Рина Яхина
Инновационный проект «Организация этнографического мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Общие положения проекта…. 3
1.1. Обоснование актуальности проекта…. 3
1.2. Принципы реализации проекта…. 5
1.3. Информационная справка об исходном состоянии ДОУ…. 6
1.4. Этапы реализации проекта…7
2. Реализация проекта…9
2.1. Создание этнографической среды в условиях ДОУ…9
2.2. Научно-методическое обеспечение проекта…. 11
2.3. Механизм реализации проекта… ….11
3. Результативность реализации проекта…. ….19
1. Общие положения проекта
Публикация «Инновационный проект „Организация этнографического мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
1.1. Обоснование актуальности проекта
Низкий уровень патриотизма современной молодежи (по данным социологической лаборатории Ольги Крыштановской – доктора социологических наук, доверенного лица президента России В. В. Путина) на фоне нестабильной геополитической обстановки в мире, возникновения новых вызовов и военных угроз для России в последние годы актуализировали проблему патриотического воспитания подрастающего поколения. Это подтверждается принятием государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг». Система патриотического воспитания в образовании предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов, в том числе, дошкольных учреждениях.
По мнению известных педагогов, исследователей (Э. К. Суслова, С. А. Козлова, Е. А. Казаева и др.) формирование патриотических и гражданственных чувств, любви к Отчизне должно осуществляться с самого раннего детства. В дошкольном учреждении патриотическое воспитание начинается с ознакомления детей с Малой Родиной (родным городом, его тружениками, природой края, что способствует формированию уважительного отношения к культуре других народов, пониманию их самобытности, принятию специфики культурных ценностей. Путь гуманизации по этнопедагогическому кольцу (Г. Н. Волков) заключается в следующем: «Без исторической памяти - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа».
В Ханты-Мансийском автономном округе проживают коренные малочисленные народы Севера ханты и манси, обладающие пятитысячелетним культурным наследием. Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью общероссийского духовного наследия. Знакомство с особенностями национального быта, одежды, фольклора, традиций, труда способствует приобщению дошкольников к культуре коренных народов Севера ханты и манси, формированию толерантного, уважительного отношения как к представителям данных народов, так и к представителям других этнических групп.
Учитывая местонахождение МАДОУ «Березка» (левобережная часть города) и отсутствие возможности системно осуществлять взаимодействие с МБУ «Музейно-выставочный центр» в форме детских экскурсий, необходимость открытия этнографического мини-музея на базе детского сада очевидна. В настоящее время музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Создание системы работы по приобщению дошкольников к культурным традициям коренных народов Севера ханты и манси в рамках деятельности этнографического мини-музея позволит комплексно решать задачи по ознакомлению дошкольников с родным краем, его коренными жителями, родным городом, способствуя патриотическому воспитанию дошкольников.
Таким образом, на основе анализа актуальности данного направления работы сформулированы проблемы проекта, которые заключаются:
в отсутствии этнографического мини-музея на базе МАДОУ «Березка» как формы работы с дошкольниками по приобщению к культурным традициям коренных народов Севера ханты и манси;
в отсутствии разработанного программно-методического обеспечения по организации образовательной деятельности с целью приобщения к культурным традициям коренных народов Севера ханты и манси.
Вид проекта : инновационный проект
Цель проекта :
Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к культурным традициям народов Севера ханты и манси путем создания этнографического мини-музея в условиях ДОУ.
Задачи проекта :
Создание системы работы по расширению представлений детей о Малой Родине – Югре (природе края, культуре ее коренных жителей ханты и манси);
Создание этнографической среды в ДОУ (мини-музея, способствующей развитию интереса детей к родному краю; к обычаям, традициям, укладу жизни коренных народов Севера ханты и манси;
Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе знаний о родной стране, Малой Родине, родном городе;
Повышение профессиональной компетентности, творческой активности педагогических кадров по использованию музейных средств в образовательной деятельности;
Привлечение родителей воспитанников к сбору музейных предметов (предметы быта народов ханты и манси, макеты растительной и животной среды края, к участию в совместных мероприятиях.
Установление взаимодействия с социальными партнерами («МБУ «Музейно-выставочный центр», МАОУ «СОШ №1», МБУ «Детская библиотека») в виде консультационной помощи по организации и наполнению мини-музея.
