Наталья Ромасюк
Опыт работы по организации исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Маленькие «почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов. Им интересно абсолютно все: почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце… В доступной форме объяснить ребенку суть природных явлений и закономерностей, рассказать о причинах и следствиях происходящего - задача не из простых. Конечно, можно постараться рассказать или показать, а можно провести эксперимент. Именно этим и занимаемся мы с детьми в нашем детском саду в уголке экспериментирования.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2025
Народная мудрость гласит: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Именно поэтому детское экспериментирование имеет огромное значение в процессе развития дошкольников. Экспериментальная деятельность расширяет кругозор, учит устанавливать причинно-следственные связи, пробуждает любознательность, учит наблюдать, размышлять и делать выводы, а также соблюдать правила безопасности.
. Я хочу поделиться опытом своей работы по организации исследовательской деятельности.
В начале работы я сформулировала ожидаемые результаты, которые мне бы хотелось достичь со своими детьми по окончанию внедрения данного опыта в практику:
-вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
-сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
На подготовительном этапе я постаралась обогатить развивающую предметную среду :
-в уголке поместила детские справочники, энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные,
имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детскую художественную литературу,
-создала картотеку опытов и наблюдений,
-оформила дидактические игры с элементами моделирования, игры, развивающие внимание и наблюдательность.
Также в уголке природы организовала мини-лабораторию, в которой в настоящее время имеется всё необходимое оборудование для проведения опытов и экспериментов:
- приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;
- бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
- красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
При оборудовании мини-лаборатории учитывала следующие требования:
безопасность для жизни и здоровья детей;
достаточность;
доступность расположения.
Дети с удовольствием экспериментируют с водой. Им особенно нравится менять ее цвет, вкус, проводить опыты со снегом и льдом.
Еще ребята изучают, для чего почва нужна человеку и растениям, как ее сделать мягкой и плодородной.
Также для изучения такого явления, как воздух, созданы необходимые условия. Здесь дошкольники изучают воздух: учатся надувать пузыри и ловить их в пакеты, исследуют его свойства.
Еще дети проводят эксперименты, связанные с растениями.
В своей работе с детьми в центре экспериментирования я стараюсь развивать у детей наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,а также развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, учить делать выводы;
расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей; расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека, расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Работу с детьми я организовываю так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, обеспечиваю личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).
В процессе работы я поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время стараюсь не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Процесс познания, освоение новых знаний детьми очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.