Татьяна Рыбинская
Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста
Важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте - это овладение родным языком. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Именно в дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, речь развивается и становится - фонетической, лексической, грамматической. Основной период развития происходит в дошкольном детстве, а значит полноценное овладение родным языком и является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше мы будем обучать родному языку, тем легче ребенку будет им пользоваться в дальнейшем.
Публикация «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Особенно продуктивным и важным является период раннего дошкольного возраста. Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.
Выделяется несколько конкретных образовательных задач:
• развитие понимания речи (пассивной речи);
• развитие активной речи;
• формирование фонематического слуха;
• развитие речи как средства управления своим поведением.
Для развития понимания речи необходимо пробуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи, развивать умение слушать речь взрослого.
Для развития активной речи необходимо побуждать детей к подражанию речи взрослого, стимулировать и поддерживать инициативные обращения детей к педагогам и сверстникам, создавать условия для расширения словарного запаса и усложнения грамматического строя речи.
Известно, что речь прежде всего необходима для общения между людьми. На этапе возникновения речи чрезвычайно важно качество общения взрослых с ребенком. Необходимыми условиями для развития у детей речи является установление с каждым ребенком эмоциональных контактов, организация совместных игр с предметами, т. е. – вовлечение детей в ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение.
На этапе становления речи большое значение имеет слышимая речь окружающих взрослых. Поэтому к ней предъявляются особые требования. Речь взрослых должна быть правильной, отчетливой, неспешной, эмоционально окрашенной. Для обогащения словарного запаса, усложнения грамматического строя речи детей важно, чтобы речь взрослого была более сложной, чем речь ребёнка и по структуре, форме фраз и по лексической новизне. Она должна давать ребёнку более сложные образцы, чем те, которыми он уже владеет. Вместе с тем, взрослые должны стремиться к тому, чтобы их речь была понятна ребенку, касалась интересных и важных для него тем. Все это способствует вовлечению в речевой контакт со взрослым. В процессе совместного решения разнообразных жизненных задач, у малыша возникает естественная потребность в слове. Большую роль в развитии речи ребенка играют также специальные игры и занятия. Преимущество таких игр и занятий заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у детей разных сторон речи. К специальным играм и занятиям, направленным на развитие речи, относятся:
- разнообразные игры (игры-потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные игры, и др.);
- чтение и рассказывание сказок, стихов, историй, побуждение детей пересказывать услышанное;
- рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;
- демонстрация диафильмов;
- игры-занятия с предметными и сюжетными картинками;
- разгадывание простых загадок с опорой и без опоры на наглядность;
- игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Игры-потешки («Ладушки», «Сорока-ворона», «По кочкам», хороводные игры («Каравай», «Раздувайся пузырь») полезны тем, что слушание речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения ребенка. Они включают повторы слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да» и т. п.) и действий. Важно и то, что в ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт с ребенком. Все это облегчает малышу понимание и подражание речи. В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, четкость произношения, интонационная сторона речи. Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. В ходе этих игр создаются условия для развития планирующей и регулирующей функций речи. В отличие от обычных жизненных ситуаций в специальных «речевых» играх и занятиях взрослые могут намеренно создавать некоторые затруднения для ребенка, что требует особой мобилизации внимания ребенка.
Чрезвычайно полезным для развития речи является совместное чтение детских книг, рассматривание картинок и ярких красочных иллюстраций. Взрослый читает детям, показывает иллюстрации, задает им вопросы, при затруднениях сам называет предметы, персонажей, их действия, стимулируя малышей к повторению речевых образцов. Рассматривание картинок может быть и иным: взрослый называет предметы и персонажей и просит ребенка их показать. Эти занятия следует проводить индивидуально или с небольшой группой детей, чтобы каждый малыш мог участвовать в разговоре. Особое место в работе по развитию речи у детей занимают занятия и игры с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, изображённых на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше. Рассматривая изображения, узнавая в них знакомые предметы и называя их, дети называют и то, что не дано им в непосредственном восприятии сейчас, но хранится в их памяти. Это свойство картинок особенно важно для развития речи ребёнка раннего возраста. Игры с картинками способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщённого значения слов, развитию грамматического строя речи, стимулирует активное использование речи. Картинки играют важную роль и в формировании у детей способности оперировать образами, вызванными словом.