Ожидаемый результат
Повышение качественных и количественных показателей освоения детьми содержания образовательной программы ДОУ по социально-коммуникативному и познавательному развитию;
Обновление предметно-развивающей среды ДОУ с включением этнографического компонента (мини-музея);
Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров по использованию средств этнографического мини-музея (100 % педагогов);
Усиление связи с семьей в вопросах патриотического воспитания дошкольников, приобщению детей к культурным традициям коренных народов Севера ханты и манси.
Сроки реализации проекта
Проект является долгосрочным и рассчитан на реализацию в течение 1 года с 01.04.2015г. по 31.05.2016г.
Участники реализации проекта
Участниками проекта являются :
Музейный актив (заместитель заведующего, старший воспитатель, инструкторы по труду);
Педагоги ДОУ (специалисты и воспитатели групп);
Родители воспитанников;
Социальные партнеры (МАОУ «СОШ №1», МБУ «Музейно-выставочный центр», МБУ «Детская библиотека»)
1.3. Информационная справка об исходном состоянии ДОУ
Показатели количественного и качественного
уровня педагогического коллектива ДОУ (по адресу ул. Набережная, 6)
№
Наименование показателя Количественный показатель
1 Штатная численность педагогов 44
2 Воспитателей 31
3 Узких специалистов:
- музыкальный руководитель
- инструктор по ручному труду
- инструктор по физическому воспитанию
- учитель-логопед
- педагог-психолог 10
2
2
3
2
1
4 Педагоги с высшим профессиональным образованием 26ч. -59 %
5 Педагоги со средним специальным образованием 13ч. -29 %
6 Обучаются в ВУЗАХ (заочно) 5ч. - 12 %
7 Педагоги высшей категории 0
8 Педагоги первой категории 5 ч. - 11 %
9 Педагоги второй категории 2ч. -5 %
10 Имеют курсы повышения квалификации 33ч. - 75 %
Перечень условий предметно-развивающей среды ДОУ
(по адресу ул. Набережная, 6)
№
Наименование помещений Количественный показатель
1 Комната экологии 2
2 Комната ОБЖ 1
3 Комната шахмат 1
4 Сенсорная комната 1
5 Комната конструирования 1
6 Игротека 1
7 Компьютерный класс 1
8 Бассейн 1
9 Библиотека 1
10 Зимний сад 1
11 Картинная галерея 1
12 Музыкальный зал 3
13 Спортивный зал 3
Анализ исходного состояния ДОУ (кадрового и средового) позволяет сделать вывод о соответствии цели и задач проекта возможностям ДОУ. Укомплектованность кадрами, наличие дополнительных помещений различной направленности обеспечат комплексное решение задач проекта.
1.4. Этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта
Этапы Содержание деятельности
1-ый этап
Проектировочный
Апрель-сентябрь
2015г. • Подбор и изучение научно-методической литературы по использованию средств этнопедагогики;
• Подбор и изучение информационно-просветительских материалов о культурных традициях коренных народов Севера (ханты и манси);
• Разработка научно-методического обоснования проекта;
• Составление каталога необходимых музейных средств (фонда музея);
• Разработка положения о деятельности мини-музея, определение помещения, отделов музея и идейного замысла экспозиции;
• Подбор и разработка диагностических карт по теме проекта.
2-ой этап Информационно – диагностический
Сентябрь- октябрь 2015г. • Диагностика детей старшего дошкольного возраста на начало учебного года;
• Серия индивидуальных и групповых консультаций, в т. ч. на сайте ДОУ, для родителей по вопросам патриотического воспитания дошкольников, приобщения к культурным традициям коренных народов Севера (ханты и манси);
• Оформление информационных и методических стендов для педагогов и родителей.
• Организация методических мероприятий (семинаров, педагогических гостиных и т. д.) по данной тематике.
3-ий этап
Преобразовательно-внедренческий
Ноябрь-май 2015г. • Преобразование предметно-развивающей среды через включение этнографического компонента (мини-музея);
• Привлечение родителей воспитанников к наполнению мини-музея музейными предметами;
• Приобретение необходимых музейных предметов (заключение договоров);
• Разработка и внедрение системы образовательной деятельности по приобщению дошкольников к культурным традициям коренных народов Севера (ханты и манси) в условиях этномузея ДОУ;
• Интерактивные формы работы с педагогами по направлению.
• Совершенствование форм и методов взаимодействия с семьей.
4-ый этап
Аналитико-рефлексивный
Май-июнь2016г. • Сравнительная диагностика по изменениям в развитии детей;
• Подведение итогов внедрения проекта.
