Марина Щеглова
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение
Актуальность
Теоретическая база
Результативность
Введение
Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий,
переживаний.
Темочки:
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно познание является ведущим
видом деятельности у детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что познавательная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.
Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующее его – в этом ему помогаем мы, воспитатели. Но наряду c объяснительно-иллюстративным методом обучения я использую дополнительные методы. Я считаю, что одним из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования.
Что же способствует личностному развитию человека?
Одним из главных условий этого метода, является поддержка активности личности или развитие познавательной инициативы в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Актуальность
Развитие познавательной активности ребенка дошкольноговозраста в последнее время весьма актуально по целому ряду причин:
во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный
социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет
интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;
во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.
Я считаю, что подобное умение необходимо воспитывать с детства. В связи с введением в действие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:
видоизменение и совершенствование развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО;
использование инновационных технологий в образовательной работе;
адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
многофункциональное взаимодействие с социумом.
Выдвинутые предпосылки обусловили выбор темы моего опыта работы:
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проектную деятельность детей».
Определившись с темой, я поставила перед собой цель:Формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию проектно-исследовательской деятельности.
Для достижения цели определила следующие задачи:
создание развивающей предметно – пространственной среды в группе;
создание условий для свободного исследования и экспериментирования;
расширять представления детей обокружающим мире;
научить планированию, поиску и умению делать выводы;
развивать связную речь;
формировать умения презентовать продукт своей творческой деятельности;
вовлекать родителей в совместную проектно-исследовательскую деятельность.
Проектно – исследовательская деятельность включает в себя:
постановку проблемы;
составление плана ее реализации;
оценку ее выполнения.
Я согласна с идеями отечественных ученых: Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной, Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко, которые считают, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.
Так же соглашусь, с Е. Г. Кагаровым, который считал, что:
- исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;
- проект должен осуществляться поэтапно;
- проект – есть постановка умственной задачи, но и практическое выполнение
ее.
Опираясь на опыт М. В. Крупениной, я считаю, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельнотсный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в образовательном процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.
Этапы проектного метода по М. В. Крупениной
- Постановка задачи
-Разработка самогопроекта принятого задания
-Непосредственно трудовая деятельность
-Учет проделанной работы.
По мнению Н. Е. Вераксы, одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Я считаю, что познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил воспитатель.
Теоретическая база
С введением ФГОС ДО,образование в дошкольном учреждении теперь рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребенка.
Я стараюсь, так построить и организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Учитывая, что показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность ставлю перед собой цель, оборудовать рабочее место, спланировать образовательную деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками.
На мой взгляд, социально значимой формой детской познавательной активности является проектная деятельность. Применительно к детскому саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно
выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе
образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель
(замысел, поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дети дошкольного возраста по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, поэтому, я обучаю их необходимым умениям и
навыкам.
В ходе своей образовательной деятельности стараюсь предоставлять дошкольникам свободу. Ребенок способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения, не просто передает те или иные впечатления, но и начинает целенаправленно искать приемы для этой передачи. А это очень и очень значимо для современного будущего ученика и человека, способного самостоятельно мыслить и давать оценку действиям. Проектно – исследовательский метод в
обучении дошкольников, является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в школе.
Свою работу по развитию познавательной активности детей строю исходя из следующих принципов:
Научности: предполагает подкрепление всех средств познания научно-
обоснованными и практически апробированными методиками; содержание
работы соответствует основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике
дошкольного образования.
Доступности: предполагает построение процесса обучения воспитанников на
адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих
деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение
происходит в игровой форме; новое содержание должно быть увязано с
имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом; предусматривает
решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и
самостоятельной деятельности воспитанников.
Наглядности: предполагает использование различных видов наглядности:
естественная (реальные предметы, растения, животные, картинная и
картинно-динамическая (фото, рисунки, картины, диафильмы и др., объемная
наглядность (модели, муляжи, аудиовизуальная (кинофильмы, видеофильмы,
видео- презентации, графическая (схемы, чертежи, экспериментальная (эл. опыты)
Я использую принцип активного обучения, который предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных
проблемных задач; обеспечивает использование активных форм и методов
обучения воспитанников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Систематичности, последовательности и постепенности: обеспечивает
единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития
познавательной деятельности воспитанников; предполагает повторяемость
тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и
познать новое на следующем этапе развития - формирует у детей
динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Целостности: основывается на комплексном принципе построения
непрерывности и непрерывности процесса познавательной деятельности;
предусматривает решение программных задач в совместной деятельности
педагогов, детей и родителей.
