, почему птицам трудно зимой». Трудно жить не только потому, что холодно, а потому, что нечем питаться. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду очень много птиц погибает от голода. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замёрзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
6. Задание. (последняя грань кубика) «Почему одни птицы улетают, а другие остаются зимовать?»
Где живут утки и гуси? Правильно, у речек и прудов. Река для них - и дом, и столовая. А что происходит с реками зимой? Верно, они замерзают. Значит, нужно водоплавающим птицам искать себе другой дом.
А что летом кушают ласточки, чем кормят своих птенцов? Летающими насекомыми. А зимой насекомые летают? Нет, они прячутся от холода до весны. Выходит, что зимой многим птицам нечего есть, вот и ищут они себе дом в других местах, теплых и сытных.
Почему же тогда не улетают воробьи и синички, вороны и галки, сойки и дятлы?
Просто все они могут зимой отыскать для себя пропитание: семена и плоды растений и даже насекомых с их личинками под корой деревьев. А если перебраться поближе к людям, можно поживиться остатками пищи, которые обязательно найдутся поблизости от жилья.
Дети отвечают на уточняющие вопросы и приходят к выводам самостоятельно.
3 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей/ примечание
- Ребята, кем мы сегодня с вами побывали? (Орнитологами).
- Кого изучают орнитологи? (птиц)
- О каких птицах мы говорили?
- Почему их так называем?
- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
- Как называется «птичья столовая»?
- Какой корм нужно класть в кормушку?
Использование приема «Кубик Блума» только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравиться детям, они быстро осваивают технику его применения. А воспитателю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме строить совместную деятельность с детьми.
Использованная литература:
1. Акимушкин И. И. Рассказы о природе «Куда и как?». – М. : Мысль, 2016. – 264 с.
2. Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете. Птицы. – М. : Детская литература, 2004. – 135 с.
3. Серия журналов «Муравейник» 2012- 2014г.
4. Интернет ресурсы.