2. Реализация проекта
Проектом предусмотрено изучение и обобщение материала по следующим направлениям:
«Родной край»
«Родной город»
«Быт коренных народов Севера ханты и манси»
«Культурные традиции, фольклор коренных народов Севера ханты и манси»
«Народные ремесла и искусство».
Каждому направлению соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом предполагаемого музейного фонда. Конечным продуктом проекта является система работы по приобщению дошкольников к культурным традициям коренных народов Севера (ханты и манси, реализуемая в рамках деятельности этнографического мини-музея в условиях ДОУ.
2.1. Создание этнографической среды в условиях ДОУ
Обновление предметно-развивающей среды с включением этнографического компонента подразумевает создание мини-музея, в рамках которого педагогами ДОУ осуществляется образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с родным краем и культурными традициями коренных жителей Севера ханты и манси.
Перечень музейных экспонатов на начало реализации проекта.
№
Наименование помещений Количественный показатель
1 Чум – национальное жилище народов Севера 1
2 Макет «Костер» 1
Предполагаемый перечень музейных экспонатов на конец реализации проекта.
№
Наименование помещений Количественный показатель
1 Чум – национальное жилище народов севера (макет) 1
2 Макет «Костер» 1
3 Мужской национальный костюм 1
4 Женский национальный костюм 1
5 Национальная обувь (кисы) 1
6 Женское украшение на голову 1
7 Нагрудное украшение 1
8 Подвеска на шею 1
9 Хантыйский опоясок 1
10 Сумка для рукоделия 1
11 Сумка для женских принадлежностей 1
12 Корневатик (плетеная корзина) 2
13 Украшения из бисера 4
14 Головной платок 2
15 Кукла 4
16 Бубен шаманский (пензер) 1
17 Стрела 1
18 Лук 1
19 Панно «Северянин» 1
20 Панно «Северянин с бубном» 1
21 Бубен шамана 1
22 Панно «Шаман и девочка» 1
23 Панно «Олень лесной» 1
24 Панно «Здравствуй, солнце» 1
25 Панно-маска «Дух тундры» 1
26 Панно-маска «Шаман» 1
27 Панно «Хранитель леса» 1
28 Панно «Шаман с бубном» 1
29 Кукла «Северянка» 1
30 Туес овал северный малый 5
31 Пимская циновка 1
32 Мягкие игрушки, изображающие диких животных и птиц Югры (медведь, выдра, бобер, лиса, заяц, волк, сова, северный олень, лось, глухарь, россомаха, ондатра, белка)
14
32 Варежки традиционные с орнаментом 1
Характеристика помещения этнографического мини-музея.
Мини-музей планируется разместить на втором этаже здания МАДОУ «Березка» по адресу Набережная, д. 6. Предполагаемые экспозиции:
1. «Народные ремесла и декоративно-прикладное искусство»
2. «Жилище. Утварь»
3. «Природа родного края»
Срок размещения каждой экспозиции (согласно положению) – 3 месяца.
2.2. Научно-методическое обеспечение проекта
В настоящее время отсутствует программно-методическое обеспечение по приобщению дошкольников к культурным традициям коренных народов Севера (ханты и манси).
Перечень используемой методической литературы
№
Наименование
1 Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. -М. : ЦГЛ., 2005
2 Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1-2005.
3 Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 200
4 Дарешина Е. И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. №5. – 2004. С. 19-22
5 Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. №6-2003. С. 8-9
6 Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ. -М. :АРКТИ,2003
7 Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Моя малая Родина //Управление ДОУ. 2005, №1
8 Лукина Л. И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении //Управление ДОУ №1-2004
9 Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников// Управление ДОУ №1-2005
10 Мое отечество-Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста /Богачева И. В. и др. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005
11 Форталева Н. П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края//Управление ДОУ. -2005, №1
2.3. Механизм реализации проекта
Основными направления работы педагогического коллектива являются:
работа с кадрами;
работа с детьми;
работа с семьей.
Модель управления педагогами
по реализации проекта
Предполагаемые результаты интерактивной методической работы с педагогами:
У 100 % педагогов сформировалось:
• представление о культурных традициях коренных народов Севера (быт, фольклор, декоративно-прикладное искусство);
• представление о функционировании мини-музея в условиях ДОУ;
• желание и умение использовать знания по приобщению дошкольников к культурным традициям коренных народов Севера ханты и манси в образовательной деятельности.
Второе направление: работа с детьми
Целью всех форм работы с детьми в рамках проекта является создание условий для максимального вхождения детей в культуру коренных народов Севера по направлениям:
«Родной край»
«Родной город»
«Быт коренных народов Севера ханты и манси»
«Культурные традиции, фольклор коренных народов Севера ханты и манси»
«Народные ремесла и искусство».
