Кравцова Евгения Михайловна
Игровые технологии в работе педагога-психолога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Функции игровой деятельности :
- развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативная: освоение диалектики общения;
- игротерапевтическая : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
Публикация «Игровые технологии в работе педагога-психолога ДОУ» размещена в разделах
- коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- социальная: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Дошкольный период - это наиболее благоприятный период для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время происходит активное развитие познавательной активности
и формируются предпосылки учебной деятельности ребенка.
Основные направления (цели) коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ :
· развивать эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
· развивать познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
· формировать произвольной регуляции деятельности и поведения;
· формировать социальных навыков и социализации;
· обеспечивать эмоциональной разрядки и т. д.
При выборе игр для детей с ОВЗ мы должны предъявлять следующие требования:
- соответствие игры возрасту ребенка и его актуальному развитию;
- учет структуры дефекта;
- подбор игрового материала с постепенным усложнением;
- связь содержания игры с системой знаний ребенка;
- соответствие коррекционной цели занятия;
- учет принципа смены деятельности;
- использование ярких пособий;
- соответствие игрушек, пособий гигиеническим требованиям.
Игра в данном контексте – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и возможность закрепить навыки, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений и т. д.
Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка и является фундаментом всего дошкольного образования. Все это делает особо важным участие психолога в проведении развивающей работы с детьми.
Специфика работы педагога- психолога в дошкольном учреждении состоит в том, что он должен владеть большим количеством различных игровых технологий, методов и приемов, уметь их комбинировать, правильно подбирать в соответствии с его возможностями (уровнем развития ребёнка, его нозологической группой, маршрутом ближайшего развития)
Ценность игры заключается и в том, что она позволяет создавать детям различные формы общения. Любая игра представляет собой некоторую ситуацию со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. Ситуация игры – это отражение ситуации реальной жизни. Через сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и другие игры формируются коммуникативные способности и качества ребенка: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать. Развивается так же умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, взаимодействовать и сотрудничать в коллективе.
Без использования игровых технологий немыслима работа психолога в детском саду. Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками, может увидеть, как он относится к себе, к значимым взрослым, к своим сверстникам, к событиям в своей жизни и др.
Небольшой Фотоотчет: