Екатерина Панкова
Опыт работы на тему: Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста посредством игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Современная система дошкольного образования и ее содержание в контексте внедрения ФГОС ДО должны быть максимально приближены к местным национальным условиям жизни, а именно, одним из основных принципов дошкольного образования является учёт этнокультурной ситуации развития ребёнка.
Публикация «Опыт работы на тему: Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста посредством игровых технологий» размещена в разделах
Идеи этнопедагогики и формирования национального самосознания детей и юношества — достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры, приобретают все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности.
В дошкольном возрасте необходимо организовать доминанту в формировании основ социализации в становлении и развитии личности ребенка. И на сегодняшний момент, по моему мнению, доминантой будет являться этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста.
Именно поэтому на современном этапе одной из важных задач образовательных учреждений становится восстановление их этнокультурной функции. Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования позволит организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне доступном их пониманию.
Воспитательно-образовательный процесс при изучении этнокультурного компонента в дошкольном учреждении будет более эффективным и продуктивным посредством использования игровых технологий, которые включают в себя достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Учитывая значимость и актуальность этой работы, определила основную цель своей работы : приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям родного края посредством игровых технологий.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Образовательные задачи
• Познакомить детей с мордовскими народными играми.
• Расширить представления детей о мордовских народных играх.
• Познакомить с традициями мордовского народа, связанными с играми.
• Прививать интерес к мордовским народным играм;
• Проанализировать технологию использования мордовских народных игр в работе с дошкольниками.
• Выявить степень эффективности проведения народных игр и их влияние на усвоение детьми национальной культуры.
Развивающие задачи :
• Развивать познавательный интерес к национальным играм.
• Развивать внимание, воображение, логическое мышление, наблюдательность.
• Развитие двигательной активности детей, выносливости, ловкости.
• Развивать умение у детей действовать по правилам.
• Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать уважение к культурному наследию.
• Воспитывать уважение к своей малой Родине.
• Воспитывать в детях интерес не только к мордовским играм, но и к культуре своего народа в целом.
• Воспитывать в ребенке чувство гордости и любви к тому месту, в котором он родился и живет.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов).
Новизна опыта – ориентирована на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором говорится, что педагог должен обеспечить живое, заинтересованное общение ребенка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, а ведущее место среди которых отводится игре. Вся его деятельность основана на игре. Через все многообразие мордовских национальных игр, в которых содержатся огромные возможности для воспитания и развития личности, мы сможем приобщить детей к народному духовному наследию своего народа. Мы сможем выстроить методику приобщения детей к народной культуре, опираясь на народный опыт. Отобрать и проанализировать фольклорный материал (народные игры) и показать пути его включения в жизнедеятельность детского сада.
Развивая ребёнка в этнокультурной среде, акцентируется внимание на приобщении его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры, природы, на чувстве гордости, уважения и любви к малой родине.
В своей работе я опираюсь на следующие принципы:
- принцип регионального компонента;
- принцип научности и доступности понятий;
- воспитательный характер обучения;
- построение материала от простого к сложному;
- доступность;
- разнообразие материала;
- систематичность;
- совместная деятельность;
- активность.
Работа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре и традициям мордовского народа не огранивает использование других технологий :
• технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
• технология исследовательской деятельности;
• технология проектной деятельности.
• информационно-коммуникативные технологии.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
На начальном этапе я начинала свою работу с того, что выявила степень сформированности у дошкольников игровых навыков. Для этого был проведен первичный мониторинг, который обозначил проблему и противоречие.
После изучения и отбора необходимого содержания из дошкольных методик был составлен перспективный план работы для детей дошкольного возраста. Работая по этому направлению, я использовала различные виды деятельности.
Особое место здесь, конечно же, уделено играм – подвижным и дидактическим.
Совместно с детьми изучали и играли в мордовские подвижные игры, такие как: «В белочек», «В гусей и волка», «В белочек», «В круги», «В волков», «В журавлей», «Колечко», «В петушка», «В платочки», «В ворону», «Солнышко и птички», «Шарага – Варага», «В слепую старуху».
Так же мною были модифицированы общеизвестные детям игры, с помощью которых я приобщаю детей к истокам мордовской национальной культуры: «Цифровые пазлы», «Угадай национальный костюм», «Сложи узор», «Лото», «Наряди куклу», «Знатоки», «Назови на мордовском языке», «Чудесный сундучок», «Собери из частей целое». Эти игры воспитывают в детях интерес не только к мордовским играм, но и к культуре своего народа в целом.
Организовывала показ сказок, презентаций, что позволяет нам донести до детей нравственные ценности мордовского народа, колорит его обычаев («Лиса и медведь», «Дуболго Пичай», «Портной, медведь, черт и Вирява», «Сыре –варда» и другие).
Знакомила детей с различными жанрами художественной литературы: рассказом, стихотворением, сказкой. Среди них самым любимым детьми является сказка. Вместе с детьми обыгрывали литературные произведения («Мышь и сорока» «Лиса и медвель» и другие). Это позволяет сформировать интерес к мордовской национальной культуре, к ее традициям.
