Аида Багатова
Инновационный опыт «Развитие базовой способности у воспитанников дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18 «Журавлик»»
Инновационный опыт на тему «Развитие базовой способности у воспитанников дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель
Багатова Аида Шарабдиновна
город Нефтеюганск 2017год
Актуальность.
Публикация «Инновационный опыт „Развитие базовой способности у воспитанников дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
В современном мире очень важно понять, какой ребенок нужен и полезен обществу, каким путем необходимо двигаться детскому саду, чтобы выпускники удовлетворяли потребности общества и не потерялись в социуме. Ребенок сегодня должен прежде всего обладать способностью ориентироваться в происходящем, анализировать окружающую действительность, вырабатывать и отстаивать собственную позицию на основе знаний, решать важные задачи, самоопределяться в проблемных зонах, проектировать действия. Речь идет именно о культурном способе понимания, которые имеют метапредметный статус и являются основой компетентностей обучающихся. Стратегическим направлением развития детского сада является переход к формированию базовых способностей выпускника. Поэтому сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение», «метапредметный подход» приобретают особую значимость. Это вполне объяснимо, поскольку метапредметный подход заложен в основу федеральных государственных образовательных стандартов.
Все вышесказанное говорит об актуальности вопроса развития базовых способностей у воспитанников дошкольного возраста.
Часто взрослым не хватает времени для того, чтобы заниматься не только развитием понимания ребенка, но и выяснением того, что и как он понимает. Взрослый (педагог, родитель) нередко удовлетворен «правильностью понимания», т. е. соответствием полученного ребенком результата исходному представлению, которое он, взрослый, и предполагал. В этом случае ребенок все, вроде бы, говорит правильно, но есть ли у него понимание?
Все это привело меня к выводу о том, что дошкольные годы являются возрастом огромных возможностей, которые могут полностью проявиться в том случае, если целью дошкольного образования станет не ускорение, а обогащение детского развития, что в первую очередь предполагает развитие способностей детей, становление активной, творческой личности ребёнка
Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы по развитию базовой способности понимания.
Основой для реализации инновационного опыта являются следующие нормативно правовые документы:
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт.
Цель моей работы: формирование базовой способности понимания у воспитанников дошкольного возраста.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1. Обнаруживать и выявлять значение предмета понимания и инициировать порождение смысла.
2. Справляться с ситуацией непонимания.
3. Обнаруживать разность точек зрения.
Определё н ожидаемый результат:
Ребёнок с развитой познавательной активностью:
Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в общении, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания.
Этапы работы над развитием базовых способностей у детей дошкольного возраста
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
На подготовительном этапе в средней группе с детьми использовала рассказ с продолжением. По ходу рассказа дети давали свои трактовки событий, характеров и мотивов героев, предлагали продолжение рассказа. Свои предположения они проверяли в соответствии с продолжением истории, которую давала я, обязательно отмечая, насколько правильно они поняли героев, что они не учли.
Ребенок имел возможность высказать свое понимание совместно пережитого события. Дети обменивались не только впечатлениями после какого-либо праздника, экскурсии, и т. п., но и ежевечерне мы проводили беседу обсуждение прожитого дня, выделяли самое важное и интересное.
В группе планирую создать информационно-литературный центр, который будет, пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (исследовательский) старшая группа
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП подготовительная группа
Работа с родителями
Привлечь родителей пополнить книжный уголок детскими книжками, посвященными разной тематике, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.