Валентина Зеленкина
Познавательный проект. Мини-музей «Чудо-дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный проект. Мини-музей
В течение нескольких лет ведется работа по разработке и внедрению различных образовательных технологий, в частности по программе ФГОС в нашем детском саду внедряется методы проектов.
Мною был создан и реализован познавательный проект «Мини – музей в детском саду» под названием «Чудо-дерево». В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музея используются различные части групповых комнат. Поэтому он называется «мини-музей». Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Каждый мини-музей - результат общения, совместная работа воспитателя, детей и их родителей.
Публикация «Познавательный проект, Мини-музей „Чудо-дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цели и задачи мини-музея :
Реализация направления «Музейная педагогика»;
обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
формирование у дошкольников представления о музее;
расширение кругозора дошкольников;
развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
развитие творческого и логического мышления, воображения;
формирования активной жизненной позиции;
знакомство детей с особенностями, строением и разнообразием деревьев, со взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей;
формирование бережного отношения к природе.
Подготовительный этап
Создание и размещение мини-музея «Чудо-дерево»;
Сбор экспонатов для музея коллективом детского сада, а также детьми и их родителями (спилы разных деревьев, с хорошо заметными годичными кольцами, шишки, кора деревьев, фигурки и изделия из дерева, причудливо изогнутые коряги веток, поделки из бересты и др.)
Экскурсия в мини-музей для средней группы.
Тема занятия: «Такая разная кора».
Цель занятия:
Познакомить детей с защитными функциями коры (кора – «одежда» дерева, с ее разнообразием, некоторыми древесными насекомыми, древесными грибами, использованием коры человеком, народными промыслами, а также, формировать основы экологически грамотного поведения (почему нельзя повреждать кору).
Ход занятия:
(Дети заходят в зал. Дать детям осмотреться в музее, обратить внимание на то, что здесь много всего интересного, акцентировать внимание на том, что особое место в музее занимает дерево).
Воспитатель: Ребята, это дерево нам хочет рассказать о себе что-то необычное (показывает детям образец коры). Ребята, знаете ли что это такое?
Дети: Кора деревьев.
Воспитатель: Где вы ее видели?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Кора есть у каждого дерева, это его своеобразная одежда. Она защищает растение от холода, ветра, также, как нас наша одежда (воспитатель предлагает детям потрогать и рассмотреть кору). Обратите внимание на ее шершавость или гладкость. Ребята обратите внимание на макет дерева (в его коре сделана прорезь, карманчик, куда вставлена картинка с изображением жучка).
Воспитатель: Дети, чьи это усики торчат из щелочки в коре? (вытащит жучка). Этот жучок наверное спрятался здесь, чтобы спастись от холода.
Воспитатель обращает внимание детей на кору березы – бересту и поделки из нее.
Рассмотрим разные образцы бересты (тонкая, слоистая, разный цвет изнутри и с наружи). Можно потрогать бересту руками, приложить к щеке, чтобы ощутить ее тепло, поверхность, понюхать.
Воспитатель: Ребята, хотите посмотреть, что можно сделать из бересты (воспитатель достает разные берестяные поделки и передает их детям). Лучшие мастера изделий из бересты жили на севере России, это понятно, ведь там растет много берез. Береста – очень древний материал для изготовления разной домашней утвари. Сначала из нее делали только полезные и нужные в хозяйстве вещи: короба, туески, корзины. Короба из бересты получались очень прочные. Помните сказку «Машенька и медведь?», именно в таком прочном коробе медведь нес пироги и Машеньку (воспитатель показывает иллюстрацию к сказке, а в туесках долго сохранялись разные крупы. Мастера любили бересту за ее теплоту, мягкость, нежный цвет (воспитатель раздает детям по кусочку бересты и предлагает потрогать, обсуждает, какие ощущения возникают у детей). Наши предки умели ценить красоту, и окружали себя не только нужными, но и просто красивыми вещами, сделанными из бересты.
Итог занятия:
Воспитатель: В итоге нашего занятия, попробуем сами изготовить что-нибудь из бересты (воспитатель проводит занятие по коллективной аппликации из бересты «Березовая роща»).
Организация занятия: Воспитатель заранее готовит все необходимые материалы (бумага, клей, картон, береста).
Ход занятия:
Воспитатель загадывает загадку и читает стихотворение «Березка», показывает иллюстраций с изображением березовой рощи.
Загадка:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
Стихотворение «Березка»
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белом платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Воспитатель показывает и объяснят детям приемы наклеивания бересты на картон. Самостоятельная работа детей.
В процессе работы следить за правильным применением приема вырезывания, аккуратным пользованием ножницами, кисточкой, клеем.
Анализ работы: Воспитатель предлагает готовые аппликации детей наклеить на общий лист ватмана.
«Ребята, вот у нас и получилась красивая березовая роща! Лес – это богатство не только нашего края, но всей нашей страны, его надо беречь, и заботиться о нем!».