Получи документы

Проектная работа «Развитие логико-математического мышления. Игры с блоками Дьенеша»

Эльвира Шагиева
Проектная работа «Развитие логико-математического мышления. Игры с блоками Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы

Работу выполнили:

воспитатель Шагиева Эльвира

Энгиловна,

Дошкольная группа МБОУ СОШ с. Ахмерово

МР Ишимбайский

район РБ

Содержание.

Введение.

Развитие логико-математического мышления.

I. Информация о логических блоках Дьенеша.

II. 1. Игры с блоками Дьенеша.

2. Информация для родителей.

III. Практические занятия (фото).

Заключение.

Список литературы, адрес интернет ресурса.

Введение.

Развитие логико-математического мышления.

Темочки:

Формальная логика – это не обязательно совокупность рутинных процедур. В ней всегда есть место «игре ума». Но это относится к развитому логическому мышлению взрослого человека. Осваивая элементарную человеческую логику, ребенок первоначально не заучивает правила построения «формальных рассуждений», как не заучивает он таблицу грамматических значений, овладевая языком.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного – играть. Десятки развивающих методик совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша. Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш настолько влюблен в свою науку, что задается вопросом, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Многие годы Золтан посвящает исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выясняет – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки.

Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки» (иногда их называют кубиками Дьенеша). Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, цветом (красные, желтые, синие, размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки", для развития логического мышления у детей. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны. Во многом этому способствовали книги "Давайте поиграем"(под редакцией А. А. Столяра. - М., 1991, 1996, а также "Логика и математика для дошкольников" (под редакцией З. А. Михайловой - СПб, 1996, 2000, где дана система игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша. С 1993 года блоки Дьеныша выпускают отечественные производители (000 "Корвет", Россия, Санкт-Петербург) и их приобрели и пользуются большинство дошкольных учреждений России.

I.Информация о логических блоках Дьенеша.

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Купить блоки Дьенеша стоит тем родителям, которые хотят развить у своих детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладыват ряды по заданному алгоритму). Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.

Блоки Дьенеша, которые можно купить практически в любом магазине, специализирующемся на развивающих материалах для детей, представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);

в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).

По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

II.1. Игры с блоками Дьенеша.

Первые уроки языка и логики малыш получает в повседневной жизни. А если внести в эти «уроки» игровой элемент? Точнее – придать вид увлекательной игры процессам классификации и образования множеств, что и предлагаем мы.

Увлекательные множества

В нашей группе вот уже на протяжении нескольких лет работает кружок «Магические блоки», направленный на развитие логического мышления детей с помощью геометрических блоков Дьенеша.

Первым этапом работы кружка стало создание информационного поля: подбор психолого-педагогической литературы, оформление методического материала, проектирование развивающей среды. Изучив литературу, мы провели первичную диагностику с целью определения уровня логического развития детей на начало учебного года. В своем исследовании опирались на методику, предлагаемую в книге Марии Фидлер «Математика уже в детском саду».

Согласно данной методике, каждому ребенку в индивидуальном порядке демонстрировались изображения различных кувшинчиков, геометрические блоки Дьенеша и карточки с графическим изображением качественных признаков блоков, а затем предлагалось выполнить ряд заданий.

I. 1. а) Выбери красный кувшинчик;

б) выбери зеленый кувшинчик со звездочками;

в) выбери желтый кувшинчик в полоску с двумя ручками.

2. а) Выбери кувшинчик с одной ручкой;

б) выбери зеленый кувшинчик с одной ручкой;

в) выбери зеленый кувшинчик в цветочек с одной ручкой.

3. а) Выбери красную геометрическую фигуру;

б) выбери большой круг;

в) выбери большой синий тонкий квадрат.

II. 1. Расскажи все, что ты знаешь о сове (мишке, белочке, зайчике и прочее).

2. Скажи все, что ты знаешь об этой геометрической фигуре:

а) большой синий тонкий круг;

б) маленький желтый толстый треугольник.

3. Посмотри на картиночки со знаками рисуночного кода и скажи, какая геометрическая фигура находится в мешочке.

