Екатерина Борисовна Шнейдер
Конспект мастер-класса «Развитие дивергентного мышления у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер-класса
Добрый день! Меня зовут Шнейдер Екатерина Борисовна и я учитель – логопед МБДОУ детский сад № 2 «Ландыш». Коллеги! Я рада Вас приветствовать сегодня на нашем мастер-классе, на котором мы узнаем что-то новое, возможно посмотрим на мир другими глазами, но не будем забегать вперед! Для начала давайте с вами поздороваемся, кто-то из нас сегодня уже виделся, а кто-то встретился сегодня впервые в этом зале. Я предлагаю поздороваться с друг другом без слов, поздоровайтесь с соседом слева и с соседом справа. Здороваться каждый раз надо по -новому, по - разному. (здороваются поклоном головы, пожатием рук, дотронуться плечами, обняться и т. д.) С каким количеством человек вам удалось поздороваться? Вам это было трудно делать?
Публикация «Конспект мастер-класса „Развитие дивергентного мышления у дошкольников“» размещена в разделах
Итак, а теперь перейдём к теме нашего сегодняшнего мастер – класса.
Мастер – класс «Развитие дивергентного мышления у дошкольников»
1. Для чего мышление человеку? Что это вообще такое?
Мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений).
2. Виды мышления :
Конвергентное мышление – это мыслительная деятельность, направлена на поиск подходящего решения на основе стандартных приемов и рассуждений (по алгоритму). Никакой оригинальности проявлять не нужно. Важно найти правильное решение.
Дивергентное мышление характеризуется творческим подходом в решении задач, нестандартными рассуждениями, поиском необычных решений и игнорированием известных алгоритмов и шаблонов.
Давайте посмотрим на изображения мальчиков, попробуем понять эмоциональное состояние каждого из них и рассказать, что с ними произошло, используя своё дивергентное мышление.
3. Для чего необходимо обучать детей дивергентному мышлению учителю -логопеду?
Стремясь развивать своих деток, родители поневоле приравнивают их высказывания к шаблонным «правильным» ответам. Особо виртуозные детские фразы и изобретения взрослых радуют и развлекают. Но, если такой искры в словах ребенка нет, или ребёнок с фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи, у которого словесный запас мал, либо ограничен за счет нарушения процессов формирования произносительной системы родного языка, родители или воспитатели стараются юного мыслителя поправить и подсказать ему общепринятые суждения и выводы.
Безусловно, мыслительные способности, ориентированные на поиск точного ответа, нужно развивать. Тем более что школьная программа в подавляющем большинстве опирается на конвергентное мышление. Однако в жизни недостаточно мыслить в стандартных рамках. И жизнь умеет подкидывать совершенно нетипичные задачи. Поэтому так важно начать формировать дивергентное мышление у детей еще в дошкольном возрасте. Ведь совершенствование мышления положительно влияет на речевое развитие, которое невозможно без анализа, синтеза, сравнения, обобщения – то есть основных мыслительных операций, а так же, без внимательности. Всем этим мы занимаемся с детьми на индивидуальных или подгрупповых логопедических занятиях.
А сейчас проверим, на сколько Вы внимательны! Итак, давайте посмотри на картинку. (На картинке мужчина с красными шарами). Сосчитайте количество красных шаров, которые вы видите. Не торопитесь и считайте внимательно!
А теперь посмотрите, что могли упустить из вида при данной постановке вопроса? 6 пальцев! Проблема невнимания здесь в том, что Ваше внимание было приковано только к ответу на сформулированный вопрос. Люди, обладающие дивергентным мышлением способны успешно и гибко смотреть на ситуацию с разных сторон, замечать все тонкости и неточности, задумываться о большем, чем ответ на сам вопрос.
3. Характеристика дивергентного типа мышления
Понятие дивергентного мышления больше известно как творческий мыслительный процесс. Чтобы понять, что необходимо развивать для становления этого типа мышления, перечислим основные свойства творческого подхода к поиску и развитию идей.
1. Гибкость - подвижность мышления, способность выдвигать различные идеи, отличные друг от друга.
2. Беглость - свойство быстрого придумывания реальных и фантастических решений для одной и той же проблемы (число идей).
3. Оригинальность - способность находить нестандартные решения.
4. Способность к детализации - умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет, рисунок.
5. Название – богатство словарного запаса.
