Антонина Черкасова
Консультация «Виртуальная экскурсия, как средство патриотического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Виртуальная экскурсия как средство патриотического воспитания дошкольников
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования. Виртуальные экскурсии в детском саду являются одним из универсальных средств в организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Они позволяют разнообразить деятельность дошкольников, способствуют развитию у них наблюдательности, познавательного интереса; позволяют значительно расширить кругозор детей и являются прекрасным средством патриотического воспитания.
Публикация «Консультация „Виртуальная экскурсия, как средство патриотического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2019
Виртуальная экскурсия – программно-информационный продукт, предназначенный для интегрированного представления видео-, аудио- графической и текстовой информации. Это мультимедийная фотопанорама, которая, в отличие от видео или обычной серии фотографий, обладает интерактивностью.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Патриотизм, применительно к старшему дошкольнику, определяется исследователями как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, живой природы, как наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира. Патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине.
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма.
Задача педагогов – как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к явлениям общественной жизни. Воспитание любви к своей стране, городу начинается непосредственно со знакомства с ним, его природными особенностями, достопримечательностями, архитектурой, памятными местами. Наиболее полные представления о родном городе и стране может дать специально организованная экскурсия.
Экскурсия – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, она является наиболее значимым инструментом для ознакомления детей с памятниками города. Она позволяет ребенку наглядно увидеть, то, о чем он уже слышал от педагога, посетить памятные места города, музеи, центры культуры и, тем самым, приобщиться к истории Родины.
Современные дети постоянно находятся в поле информационно-компьютерных технологий. С помощью таких технологий наши дети быстрее усваивают какую-либо новую информацию.
Поиск содержания, средств, методов осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования процесса патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований – явление, несомненно, позитивное. Одним из вариантов работы по патриотическому воспитанию дошкольников могут быть виртуальные и электронные экскурсии.
Термин «виртуальный» происходит от английского слова «virtual» – похожий, неотличимый. Первые виртуальные экскурсии были представлены виртуальными экскурсиями по музеям и стали появляться в Интернете уже в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии.
Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.
Достоинства виртуальной экскурсии :
• доступность – возможность осмотра объектов экскурсии; без больших материальных и временных затрат и в любое время;
• возможность многоразового просмотра экскурсии и предлагаемой информации
• эффект присутствия.
У виртуальных экскурсий конечно же есть и свои недостатки:
• отсутствие возможности увидеть то, что не включено в экскурсию;
• ограниченность впечатлений;
• невозможно задать вопрос в режиме реального времени.
В настоящее время количество и глубина материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и у педагогов появляется возможность использовать эти ресурсы и создавать собственные электронные экскурсии по своему выбору и таким образом не зависеть от внешних факторов, препятствующих образовательному процессу. Доступность большого объёма информации также позволяет и частично «сгладить» недостатки виртуальной экскурсии.
Электронная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, они не требуют больших финансовых и временных затрат, так как создаются с помощью информационных технологий.
Основная воспитательная ценность электронных экскурсий в том, что они позволяют создать интерактивную среду воспитания с почти неограниченными возможностями, оказывающимися в распоряжении и педагога, и воспитанника.
Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.
Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие педагога с воспитанниками : его активность уступает место активности воспитанника, задача взрослого – создать условия для их инициативы. Воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, побуждает воспитанников к самостоятельному поиску, исследованию.
Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей и участников образовательного процесса, календарно-тематического планирования.
Таким образом, использование электронных экскурсий делает воспитательно-образовательный процесс в детском саду более интересным, качественным, результативным. Разумно используя их в своей работе, можно выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами – всеми участниками образовательного процесса, а значит создать единое пространство для воспитания будущего гражданина.
Список литературы
1. Виноградова, Н. А. Интерактивная развивающая среда детского сада / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева // М. УЦ Перспектива: 2011. – 208с.
2. «Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие» / Под ред. Н. В. Микляевой. М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
3. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / М. : АРКТИ, 2004. – 235 с.
4. Позднякова, Е. А. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. Планирование, разработки занятий и мероприятий. / Волгоград: Учитель,2008. – 189 с.
5. Ажищева Т. А. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ / Т. А. Ажищева // Центр образовательного и научного консалтинга. [Электронный ресурс]. URL : https://conseducenter.ru/index.php/chtenya/156-ajisheva
6. Учительское сообщество. Образовательный портал для учителей и воспитателей Школы педагогики Дальневосточного Федерального Университета. [Электронный ресурс]. URL : https://uchitel.uss.dvfu.ru/wp-content/uploads/2016/11/Виртуальная-экскурсия. pdf