LogoLady
Инновационные технологии в инклюзивном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии в инклюзивном образовании.
Одну из ведущих позиций, связанных с обучением детей в российском образовании, занимает инклюзивное образование, основывающееся на ограниченных возможностях здоровья, имеющихся у детей. В нашей стране, как и в других странах, данный формат обучения подразумевает совместное обучение всех категорий детей
Публикация «Инновационные технологии в инклюзивном образовании» размещена в разделах
Инклюзивное образование (от франц. inclusif - включающий в себя) - понятие, позволяющее описать процесс обучения детей с особыми потребностями в условиях их обучения в общеобразовательных школах, совместно с нормотипичными детьми.
Также под инклюзивным образованием понимается обучение, которое дает возможность любому ребенку, невзирая на имеющиеся какие-либо физические, социальные или любые другие особенности, быть включенными в общий процесс обучения и воспитания, параллельно развиваться с другими детьми, что в будущем позволяет уже взрослеющему человеку сформироваться как личность, которая будет равноправным членом общества.
Большая часть дошкольников с диагнозом ОВ3 сталкиваются с такими проблемами, как развитие восприятия, внимания, мыслительной деятельности и памяти, сюда также входят сложности в различной степени относящиеся в моторному развитию и сенсорным функциям. Наблюдается повышенная и несвоевременная утомляемость. Чтобы вовлечь ребенка в процесс обучения, необходимо применять особые подходы, включая при этом в программу индивидуальные подходы и инновационные технологии.
Под инновационными технологиями понимаются методы, отличительными особенностями которых являются повышенная эффективность и новизна использования, которые служат конечными показателями интеллектуальной деятельности педагога.
В логопедии отмечается следующий перечень инновационных технологий:
• арт-терапевтические технологии;
• технологии логопедического и пальцевого массажа:
• технологии сенсорного воспитания;
• телесноориентированные техники;
• Су-Джок терапия:
• информационные технологии
Арт-терапевтические технологии.
Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с проблемами в
развитии связаны прежде всего с тем, что оно является источником новых позитивных
переживаний детей, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. Реализация социально-педагогической
функции искусства заключается в повышении эстетических потребностей детей с
различной недостаточностью. Также искусство предоставляет ребенку с ОВЗ практически
неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в процессе
творчества.
Арт-терапия – в узком смысле, это психотерапия посредством художественного
творчества. В широком понимании она представляет собой совокупность психических
коррекционных методик, имеющих различные особенности, определяющихся как
жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью
технологий коррекционно-терапевтического применения.
Независимо от направлений, существуют три основные формы арт-терапии: пассивная,
активная и смешанная. При пассивной форме ребенок «потребляет» художественные
произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги
прослушивает музыкальные произведения. При активной форме арт-терапии он сам
создает продукты творчества: рисунок, коллаж, скульптуру и т. д. При смешанной форме
ребенок использует готовые художественные произведения для создания своих продуктов
творчества.
Практический опыт психо-коррекционной работы средствами арт-терапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с ОВЗ, в частности:
• с нарушениями речи – заикающимися;
• с РАС;
• с проблемами в эмоционально-личностном развитии;
• с задержкой психического развития.
Основными видами арт-терапии являются:
• изотерапия (все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись,
• лепка и т. д.);
• библиотерапия;
• сказкотерапия (работа со словом – сочинение сказок, стихов и т. д);
• музыкотерапия;
• хореотерапия;
• драматерапия;
• песочная терапия.
Технологии логопедического и пальцевого массажа.
Логопедический массаж – это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.
Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.
Основные задачи логопедического массажа:
• коррекция звукопроизношения;
• нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезии);
• уменьшение проявления мышечных синдромов;
• активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих);
• подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;
• улучшение кровообращения, обменных процессов и нервной проводимости, стимуляция кинетических и кинестетических ощущений;
• уменьшение гиперсаливации;
• укрепление глоточного рефлекса;
• афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи)
• нормализация речевого дыхания;
• создание предпосылок для произвольных координированных движений органов артикуляции.