Интеграции: обеспечивает объединение пяти образовательных областей, при котором формируется целостное видение картины окружающего мира.
Регионализма: предполагает подбор наглядных, доступных для ребенка объектов с учетом историко-географических и этнографических особенностей региона.
Ожидаемый результат:
Считаю, что использование проектной деятельности приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность и творческая активность перейдут накачественно новый уровень.
Системная работа по данному направлению позволит:
Развивать критическое мышление, внимание, память.
Развивать познавательные, творческие способностей детей,
коммуникативные навыки.
Развивать детскую любознательность, инициативу, самостоятельность.
Достичь качественных результатов в работе и при выпуске воспитанников в школу.
Мои направления в работе:
1. Работа с детьми.
2. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.
3. Взаимодействие с педагогами.
Для развития познавательной, исследовательской активности у детей, использую различные методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, сюрпризный момент, элементы загадочности, создание воображаемой ситуации,использование музыки, предметно-схематические модели, презентации.
Формы работы с детьми:
Экспериментирование, нод: подгрупповые, индивидуальные, контрольно –
диагностические, интегрированные, релаксация.
Средства – книги, иллюстрации, дидактические игры, презентации.
Формы работы с родителями:
Консультации, родительские собрания, выставки поделок, составление
фотовыставок, конкурсы, совместные праздники.
Формы взаимодействия с педагогами:
Консультации, практикумы по проектной деятельности, интегрированные нод.
Средства - книги, материалы для консультаций, проекты.
Свою проектную деятельность я начала использовать с детьми младшего дошкольного возраста. В этом возрасте проектная деятельность формируется на подражательно – исполнительском уровне. Отсутствие жизненного опыта,
недостаточный уровень развития интеллектуально – творческих способностей не позволяют ребенку в полной мере проявлять самостоятельность в выборе
проблемы и её решении – активную роль я брала на себя. Как показывает опыт работы, дети с желанием и интересом выполняют задания, предлагаемые мною. Этот интерес обусловлен тем, что я подбирала им задания удовлетворяющие потребности детей, помогают реализовать себя в активной деятельности. Кроме того, я стараюсь увлечь ребенка самим процессом совместной деятельности.
Для стимулирования исследовательской активности младших
воспитанников, я проводила коллективные игры с интересными сюжетами, когда в исследовании над одной проблемой трудится вся группа детей. Игра, которая является основным видом деятельности детей, расширяет их кругозор, стимулирует познавательный интерес. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, появляется стремление к знаниям.
В средней группе я продолжала активно развивать проектную деятельность. Активность воспитателя снижается. Дети принимают проблему, уточняют цель, способны самостоятельно выбрать необходимые средства для
достижения результата деятельности.
Очень важно, увлечься самому тем, чем в данный момент занят ребенок, увлечься искренне, с полной отдачей; принять его интересы, желания, цели и углубить их.
.
В старшем дошкольном возрасте активно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, эмоционально –волевая, интеллектуальная.
На этом этапе я стараюсь развивать и поддерживать творческую активность детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и
содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать её.
В начале своей работы, я провела анкетирование родителей. Результаты опроса показали, что родители готовы к сотрудничеству и положительно настроены на участие в совместных проектах взрослых и детей.
В дальнейшем разработала план движения к цели проекта: провела родительские собрания «Роль проектного метода в развитии познавательной активности дошкольников», «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности», где познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел детей дошкольного возраста, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения,лучше понять друг друга детям и родителям.
Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проектах
.
Подготовила ряд консультаций: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье».