Образовательный процесс планируется осуществлять в различных видах детской деятельности, что соответствует требованиям ФГОС ДО:
1. «Познавательная деятельность» : даются первоначальные представления о семейно- бытовой и нравственно-этической культуре коренных народов Севера ханты и манси;
2. «Речевая деятельность» : используются произведения хантыйских поэтов, хантыйские народные сказки, поговорки и пословицы;
3. «Изобразительная деятельность» : используются произведения живописи, изображающие жизнь северных народов; в рисунках актуализируется полученная информация.
4. «Музыкальное воспитание» : разучиваются танцы народов Севера, осуществляется слушание песен и музыки народов Севера.
Третье направление работы: работа с родителями
• Интерактивные формы педагогического всеобуча родителей (сайт ДОУ, информационные стенды);
• Консультации для родителей в рамках родительских собраний, родительского клуба «Первоклассные родители»;
• Участие родителей в совместных с детьми мероприятиях (встречах, викторинах, праздниках, эстафетах).
• Привлечение родителей к поиску будущих музейных экспонатов, предметов.
Перспективный план
образовательной деятельности
в рамках деятельности этнографического мини-музея
(старшие, подготовительные группы)
Время
проведения Название мероприятия Основные формы работы с детьми Ответственные
Ноябрь 1. «Что такое музей?»
«Здравствуй, музей!»
Цель- дать детям представление о том, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, которые принадлежат народу. Помочь почувствовать торжественность и величие интерьера музея, значение искусства для людей.
2. «Югра-мой дом родной»
Цель: дать представление о родном крае, его особенностях, символике, основном виде труда (добыча нефти) 1. Беседа по теме «Музей», «Родной край», «Нефть-черное золото»
2. Рассматривание интерьера музея, символики Югры (герб, флаг, фотографий природы края в разное время года, картин с изображением животных, населяющих Югру, мягких игрушек.
3. Просмотр презентации по теме «Для чего нужна нефть?»
4. Рисование по теме «Животные родного края»
5. Посещение музея в МАОУ СОШ №1 Заместитель заведующего
Старший воспитатель
Декабрь 1.«Мой Когалым»
Цель: продолжать знакомить с родным городом-символикой, достопримечательностями.
2.«Встреча с интересными людьми»
Цель: расширять представления детей о труде когалымчан (нефтяники, буровики, газовики и т. д.) через организацию встречи с родителями интересных профессий 1. Беседа по теме «Мой любимый Когалым», «Памятные места Когалыма», «Труженники моего города»
2. Встреча с родителями интересных профессий
3. Игры-эксперименты (с нефтью, водой, песком)
4. Рассматривание символики Когалыма (герба, флага, стендов, фотографий из трудовой жизни когалымчан
5. Просмотр видеоролика «Как строился Когалым»
6. Просмотр презентации «О Когалыме с любовью»
7. Дидактические игры «Кто быстрее», «Кому что нужно», «Профессии» Старший воспитатель
Воспитатель подготовительной группы
Январь 1.«В гостях у бабушки»
Цель: дать первоначальные сведения об истории коренных народов Севера: быте, обычаях, труде; 1. Беседа по теме «Кто такие «Ханты и манси», «Труд коренных народов Севера»
2. Рассматривание музейных экспонатов – кухонной утвари, предметов труда (рыболовные снасти, упряжка, лук и стрелы, музыкального инструмента – бубна, жилища –чум и др.
3. Слушание музыкальных инструментов хантов – бубна, нарс-юх, арфы, тумрана, лютны и др.
4. Рассматривание иллюстраций по теме «Жилище и интерьер жилища ханты и манси», «Стойбище», «На охоте», «Национальная одежда».
5. Рисование по теме «На стойбище», «Хантыечка» Инструктор по труду
Воспитатели
Февраль 1. «Труд коренных жителей Югры»
Цель: дать представление о традиционном труде ханты и манси – рыболовство, охота, разведение оленей, ведение домашнего хозяйства.
2. «Мир старинных вещей»
Цель – воспитывать интерес к быту, формировать образную речь, обогащать словарь названиями предметов быта, музыкальных инструментов: упряжка, нарты, лук со стрелами, бубен (пензер, чум и др. 1. Беседа по теме «Труд мужчин ханты», «Труд женщин ханты», «Детские обязанности», «Олени – первые помощники хантов», «Предметы быта».