Для лучшего понимания народного слова разучивала с детьми потешки, пословицы, поговорки. С огромным интересом дети отгадывали мордовские загадки.
Рассматривала с детьми книжные иллюстрации, репродукции (рассматривание мордовского национального костюма, мордовского узора) что позволило донести до детей самобытность и колорит мордовского народа.
В процессе знакомства дошкольников с культурой и традициями родного края проводились беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя («Моя Мордовия», «Игры моего народа»).
На базе нашего детского сада проводилось районное методическое объединение педагогов дошкольного образования Лямбирского муниципального района на тему : «Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с учетом ФГОС ДО» где мною проводилось открытое занятие: «День рождение Алдуни», в котором дети знакомились с культурой и традициями мордовского народа через игровые технологии.
Так же на уровне дошкольного учреждения мною было показано открытое занятие на тему : «Мой край-Мордовия моя», целью которого было закрепление знаний детей о культуре мордовского народа.
Для детей была организована экскурсия в краеведческий музей МОУ «Александровская СОШ», где дети познакомились с мордовской избой, ее убранством, с предметами быта, которыми пользовались наши предки.
Работа по данной теме подразумевает взаимодействие с родителями. Для родителей: разработаны были консультации : «Воспитание игрой», «Использование различных видов игр в этнокультурном развитии дошкольников», «Этнокультурное воспитание в условиях семьи». Проводилось анкетирование на тему : «Выявление игровых интересов и предпочтений ребенка дома?». Создана картотека игр для родителей, в которые они могут играть с детьми дома.
Я считаю использование данных методов и приемов в практике работы с детьми по приобщению к культуре и традициям родного края эффективными и оптимальными.
Ведущая педагогическая идея – грамотное использование игровых технологий позволило существенно повысить знания детей в области этнокультурного компонента культуры родного края, так как познавая окружающий мир во всём его многообразии, ребёнок получает представления о действительности, усваивает ценностное отношение к ней. Содержание игр этнокультурной направленности определяется взаимообусловленными составляющими этноса : языком, национальной одеждой, обрядами, традициями, народным творчеством. В играх легко интегрируется разнообразное содержание этнокультуры. То, что знакомство с элементами этнокультуры осуществляется в игровой форме, а не в дидактическом занятии, обеспечивает включение произвольных и непроизвольных процессов восприятия, внимания, памяти.
Анализ результативности опыта
Таким образом, видно, что проводимая работа по теме «Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста посредством игровых технологий» способствует привитию интереса к культуре и традициям родного края, выявилась положительная динамика показателей приобщения детей к мордовской культуре в процессе ознакомления с играми. Дети на эмоциональном уровне испытывают любовь и привязанность к своему родному краю, к селу, родному дому, детскому саду. С большим удовольствием они стремятся изучать и знать как можно больше о своей малой Родине.
Семья является главным источником народных традиций, поэтому мы заинтересовали родителей проблемой приобщения детей к культуре и традициям родного края. Хочется отметить, что мы добились хороших результатов: родители вовлечены в игровую деятельность, оценили всю значимость игры в жизни ребенка, а так же стали больше проявлять интерес к деятельности детского сада по приобщениию детей к национальной культуре. Объединены усилия педагогов и родителей при организации работы по приобщению к национальной культуре.
Работа по данному направлению существенно улучшила предметно-пространсвенную среду группы, которая позволила ребенку ощутить связь с историческим прошлым.
Разработано большое количесво игр, по ознакомленю дошкольников с культурой родного края- «Лото», «Цифровые пазлы», «Чудесный сундучок», «Назови на мордовском языке», «Угадай национальный костюм», «Сложи узор», «Знатоки», «Наряди куклу», «Собери из частей целое». Данные игры были собраны в единое целое и представлены в виде лэпбука «Мордовская мозаика» на районный конкурс «Понарошкин мир», в котором я стала победителем в номинации «Познаю мир».
Практическая значимость:
Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста посредством игровых технологий позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении более эффективным и продуктивным, создает
необходимый эмоциональный фон, способствует лучшему усвоению
материала, отвечает возрастным требованиям.
Возможность тиражирования
Данный педагогический опыт предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, имеющих разный уровень педагогического мастерства.
Работа по данной теме демонстрировалась на районных методических объединениях педагогов дошкольного образования Лямбирского муниципального района; районных конкурсах «Поиск. Технология. Успех», «Образовательные проекты»; в педагогических чтениях на базе МКУ «ЦИМОМОУ» Лямбирского муниципального района; на республиканской конференции «Роль родного языка в развитии детей дошкольного возраста». Опыт работы опубликован на персональном сайте Панковой Екатерины Николаевны; Международном образовательном портале MAAM.RU; сайте МБДОУ. Разработано методическое пособие «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре, посредством дидактических игр, разработанных на основе мордовской культуры».