Иванова Татьяна Валентиновна
Статья «Развитие рассуждений воспитанников старшего дошкольного возраста средствами моделирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Иванова Татьяна Валентиновна
Тема: «Развитие рассуждений воспитанников старшего дошкольного возраста средствами моделирования»
В развитии связной речи детей подготовительной группы на первый план выступает формирование умений строить разные типы высказывания, соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания. Одним из основных методов развития связной речи мы определили моделирование, помогающее объяснить структуру и составить целостные представления о предмете, явлении.
Публикация «Статья „Развитие рассуждений воспитанников старшего дошкольного возраста средствами моделирования“» размещена в разделах
Изучая виды моделей, предлагаемые для развития связной речи, мы выбрали для работы модели Красильниковой Л. В. [2]. Отличительной особенностью данных моделей является их четкое соответствие композиции связных монологических текстов: повествования, описания и рассуждения. Каждый блок модели отражает структурную часть монолога. Представим модель рассуждения
В начале работы было проведено обследование развития речи детей по методике О. С. Ушаковой при письменном согласии родителей [8].
Критериями обследования являются: содержательность высказывания детей,
степень самостоятельности при выполнении заданий по развитию речи, их точ-
ность. Диагностика речевого развития детей по методике О. С. Ушаковой проводится либо в виде индивидуальной беседы с ребёнком, либо задания диагностики включаются в мотивированную подгрупповую организованную деятельность с детьми.
На основании результатов обследования особенностей речевого развития детей мы поставили перед собой следующую
цель работы: Содействовать развитию рассуждений воспитанников старшего дошкольного возраста средствами моделирования.
Задачи нашей работы:
1. Способствовать развитию содержательности и связности речи де-тей при составлении рассуждений.
2. Совершенствовать монологическую речь.
3. Развивать речевое творчество.
Для реализации поставленных задач мы реализовывали следующие этапы работы в соответствии с многоуровневой технологией развития осознанной речевой активности детей 6-7 лет Л. В. Красильниковой [2].
Развитие элементарной осознанной речевой активности при составлении рассуждений
I этап – работа с го-товыми дидактиче-скими элементар-ными текстами типа рассуждений 1) обогащать полимотивационную и полиреципиентную основу речевой деятельности;
2) формировать первоначальные и обобщенные представления и структуре рассуждений;
3) развивать действия программирования рассуждения в матери-альном и материализированном планах в форме внешних развер-нутых действий с опорой на модель;
4) продолжать развивать сенсомоторный уровень речи, кинетиче-ский и кинестетический звенья;
5) вводить в словарь детей слова, использующиеся при рассужде-нии : «Я думаю», «Мое мнение», «во-первых, во-вторых и т. д.», «значит», «итак», и другие.
II этап – самостоя-тельное составление рассуждений 1) расширять мотивационную основу речи;
2) закреплять обобщенные представления о структуре рассужде-ний;
3) упражнять в действиях программирования рассуждения во внешнеречевой форме с опорой на модель;
4) продолжать активизировать мышечные ощущения как базаль-ный компонент речевой деятельности;
5) мобилизировать лексико-грамматические умения для оформле-ния рассуждения.
III этап – составле-ние творческих рас-суждений 1) поддерживать мотивационную основу речи;
2) упражнять в самостоятельном, творческом применении обоб-щенных представлений о структуре рассуждения;
3) упражнять в действиях программировании рассуждения в фор-ме «внешней речи про себя» и мысленного преобразования схема-тизированных образов модели;
4) продолжать создавать благоприятные условия для сенсомотор-ного уровня речи;
5) побуждать к выразительной передаче своего высказывания.
Сначала мы создавали среду, так как развивающая предметно – простанственная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.
В группе для детей мы создали естественную, комфортабельную, уют-ную, рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами.
Оборудование и материал по речевому развитию детей, который находится в мини центре познавательного развития детей, мы условно разделили на группы: книги, альбомы, дидактические игры и дидактические игры в соответствии с технологией развития осознанной речевой активности Красильниковой Л. В.
Модели повествовательного рассказа Л. В. Красильниковой [2] есть на каждого ребенка. Они их используют в организованной деятельности и в играх. Модель рассуждения лучше представит в кубиках, дети их пересчитывают, реально воспроизводя модель.
В развивающей среде группы имеется специально организованный уголок, в котором размещены модели Л. В. Красильниковой. Рядом с моделями расположены картинки, предназначенные для самостоятельного составления детьми рассказов по ним. Уголок мобильный, так как все картинки регулярно меняются. Специально отбираются картинки с понятным сюжетом, красочные, доступные для детей. Тематика картинок варьируется в зависимости от задач образовательной работы, комплексно - тематического планирования.
Занятия по речевому развитию проходит 1 раз в неделю, по подготовке к обучению грамоте тоже 1 раз в неделю.
В содержание организованной деятельности входят игры, развивающие упражнения, направленные на речевое развитие, а также элементы самомассажа, психогимнастики, физкультминуток для оздоровления детей и обеспече-
ния баланса видов деятельности.
При организации деятельности мы стараемся обеспечить активное участие всех детей, предлагая дифференцированные задания.
На первом этапе работы с детьми мы знакомили детей со структур-ными частями рассуждения с помощью модели.
Задачи:
1. Научить выделять структурные части рассказа.
2. Освоить модель, как средство анализа текста.
Детям читали специальные дидактические тексты. Сначала тексты пра-вильные, мы анализировали их, выделяя структурные части. Потом соотносили части текста с условными обозначениями, которые заявлены в модели рассуждения. Впоследствии, когда дети запомнили последовательность рассказа, мы давали перепутанные рассказы и дети, используя модель, составляли рассказы правильные. При упражнении составления рассуждений дети использовали кубики, доказывая правильность или неправильность суждения, потом считали количество доказательств и выясняли правильность или неправильность суждения. Постепенно дети освоили модель и стали её использовать в повседневной деятельности.
Далее мы перешли ко второму этапу работы с детьми. - Закрепление использования модели рассуждения во всех видах деятельности:
• в природном мире при доказательстве суждений о животных, при решении проблемных ситуаций;
• в занятиях по математическому развитию – модель рассуждения при решении задач, обсуждении правильности решения, доказательств суждений.
• в занятиях по Социальному миру - при решении проблемных ситуа-ций;
Когда дети усвоили модель рассуждения стали активно использовать её в организованной деятельности и в повседневной жизни, мы перешли к третьему этапу нашей работы – развитию речевого творчества детей.
Особенностью этого этапа является почти полная самостоятельность де-тей.
Часто мы записывали речь детей на магнитофон, на видео, диктофон, это им очень нравиться. Дети любят писать письма (воспитатель записывает речь детей) заболевшим детям, героям сказок.
Перед праздниками (День учителя, Мамин день и тд.) берем у детей «ин-тервью» с пожеланиями, поздравлениями. Потом записи прослушивают родители и дети, им это очень нравиться, они анализируют, кто сказал лучше, выделяют самое интересное пожелание.
В процессе работы были созданы самодельные книжки, составленные детьми. Такие книжки как «Времена года», «Домашние животные» и другие создавались индивидуально.
Эффективность использования моделей в развитии связной речи детей проявилось в следующем:
• повышается содержательность и связность монологической речи детей;
• повышается речевая активность детей при составлении рассужде-ний;
• появилось речевое творчество детей;
• более успешно развиваются психические процессы детей, особенно мышление.
Список литературы:
1. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста – СП. 2001.
2. Красильникова Л. В. Технология развития осознанной речевой активности детей. – НН, 2009 г.
3. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания под редакцией Л. А. Венгера. 1986 г.
4. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников под ре-дакцией А. В. Запорожца, Л. З. Неверовича. М. 1965 г.
5. Сапогова Е. Е Моделирование, как этап развития знаково-символической деятельности дошкольников. В. П. 5-6, 1999 г.
6. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание. 1990. №10.
7. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упражнения, конспекты детей. – М. 2003.
8. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи у детей дошкольного возраста. – М. 2003.