К основным видам логопедического массажа относятся:
• Лечебный классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем. Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. Для выполнения данных приемов при массаже языка логопеды часто используют зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др.
• Точечный массаж – (описаны в работах К. А. Семеновой, Е. Ф. Архиповой) разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.
• Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.
• Сегментарно-рефлекторный массаж (методика массажа языка Ю. В. Микляевой) Приемы те же, что и в классическом варианте, но выполняется он согласно сегментарному делению на зоны. То есть для решения логопедических проблем массаж выполняется в области воротниковой зоны, шейного отдела, лица и волосяной части головы;
• Зондовый массаж. Метод логопедического массажа, разработанный Новиковой Е. В., выполняется при помощи специальных инструментов — зондов.
• Самомассаж. Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов (артикуляционной упражнение “Причешем язычок”, когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы).
Пальцевый массаж:
• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
• прищепочный массаж;
• массаж орехами, каштанами;
• массаж шестигранными карандашами;
• массаж приборами Су-Джок терапии.
В заключении хочется отметить положительную динамику после проведения даже одного сеанса логомассажа, в результате которого увеличивается кровоток к пораженному участку, и мышцы становятся активными, эластичными, способными растягиваться и сжиматься в нужном направлении. Кроме того, детям нравится массаж, особенно игольчатый, он приятно щекочет, расслабляет мускулатуру и приносит положительные эмоции.
Технологии сенсорного воспитания
Сенсорное воспитание - это методика, которая помогает развивать у детей чувственное восприятие и понимание мира вокруг них. Она основывается на использовании различных материалов и игрушек, которые помогают развивать чувства ребенка, такие как зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.
Существует множество технологий сенсорного воспитания, которые могут быть использованы в домашних условиях или в детских садах и школах. Некоторые из них включают:
• Монтессори методика - это методика, которая использует специальные материалы, которые помогают развивать у детей чувства и умения. Она основывается на принципе свободного выбора и самостоятельной работы ребенка.
• Развивающие игры - это игры, которые помогают развивать у детей различные чувства и умения. Например, игры с песком, водой, пластилином, конструкторами и т. д.
• Музыкальные занятия - это занятия, которые помогают развивать у детей слух и музыкальный вкус. Они могут включать пение, танцы, игру на музыкальных инструментах и т. д.
• Занятия по развитию мелкой моторики - это занятия, которые помогают развивать у детей мелкую моторику и координацию движений. Они могут включать игры с пазлами, лепку, рисование и т. д.
• Занятия на свежем воздухе - это занятия, которые помогают развивать у детей чувство равновесия и координацию движений. Они могут включать игры на площадках, прогулки в парке, катание на велосипеде и т. д.
Это только некоторые из методик, которые могут быть использованы для сенсорного воспитания детей. Каждая методика имеет свои преимущества и недостатки, и выбор зависит от возраста и интересов ребенка, а также от целей, которые вы хотите достичь.
Телесно-ориентированные техники
Человек обладает врожденной потребностью в гармонии, балансе. Связи с этим, состояние нервной системы находится в зависимости от состояния тела. Именно поэтому, особенно в работе с детьми с ОВЗ, большое значение имеют техники непосредственного телесного контакта, потребность в котором у детей очень велика. Техники регрессии помогают создать у ребенка ощущение защищенности, безопасности. Проживая это состояние, ребенок учится строить свои отношения с миром. Логопедам известно, что пока ребенок находится в напряжении, неспособен, насколько это возможно, управлять своим телом, контролировать его движения, работа по развитию речи будет идти без особых успехов. Телесно-ориентированная программа как раз-таки направлена на помощь ребенку через тело. Программа имеет как профилактически-развивающую направленность в работе с детьми, так и коррекционно-компенсаторную.
Программа построена на основе целостного подхода к личности ребенка, учитывается принципа единства и гармоничного развития всех сфер его жизнедеятельности, берется во внимание естественная динамика развития ребенка с основным акцентом на развитие его психомоторной функции.
