Галина Сумарокова
Инновационный инструментарий в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный инструментарий в работе педагога-психолога
Дети цифровой эпохи обладают специфическими психологическими и физиологическими характеристиками, которые усложняют процесс установки контакта и построения психолого-педагогического взаимодействия с ними, и ставят перед специалистами новые задачи. Рассмотрим некоторые особенности «цифровых аватаров» и последствия для личности ребенка, которые мы можем рассматривать как терапевтические мишени психологической коррекции. Современным подросткам из-за высокой и бессистемной информированности свойственен нравственный плюрализм, который не дает ему твердых морально-нравственных мировоззренческих опор и провоцирует невротические реакции. Эти же последствия дает детоцентризм как семейная стратегия. Нечеткость и противоречивость пределов, семейных границ, правил, запретов расшатывает нервную систему ребенка хаосом и непредсказуемостью его жизни в семье. Физическая ретардация, рост минимальных мозговых дисфункций (ММД) при осложненном родовспоможении и распространённость синдрома гиперактивности с нарушенной функцией внимания ведут к росту нейропсихологических проблем. Для современных детей характерен низкий порог переносимости психоэмоциональных нагрузок, переполненность негативными эмоциями, высокая эмоциональная напряженность, низкий уровень саморегуляции. «Синдром долгого детства», описываемый психологами всех развитых стран, становится все более характерен и для российских подростков. При высоком уровне когнитивного развития современные дети имеют низкий социальный интеллект, множество социальных страхов, наиболее распространенный из которых, страх будущего («синдром птенца, не желающего покидать гнездо») и страхи бедности, маргинальности, неуспеха. Сниженный социальный интеллект проявляется в испытываемых детьми трудностях в командной работе, в ограниченности репертуара поведенческих стратегий в проблемных ситуациях, в ущербной коммуникации. Высокий уровень фрустрации требует отреагирования и контейнирования негативных эмоций, но их канализации препятствуют сниженный уровень эмпатии у младших и алекситимия («нет слов для чувств»); у подростков – дети испытывают в своей массе трудности установления контакта; речевые, коммуникационные проблемы не дают возможности ребенку «выговориться», вербально отреагировать накопившееся эмоциональное напряжение. Психологи-практики часто отмечают, что подросток на консультации не может назвать эмоции, описать свои чувства – односложное: «мне плохо», вместо: «мне страшно», «мне тревожно», «мне тоскливо». Процесс освобождения от негативных эмоций идет сложно и долго, требует значительных временных и энергетических усилий специалиста. Традиционные опросники и тесты теряют валидность, так как мешает рассеянность внимания, невозможность долгого сосредоточения на тексте. Все перечисленные феномены современного детства делают необходимым освоение инструментария, адекватного современным вызовам и рискам, помогающего психологу экономить его время и силы. Какие же методы мы можем отнести к актуальным на сегодняшнем этапе? Это:
Публикация «Инновационный инструментарий в работе педагога-психолога» размещена в разделах
- методы с опорой на визуальный канал восприятия (графические, проективные, видеоряды);
- телесно-ориентированные методы, позволяющие без включения вербального контента снять нервное напряжение;
- методы, обращенные к подсознанию, позволяющие экологично, безопасно, быстро выявить проблемы и ресурсы, отреагировать негативные эмоции;
- арт-терапевтические методы, основанные на психологических механизмах проекции, диссоциации-ассоциации, метафоре.
Перечислим некоторые из видов инновационного инструментария :
- психологические игры в реальном времени, в том числе, настольный игровой инструментарий (игровые платформы, настольные психологические игры);
- телесные практики экспресс - помощи в стрессе, саморегуляции; - метафорические ассоциативные карты - МАК;
- флеш-тренинг – экологично, в соответствии с ведущим каналом восприятия, в экономные сроки, наглядно высвечивает проблему, помогает ее решению, оказывает психологическую поддержку невербальными способами.
Приведем конкретные примеры апробированных в нашей стране и уже достаточно широко применяющихся на практике психологами образовательных организаций, видов инновационного инструментария. Социальные игры Гюнтера Хорна по праву занимают приоритетное место. Своей многофункциональностью, широким спектром воспитательного и психотерапевтического воздействия, привлекательностью увлекательного игрового сюжета настольные игры «Лепешка», «Замок Эриды», «Семейные псикреты» незаменимы в школьной жизни, кабинете психолога, социального педагога, в старших группах детского сада. Эти игры на развитие социального интеллекта детей: обучают умению работать в команде, формируют навыки саморегуляции, способствуют мощному выбросу агрессии и накопленного негатива в безопасном пространстве игры. Психологическая игра О. Хухлаевой «Опасности волшебного леса» позволяет нарушителю дисциплины, агрессивному, боязливому, гиперактивному проявить негативные черты характера и деструктивные эмоции без последствий для других, канализировать агрессивные тенденции в игровом пространстве. Игра «Неправильная страна», напротив, предназначена для невротичных отличников, она нивелирует последствия гиперсоциализации, снижает, вызванную завышенными претензиями и ожиданиями, фрустрацию ребенка. Эти игры предназначены для работы в начальной школе и с младшими подростками. Наборы МАК «О природе и погоде», «Огонь, мерцающий в сосуде» (для работы с эмоциональной сферой, «Кнуты и пряники» (для работы с детьми-жертвами насилия, буллинга, жестокого обращения, «Сундучок прошлого», «Дерево» (для актуализации ресурсов, «Проститься, чтобы жить» (для работы с потерями, смертью, суицидальными тенденциями) помогут психологу в работе с учащимися среднего и старшего подросткового возраста. Особенно хочется отметить популярную у психологов технику Т. Ушаковой «Роботы», которая тоже представляет собой набор своеобразных крупных картинок – частей роботов, из которых ребенок создает образ синонимичный своему собственному «Я». Этот инструментарий прекрасно зарекомендовал себя в работе с семьей : когда родители и ребенок сравнивают свои созданные роботы, психолог и клиенты в течение одной консультации нередко получают инсайты своих семейных проблем. Игровые платформы Т. Ушаковой «Портрет во весь рост», «Дом», «Комод», «Полярная звезда» можно использовать для решения широкого спектра проблем: от размытой, несформированной гендерной идентичности до профессионального самоопределения. Этот инструментарий предназначен для работы со старшеклассниками. Среди телесных практик, доступных любому специалисту, можно порекомендовать специалистам метод Х. Алиева «Ключ», а также различные дыхательные практики, активизирующие работу парасимпатической нервной системы, помогающие ребенку справиться со стрессом, облегчающие психалгию (невыносимую душевную боль). Во многих школах есть аппараты биологической обратной связи, а портативные аппараты фирмы «Амалтея» «Волна» и Института медицинских технологий Сибирского отделения РАН «БосПУЛЬС» есть в центрах и в личном пользовании специалистов. Метод БОС валиден, апробирован и доказал высокую эффективность в укреплении саморегуляции и стабилизации эмоционального состояния детей. Представляется, что этот краткий обзор видов инновационного инструментария окажет практическую помощь специалистам помогающих профессий, в первую очередь, педагогам образовательных организаций.