Все ли дети способны проявлять дивергентное мышление в полной мере? Дети, с фонетико-фонетическим или общим недоразвитием речи, как мы это знаем имеют ограниченный речевой запас, а как известно, развитие речи в дошкольном возрасте является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным, мыслительным развитием. При этом для ребёнка развитие тактильных ощущений имеет очень большое значение! Ручки, ладошки, пальчики ребенка – очень важные части его тела, которые отвечают за развитие именно мыслительной деятельности. От развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Таким образом, работа по развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук благотворно влияет на развитие всех сторон психики ребенка, в том числе и на развитие речи.
С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений.
Поэтому в своей работе я использую множество игр и пособий, помогающих развитию тактильных ощущений. Давайте посмотрим следующие слайды.
4. Игры, направленные на развитие дивергентного мышления :
Начнём с простого! Мешочек с сенсорными шариками, сделанными из разных материалов подойдут как для самомассажа, так и помогут ребёнку снять мышечное напряжение, повышенный тонус и сбросить негативные эмоции.
(Ёжик в руки мы возьмём Покатаем и потрём Вверх подбросим и поймаем И иголки посчитаем Пустим ёжика на стол Ручкой ёжика прижмём И немножко покатаем Потом ручку поменяем)
Сенсорные разноцветные мешочки – лабиринты; пояса – лабиринты.
Развивающие игры «Книга-лабиринт», «Весёлый лабиринт» прекрасно развивает координацию движений! А в работе учителя-логопеда данные пособия незаменимы при введении в речь ребёнка нового для него звука, подходят для отработки звука в слогах. Задание звучит примерно так, возьми котика, котик учится рычать (шипеть) вместе с тобой, и научи его произносить слог РА (ША).
А как детям нравится песочная терапия!
Игра «Мозайка» развивает мелкую моторику рук и творческие способности ребёнка.
Логические блоки Дьенеша формируют умения и навыки находить различные по величине, форме и цвету геометрические фигуры, а также учат ориентироваться на листе бумаги; отрабатывают адекватность называния каждой из используемых геометрических фигур и четкости произнесения названия.
Счетные палочки – развивают абстрактное мышление, помогают детям проявить своё творчество.
Речевые кубики, одна из самых любимых игр у детей, развивают все аспекты дивергентного (творческого) мышления.
Дети любят речевые игры, направленные на развитие мышления, их формулировка может быть разной. Например: Упражнение «Скажи наоборот» (У лисы хвост длинный, а у медведя короткий, крохотный, маленький, «Подбирай, называй, запоминай» (назови как можно больше слов признаков Весны (какая, Листья (какие)и многие другие. Пособие «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР»
Как Вы видите, есть огромное множество игр, способствующих развитию речи ребёнка, а так же его дивергентного мышления, ведь основная деятельность дошкольников как на занятиях у воспитателя, так и на занятиях учителя-логопеда, это конечно же игра.
5. Признаки проявления дивергентного мышления у детей
Важным плюсом развития дивергентного мышления у детей дошкольного возраста является пробуждение познавательной мотивации. Желая найти оригинальное решение, ребенок включает свою исследовательскую активность, проявляет чувствительность к обнаружению нового в обычном.
Дошкольник, у которого формируется дивергентный тип мышления, удивляет тем, какие оригинальные образы он может увидеть в облачке или обнаруженной в лесу коряге. Он всем интересуется, задает множество уточняющих вопросов, и сам выдает предположительные ответы.
Такие дети предпочитают сюжетно-ролевые игры иной игровой деятельности, потому что получают возможность детализировать сюжет, видоизменять роли и правила. Как следствие, идёт развитие речи ребёнка, увеличение его словарного запаса. Такому ребёнку легче общаться как со сверстниками, так и с людьми старшего возраста.
Поэтому предлагаю Вам одну игру. Посмотрите на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи. Одни начинает и рассказывает про одного героя, следующий подхватывает и т. д.
Ну вот, посмотрите, какая необычная, интересная сказка у Вас получились! Что я могу Вам сказать? Ваше дивергентное мышление развито на высочайшем уровне, продолжайте и в дальнейшем оставаться такими же творческими и интересными людьми, ведь общаясь с Вами, наши воспитанники становятся умнее, начитаннее, их речь развивается и совершенствуется!
И самый последний слайд – картинка.
Посмотрите, здесь для обобщения полученных сегодня знаний, представлено два персонажа, попавших в трудную жизненную ситуацию, и два вида мышления : конвергентное и дивергентное. Так вот, посмотрите на них, и задумайтесь, а с каким Вы себя ассоциируете персонажем, когда у Вас происходят сложности? Можете вслух не отвечать! Спасибо за внимание! До новых встреч!