Основные задачи программы:
• развитие координации, равновесия;
• повышение сенсорной чувствительности;
• развитие мелкой моторики; развитие зрительного анализатора;
• снятие психомоторного напряжения; обучение основам саморегуляции;
• развитие эмоциональной сферы, навыков общения посредством использования образов, моделирования эмоций, создание положительного эмоционального настроя.
План телесно-ориентированного подхода, опираясь на программу Граничевой И. В., можно разделить на следующие этапы:
1) Развитие крупной моторики;
2) Развитие мелкой моторики;
3) Развитие моторики на среднем уровне;
4) Развитие зрительного анализатора;
5) Работа с сегментами тела;
6) Обучение основам саморегуляции;
Телесно-ориентированные практики имеют физиологическую основу, реализуются в процессе непосредственной работы с собственным телом путем постановки ритма и глубины дыхания, обращается внимание на активную и пассивную манипуляцию мышцами и суставами, а также движение и голосоведение, устранение телесных напряжений. В дальнейшем после таких занятий у детей улучшается психологическое самочувствие при взаимодействии с другими людьми.
Су-Джок терапия
В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок — стопа. Таким образом, Су Джок терапия — это метод лечения с использованием специальных колец и шариков для массирования кистей рук и стоп человека. В строении кисти и стопы проявляется подобие строения человеческого тела т. е. на них располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела человека, стимулируя их можно повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, развить тактильную чувствительность, нормализовать мышечный тонус рук («су») и ног («джок», а также воздействовать на речевые центры, применяя Су Джок терапию к верхним фалангам пальцев, где по теории этого метода расположены точки соответствия головному мозгу.
В логопедической работе, можно выделить следующие цели применения Су Джок терапии:
1. Нормализовать мышечный тонус,
2. Стимулировать речевые области в коре головного мозга.
Говоря о достоинствах, стоит отметить, что Су-Джок терапия является безопасной – её неправильное применение не наносит вреда. Но при этом, при наличии знаний того, как влияют воздействия на различные области пальцев, можно добиться хороших результатов в коррекционной работе.
Информационные технологии
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Внедрение информационных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному. Это является, в свою очередь, огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, средством оптимизации процесса коррекции речи. Однако, компьютер – не самоценен, он не заменит специалиста, — это только вспомогательный обучающий материал. Положительный результат от использования ИКТ может быть только во взаимодействии ребёнка, педагога и компьютера.
Можно выделить следующие преимущества ИКТ в работе логопеда:
1. Предлагаемая информация в наглядной и привлекательной форме.
2. Повышается мотивация и интерес детей к занятиям.
3. Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным.
4. Значительно сокращается время на формирование навыков и функций.
Также ИКТ очень важны в инклюзивном образовании. Если учебно-познавательная деятельность обучающихся с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных средств, именно информационные технологии позволяют обеспечить необходимое качество образования, интегрировать учащихся с особыми возможностями здоровья в образовательный процесс в условиях инклюзии.
Использование информационных технологий в инклюзивном образовании также позволяет совершенствовать методы и технологии отбора и формирования содержания образования; вводить и развивать новые специализированные предметные области, учебные предметы, направления коррекционных занятий; повышать эффективность процесс обучения за счет его большей индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов учебной деятельности; организовывать качественно новые формы взаимодействия между педагогом и обучающимися; изменять содержание и характер деятельности педагогов и учащихся.
ИКТ обладают и психологическими возможностями, среди которых можно выделить:
1. Использование различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью.
2. Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия.
3. Координирование работы моторного, слухового и зрительного анализаторов.
4. Обучение детей навыкам самоконтроля.
5. Ресурсы для развития высших психических функций: символическая и планирующая функции мышления и речи.
6. Образовательные возможности ИКТ для ребенка. Незаметно переходит от игровой деятельности к учебной.
7. Ребёнок сам видит результат своей работы.
8. Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков.
9. Возникает стремление исправить увиденную ошибку.
10. Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала.
11. Ребёнок осваивает модели коммуникации с героями компьютерной программы.
12. Ребёнок обучается элементарным действиям с компьютером.
13. Получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать.
14. У ребёнка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память.