марина родькина
Инновационный опыт «Использование метода проекта в экологическом воспитании дошкольников»
Тема инновационного опыта
«Использование метода проекта в экологическом воспитании дошкольников»
Воспитатель МДОУ «Детский сад № 116
комбинированного вида» городского округа Саранск
Родькина М. И.
Актуальность и перспективность опыта, его значение для
совершенствования воспитательно-образовательного процесса
Публикация «Инновационный опыт „Использование метода проекта в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
Экологическое образование детей дошкольного возраста – чрезвычайно актуальная проблема нашего времени. Экологическое воспитание значимо с позиций личностно ориентированного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательном учреждении, оно оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, эмоции и волю ребенка дошкольного возраста.
Современное образование требует от педагогов ДОУ применения в образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, которые помогли бы ребенку овладеть необходимыми знаниями и навыками поведения в природе. Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Данный метод позволяет включать ребенка в разнообразные виды продуктивной деятельности для овладения новыми знаниями о природе: в поисковую и исследовательскую деятельность, в творческую и продуктивную. Помогает комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный подход, отразить субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
В соответствии с ФГОС ДО на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирования у дошкольников интереса и потребностей к активной созидательной деятельности. Я считаю, что технология проектной деятельности – это один из эффективных методов продуктивного обучения. Именно этим и было обусловлено возникновение темы инновационного опыта «Использование метода проекта в экологическом воспитании дошкольников».
Цель моей работы заключается в формировании человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности.
В своей работе я рассматриваю вопрос экологического воспитания через решение следующих задач:
- формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира, сохранение природы);
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- воспитание чувства доброты, сострадания, внимательности по отношению к природе;
- формирование трудовых природоведческих навыков;
- экологическое просвещение родителей через различные формы работы.
Теоретическая база опыта.
Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия : Н. В. Коломиной «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»; З. Ф. Аксёновой «Войди в природу другом»; В. Н. Черняковой «Экологическая работа в ДОУ»; Е. А. Свешниковой «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников»; В. А. Шишкиной, М. Н. Дедулевич «Прогулки в природу» и др.
Работая над данной проблемой, я разделяю позицию доктора биологических наук, автора программы экологической направленности «Надежда» Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно таким щадящим и сберегающим образом».
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения
Ставя перед собой цель, исходящую из потребностей и интересов ребенка позволило мне вовлечь дошкольников в решение проблемы и наметить план движения к цели.
Проектный метод предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию в различных видах деятельности, чему и способствовали различные проекты, над которыми мы работали на протяжении долгого времени.
На территории детского сада разбит небольшой огород, где и проходила работа над основными экологическими проектами. Проект «Ай, да каша!» На своих грядках дети вырастили гречиху, просо, овес. И узнали, что крупы, из которых варят кашу выросли на грядке. Дети наблюдали за ростом растений, смогли различать их по внешнему виду.
Метеоплощадку мы создали опять же в результате проведения проекта «Юные метеорологи»
Прогнозирование — это познавательная деятельность, доступная ребенку, развивающая его умственные способности, а в нашем случае приобщающая к народной культуре через знакомство с народными приметами.
Решив стать метеорологами, мы организовали метеорологическую площадку, на которой установили:
• флюгер,
• наружный термометр,
• осадкомер.
• солнечные часы
• цветы –часы
Живыми барометрами служат растения, а также насекомые и птицы, за которыми можно наблюдать на участке.
Наблюдения фиксируем в Дневнике юного метеоролога.
Дети учатся определять погоду, составлять прогноз погоды
Определяют приблизительное время по солнечным часам и цветам, которые закрываются в определенное время.
В рамках реализации проекта «Красная книга Мордовии» мы хотели выявить, какие представители флоры и фауны являются редкими в нашей республике и поэтому не всегда доступны для наблюдения в окружающей среде; расширить представление о сотрудничестве человека и природы.
В соответствие с выбранной целью, мною были поставлены следующие задачи:
* Развивать у детей представления о назначении красной книги; углубить знания детей природном мире Мордовии.
* Посредствам знакомства с представителями животного и растительного мира Красной книги Мордовии способствовать воспитанию у детей любви к окружающему.
* Акцентировать внимание детей на увиденном, стимулировать наблюдательность и активировать в пополнении собственного личного наблюдения.
Свой проект, я начала с того, что один из детей нашей группы принес книгу «Редкие животные», и мы решили узнать более подробно о животных, которые исчезают. Чтобы сузить зону исследования, мы остановились на животных Мордовии. Совместно с родителями и детьми мы собрали необходимую литературу, фотографии, альбомы и начали более подробно изучать эту проблему. В беседе «Почему они исчезают?», мы выяснили причины исчезновения некоторых растений, животных в лесах Мордовии. Для этого я использовала схему – плакат с основными факторами влияющими на исчезновения растений и животных. На занятии «Красная книга – сигнал опасности» я познакомила детей с Красной книгой Мордовии, и подробно рассказала о редких животных, которые обитают в лесах Мордовии. На занятии по изо. мы с детьми познакомились с первоцветами, которые тоже требуют охраны и защиты. Выставка детских рисунков, которую мы расположили в приемной прошла под девизом «Берегите первоцветы!». Рисовали мы ландыши нетрадиционным способом использовали ватные палочки. Почему именно ландыши? Потому что огромные букеты этих приносят люди из весеннего леса. Все свои знания дети закрепили в дидактических играх. Очень понравились детям игры «Этажи леса», «Редкие животные», «Кто где живет?» В ходе проекта родители в месте с детьми принимали участие в конкурсе книжек – малышек, который мы провели в группе. Так как мой проект проходил весной мы с детьми в рамках городского месячника «Планета детства» провели природоохранную акцию «Сделаем нашу планету зеленой». Дети сажали кустики сирени в заранее заготовленные ямки. Детям очень понравилась эта работа и в течении всего лета они ухаживали за своими саженцами.
Экологическая тропа дает большие возможности для проведения систематических наблюдений, в процессе которых развивается эмоциональная сфера детей, формируются чувство единения с природой и умение сопереживать всему живому.
Наиболее значимой является экспериментальная деятельность с песком, глиной, водой, воздухом, снегом, льдом, где дети на практике постигают неизведанный мир природы.
Результативность опыта
В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки.
Кроме того, заметно изменилось отношение детей группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделен сознанием и своим трудом активно воздействует на природу.
Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
В своей педагогической практике я столкнулся с определенными трудностями.
Во –первых, возможность общения с природой воспитанников нашего учреждения ограничена территориальными рамками, в основном для экскурсий, исследовательских работ используется близлежащая территория: огороды и цветники, экологическая тропа на участке ДОУ, небольшой луг и «центры природы» в группе.
Во – вовторых, подбор форм и методов работы требовал тщательного отбора индивидуально для каждого ребенка.
Адресная направленность
Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений.