Марина Дубенцева
Проектная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проектный метод все шире стал использоваться педагогами ДОО. Его преимущество заключается в том, что он позволяет показать детям спектр возможностей по исследованию мира, разные пути и способы достижения цели, использование разных видов детской деятельности в процессе решения задач, применение знаний, умений, навыков в различных практических ситуациях значимых для детей.
Публикация «Проектная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Наиболее содержательное определение проекта дано в книге «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» автора составителя Л. С. Киселева. «Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды».
Если следовать этому определению, вероятность, что ребенок научится решать интеллектуальные и личностные задачи, управлять своим поведением и планировать свои действия, овладеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками возрастет, что полностью соответствует требованиям ФГОС ДО.
Необходимо отметить, что в основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность. Речь идет о стремлении ребенка к постоянному углублению в проблему. Для ребенка решение проблемы – это начало будущей, новой работы.
Содержание проектной деятельности определяется последовательностью работы над проектом. Говоря об общих подходах к структурированию проекта, можно выделить следующие этапы:
- поисковый (создание проблемной ситуации, определение наиболее актуальной и посильной задачи для детей на определенный отрезок времени); - практический (планирование деятельности по достижению цели, выполнение проекта;
- презентационный (оформление продукта, его презентация).
Последний этап проекта всегда должен быть значимым. Важно продемонстрировать вклад каждого ребенка, педагога, родителя и вернуться к цели (получилось ли что хотели). При этом важно помнить, что основная цель образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО – «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и соответствующих возрасту видов деятельности». Все дети, так же как и взрослые, не могут быть одинаково успешными в разных видах деятельности. А подводя итог совместной проектной деятельности, они ощущают свою успешность в работе над общей темой, делом.
Грамотное и целенаправленное использование проектного метода в работе с дошкольниками позволяет успешно решать задачи ознакомления с окружающим миром, в общении с которым раскрывается детская душа, формируется умение делать открытия и удивляться им.
В нашем детском саду метод проектов был успешно апробирован в работе с детьми старшего дошкольного возраста, которые имеют все необходимые предпосылки для создания проектов : они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результатов деятельности.
Так возникла идея разработки проекта «Реализация комплекса мероприятий «Страна березового детства».
Цель проекта : приобщение детей к духовно-нравственным ценностям через такие понятия как единство, дружба, солидарность, милосердие, патриотизм, духовность.
Участники проекта : педагоги, дети, семьи воспитанников, представители Свято-Троицкого храма, детская модульная библиотека, сельская администрация, Дом культуры, краеведческий музей, ателье по пошиву одежды.
Способ достижения цели: изучение русских народных традиций Белгородской области (народный костюм, игры, праздники, изучение истории возникновения русской тряпичной куклы.
Результатом проекта станет : проведение комплекса мероприятий в рамках проекта «Страна Березового детства» с привлечением не менее 80% воспитанников и родителей МБДОУ.
Требования к результату: создание мини музея «История тряпичной куклы», создание детских народных костюмов, создание картотеки русских народных игр, пошив униформы для педагогических работников детского сада.
На основе каждой темы были реализованы различные формы и методы совместной поисковой работы с детьми и родителями. Работа над проектом была разбита на блоки: организационный, практический, заключительный.
Организационный блок работ проекта включал в себя разработку и утверждение положений о создании мини-музея «Тряпичная кукла», о проведении конкурса на лучший эскиз детского народного костюма и униформы педагогам с элементами русского народного орнамента. Практический блок работ проекта
содержал подготовку и проведение святочных гуляний «Васильев вечер», «Масленичной недели», праздника «Со Светлой Пасхой», комплекса мероприятий, посвященных Великой Победе, а также покупки ткани и пошива костюмов для детей и педагогических работников.
Заключительный блок работ проекта включал подготовку и проведение праздника «Хоровод Березки» (который состоялся на православный праздник «Троица», торжественное открытие экспозиции «Тряпичная кукла».
В результате проектной деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию педагоги приобретают опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Повышается качество и уровень подготовленности педагогов в различных видах педагогической деятельности. Значительные успехи (взаимопонимание и, как следствие этого, эффективное сотрудничество) достигаются в ходе совместной работы педагогического коллектива ДОУ с родителями воспитанников, сотрудниками библиотеки, школы, ветеранами.
Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.
Рекомендации:
Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта :
1. педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
2. родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;
3. дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.