Затем при организации проектной деятельности использовала в образовательной деятельности принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Серия занятий объединена основной проблемой. Например, знакомство детей с птицами проходило на занятиях познавательного цикла, где ребята определяли роль птиц в жизни человека; на занятиях художественно-эстетического цикла – дети знакомились с образами птиц в произведениях писателей, поэтов. Дети охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций, долго вспоминая и делясь впечатлениями не только друг с другом, но и со всемиокружающими, в том числе и родителями.
За время работы разработала и оформила такие проекты как:
1. «Посадили огород - посмотрите, что растет».
2.«Птицы-крылатые друзья».
Целью проекта стало формирование доброжелательного отношения детей к птицам,воспитание эмоциональной отзывчивости при общении с ними. Основными задачами данного проекта стали: расширение знаний детей о птицах, их значении для человека, обогащение словаря детей, формирование таких качеств как доброта, забота, внимание «к братьям нашим меньшим».
3. «Наш любимый детский сад»
4. «Я лето маме подарю»
Была разработана и проведена серия непосредственно образовательной деятельности с детьми. Данная работа проходила в рамках интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие». Для повышения познавательной активности детей я использовала различные формы и методы: наблюдение заптицами, рассматривание иллюстраций и сюжетных картин, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, беседы, проблемные ситуации.
Активными помощниками в работе над проектами стали родители. Они создали альбом «Наши любимые птицы», подборку потешек и стихов о птицах. Каждая семья оформила рисунок «Я и мой друг», также я сама рисовала вместе с детьми рисунки.
Защитой проекта стал праздник «В гостях у бабушки Арины», где дети показали свои знания по изученной теме, а у родителей сформировался интерес к совместной дальнейшей проектной деятельности.
В наше время многие сады сталкиваются с проблемой: молодые люди, подростки приходят на территорию детского сада ломают постройки, мусорят
и т. п. Наши воспитанники в скором времени станут взрослыми и хотелось бы, чтобы они к детскому саду, его сотрудникам относились с уважением. Для того, чтобы дети ценили, уважали труд сотрудников детского сада, относились
к детскому саду как второму дому, который надо беречь, обустраивать, нужно знакомить детей с профессиями сотрудников, рассказывать о значимости их труда, о детском саде, его истории, его значении для всех людей, привлекать их
к благоустройству групп, территории детского сада.
Так появился проект «Наш любимый детский сад», в ходе которого дети выучили много стихотворений, прослушали рассказы, познакомились с работниками детского сада.
Этот проект долгосрочный,думаю в скором будущем я со своими воспитанниками порадую вас его итогами.
Следующий проект возник из участия детей нашей группы, воспитателей и родителей: «Я лето маме подарю».
В ходе данного проекта была проведена большая работа. Мы с детьми путешествовали с «Мыльным пузырём» по цветочной стране. В результате дети были награждены дипломами победителей и участников конкурса, а родители благодарственными письмами.
Новые тенденции по здоровье-сберегающей системе формируют мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания. Несомненно, и родители, и педагоги стараются оказывать огромное внимание сохранению здоровья детей.
Мною был проведен праздник «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»,где были проведены комплексы упражнений, в форме соревнования. Обнаружилось, что в условиях совместных мероприятий и родителям, и детям не только комфортно, но и эффективно в дальнейших действиях:
все стали обращать внимание на различные виды гимнастик, больше проводить времени на свежем воздухе, что привело к снижению заболеваемости; повышению заинтересованности детей и родителей в укреплении здоровья и вопросам питания, рациональной двигательной активности детей.
Результативность
Используя проектирование, я пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности детей дошкольного возраста. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие детей дошкольного
возраста.
Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире.
Кроме того, произошло развитие общих способностей детей –
познавательных, коммуникативных и регуляторных. При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.
В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.
Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту воспитанников. У детей речь стала богаче, пополнился словарный запас.
Работа над проектами сблизила родителей. Они стали активнее участвовать в жизни группы, интересоваться работой детского сада. Повысилась их компетентность в развитии познавательной активности детей. У родителей сформировалось представление о методе проектов как эффективном условии развития творчества детей.
Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду. Я смогла вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий
и надеюсь, дальнейших проектов. Жизнь ребенка и родителей наполнилась богатым содержанием.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности и на меня как воспитателя. Проектирование заставило меня постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило мое мировоззрение и теперь не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых форм работы с детьми.