На третьем году жизни для речевого развития детей очень полезно отгадывание и совместное придумывание загадок. В играх в загадки дети учатся узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов.
Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность лег-ко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Поэтому в своей работе мы применяем современные технологии, которые позволяют всесторонне развивать ребенка, включая в работу все органы чувств, оказывая положительное воздействие на развитие речи детей.
Современные технологии - это система способов, методов, приемов, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка. При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:
- ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения речи
-технология должна носить здоровьесберегающий характер
-основу технологии составляет личностно - ориентированное взаимодействие с детьми
- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей
-организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах дея-тельности
-учет индивидуальных и возрастных особенностей детей
Современные образовательные технологии и методики, применяемые с детьми раннего возраста, направленные на развитие речи :
1. Здоровьесберегающие технологии.
а) артикуляционнаяя гимнастика
Большое место в развитии речи детей занимает использование артикуляционной гимнастики. Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление, развитие силы, подвижности мышц артикулярного аппарата. Она является основой формирования речевых звуков.
б) пальчиковая гимнастика
Очень важно с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем быстрее ребенок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. К пальчиковой гимнастике относят:
-пальчиковые игры
-рисование пальчиками на манной крупе
-работа с тестом, пластилином
-использование массажных мячиков
-использование пальчикового театра
-рисование пальчиками
в) логоритмические упражнения
Это двигательные упражнения, в которых движения сопровождаются произнесением специального языкового материала с использованием музыкального сопровождения. Движения в сочетании с музыкой и речью оказывают положительное воздействие на развитие речи и мышления. Логоритмические упражнения включают в себя:
-упражнения на развитие чувства ритма
-логопедическую гимнастику
-упражнения на развитие общей моторики
-разные виды ходьбы
-упражнения на развитие внимания
-дыхательные упражнения
-упражнения на развитие мелкой моторики
В работе используются ежедневно. Организуются как индивидуально, так и в подгруппе, и в группе детей.
2. ИКТ
Мультимедийная презентация
Позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей, задействовать все виды памяти. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный до-школьникам, формирует у детей систему мыслеобразов. Ребенку с наглядно - об-разным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действия объекта.
3. Технология обучения образной речи (технология обучения составлению сравнений)
Обучение по этой технологии начинают с трех лет. В группах раннего возраста ее можно использовать со второй половины года. Упражнения проводят как на занятиях, так и в свободное время. В младшем возрасте сравнения составляют по признаку цвета, формы, вкуса, звука.
Например: Мячик по форме такой же круглый, как яблоко
Цыпленок по цвету такой же желтый, как солнышко.
4. Технология обучения составлению загадок
Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции, ребенок получает радость от речевого творчества.
В группах раннего возраста можно использовать со второй половины года. В этом возрасте это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослым.
5. Использование элементов сказкотерапии.
В группах раннего возраста можно использовать со второй половины года. Развитие речи сказкотерапией - наиболее эффективный и доступный способ совершенствования речи. Для детей трех лет рекомендуется делать главными героями сказки игрушки, животных. Это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослым. Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Использование сказки в раннем возрасте способствует целенаправленно-му развитию речевой сферы. Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее.
Сказка для ребенка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Сказки развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, т. к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу. В своей работе мы используем все виды театра, которые подходят для детей раннего возраста. Для запоминания используем пальчиковый, настольный, кукольный театры, маски.
Метод сказкотерапии реализуется нами через театрализованную деятельность в режимных моментах, в совместной и индивидуальной деятельности с детьми.
В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их.
Используя в работе современные технологии, сочетая их с традиционными формами обучения, мы имеем возможность решать речевые задачи, обогащать, развивать, улучшать речь детей, и делать это интересно, весело и увлекательно для детей. Богатый словарный запас, грамматически правильная речь являются залогом будущего обучения дошкольника.