2. Рассматривание музейных экспонатов
3. Дидактическая игра «Кому что нужно?», «Чего не стало?», «Да-нет»
4. Просмотр видеоролика «Танец шамана»
5. Встреча с интересными людьми (родителем коренной национальности ханты-манси). Инструктор по труду
Воспитатели
Март 1.«Традиции и праздники коренных народов Севера ханты и манси»
Цель: знакомить детей с праздниками народов Севера («Медвежий праздник», «Вороний день» и др)
2.»Национальная одежда, обувь и украшения»
Цель: продолжать знакомить детей с особенностями национальной одежды ханты и манси (из чего изготовлена, как украшена) 1. Беседа по теме «Праздники народов ханты», «национальная женская одежда», «национальная мужская одежда», «Украшения женщин и мужчин», «Обувь»
2. Рассматривание музейных экспонатов (одежды, обуви, украшений)
3. Просмотр видеоролика по теме «Медвежий праздник» Инструктор по труду
Апрель
1.«Вечера долгие, руки умелые»
Цель: продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством и промыслами народов ханты и манси (вышивка)
2. «Вечера долгие, руки умелые»
Цель: продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством и промыслами народов ханты и манси
(ткачество, плетение) 1. Беседа по теме «Узоры коренных народов севера», «Зачем нужны ремесла?»
2. Рассматривание вышивки на национальной одежде хантов, украшений, кукол, поясво и платков.
3. Рассматривание плетеной утвари (туеса, корзин)
4. Просмотр презентации по теме «Плетение из бересты» Инструктор по труду
Май 1. «Хантыйский фольклор»
Цель: продолжить знакомить с устным народным творчеством – хантыйскими пословицами, поговорками, сказками и сказаниями, народными песнями
2.»Хантыйские народные игры»
Цель: знакомить детей с хантыйскими народными играми («Хэйро», «Льдинки,ветер и мороз», «Каюр и собаки», «Ловля оленей» и др) 1. Чтение известных хантыйских сказок «Кот», «Мальчик Идэ», «Ермак», «Нарты с золотом», «Мышка» и др.
2. Обсуждение известных хантыйских пословиц и поговорок;
3. Отгадывание загадок
4. Подвижные хантыйские игры
5. Рассматривание иллюстраций по теме «Игры хантыйских детей»
6. Спортивный праздник с участием родителей «Хатлэм»
7. Слушание хантыйских народный песен «Петусь, Петусь, кумие» («Кума Федосья», «Ханты тэланг мув» («Богатая хантыйская земля», «Нови тови» (Светлая весна)
8. Экскурсия в детскую библиотеку Воспитатели групп
IV этап Аналитико-рефлексивный (май-июнь 2016г.)
Цель: определение эффективности образовательной деятельности по приобщению дошкольников к культурным традициям коренных народов Севера в рамках этнографического мини-музея.
Задачи:
1. Анализ уровня освоения детьми Основной образовательной программы ДОУ по патриотическому воспитанию.
2. Выявление проблем в деятельности этнографического мини-музея и определение путей их решения.
3. Предполагаемая результативность реализации проекта
Исходя из цели проекта, конечным результатом является «ребенок», то есть, положительная динамика его развития по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» (в частности, раздел «патриотическое воспитание», «познавательное развитие». Использование такой формы работы с детьми как мини-музей, позволит:
Стать впоследствии интеллигентными людьми, с детства приобщенными к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
Сформировать ценностное отношение к культурным традициям коренных народов Севера ханты и манси, их истории, интерес к музеям и выставкам.
Сформировать ценностное отношение к родной стране, родному краю, родному городу.
Проект предполагает привлечение к образовательной деятельности в рамках мини-музея :
Организаторов проекта -музейного актива (4 чел);
Участников проекта -воспитателей старших,подготовительных групп (16 чел);
Участников, зрителей проекта - родителей воспитанников (по желанию);
Участников, зрителей проекта – специалистов учреждений, социальных партнеров (5 чел).
Важно отметить организацию дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию в МАДОУ «Березка», соответствующее теме проекта. Инструктор по труду (Коломийчук Н. П.) осуществляет образовательную деятельность в рамках кружка «Югорский колорит», в котором основное внимание уделяется развитию творчества детей в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством коренных жителей Севера ханты и манси.
Также непосредственными участниками проекта являются воспитанники ДОУ старших и подготовительных групп (185 человек).
Таким образом, к реализации проекта планируется привлечь около 200 человек.