4. Нарисуй все, что ты знаешь об этой геометрической фигуре:

а) квадрат, маленький, красный, тонкий;

б) прямоугольник, большой, синий, толстый.

На втором году обучения к описанным выше заданиям нами было добавлено задание на образование множеств предметов:

• с учетом несовместимых качественных признаков (образование непересекающихся множеств);

• с учетом независимых признаков.

I. 1. Выбери маленькие и большие мячики. Размести их, окружив кольцами.

2. Выбери все толстые и все тонкие геометрические фигуры и окружи их кольцами.

II. 1. Выбери все квадраты и все толстые геометрические фигуры. Используй кольца.

2. Выбери всех больших кукол и всех кукол в голубых фартучках.

Метод диагностического исследования позволил отследить динамику развития у детей знаний, умений и навыков и помог в дальнейшем планировании индивидуальной работы.

На основе полученных результатов все воспитанники были поделены на три подгруппы: дети с высоким уровнем развития логического мышления, средним и низким.

Следующим этапом нашей работы стало создание центра «Логика и математика», основу которого составили приобретенные и сделанные своими руками игры с блоками Дьенеша.

Особенно понравилась детям игра из пособия к блокам Дьенеша «Наряди елочку».

Сказочный герой прислал письмо с карточками, на которых было показано, как необходимо это делать с помощью блоков. Письмо было спрятано в группе, мы искали его с помощью плана помещения. На нем ребята узнали групповую мебель, определили, на какие геометрические фигуры она похожа. Мы шли по маршруту, предложенному на плане, и нашли карточки. Затем дети достали по две фигуры из тактильного рукава. Они назвали три свойства фигур по порядку, начиная с первого ряда. Ребенок, у которого была необходимая фигура, выходил и выкладывал свой блок на нужное место елочки. Так мы полностью нарядили дерево.

Не меньший интерес у ребят вызвала и игра с кольцами из того же пособия, позволяющая разделить множество геометрических фигур на непересекающиеся подмножества, характеризующиеся карточками-отрицаниями. Например, в одно кольцо предполагалось положить небольшие фигуры, а в другое – поместить немаленькие блоки.

Блоки Дьенеша мы применяли и в сюжетно-ролевой игре «Водители».

Воспитатель играет роль кондуктора и раздает детям билеты – геометрические фигуры. На сиденьях автобуса уже лежат такие же блоки. Ребятам нужно найти свое место по билету. Задание можно усложнить, если на один или несколько стульчиков положить фигуры, отличающиеся одним свойством. Дети определяют несоответствие и исправляют ошибку.

Согласно результатам диагностики был разработан перспективный план работы кружка «Магические блоки» и реализован проект, цель которого заключалась в систематизации работы по развитию у дошкольников логико-математического мышления посредством игры с блоками Дьенешеа.

Игры с обручами

Цели:

• Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них.

• Определение областей пересечения в играх с обручами.

• Развитие логического мышления, внимания.

Развивающая среда:

• обручи,

• наборы блоков.

Определяем каждую из областей и область их пересечения:

• в первой области должны находиться все желтые фигуры;

• во второй области – все круглые;

• в третьей – только желтые круглые.

Игра «Лабиринт»

Цели:

• Учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических фигур: цвет, размер, форма, выбирать необходимый блок из нескольких.

• Развивать практически-действенное мышление.

Развивающая среда:

• лабиринт из склеенных полосок бумаги,

• домик с любимыми игрушками,

• набор блоков,

• карточки с кодами геометрических фигур (цвет и форма).

Игра «Волшебное дерево»

Цели:

• Развивать представления детей о символическом изображении предметов; развивать умение классифицировать блоки по трем признакам и выделять основные признаки.

• Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

Развивающая среда:

• изображение дерева, на ветках которого представлены символы фигур-«листьев»;

• набор блоков Дьенеша.

Воспитатель предлагает детям вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев – геометрические фигуры. Каждая веточка имеет свой цвет, и цвет «листочков» будет соответствовать цвету веточки. Дети выбирают нужную фигуру по цвету и располагают «листочки» на ветке, при этом обращают внимание на символы фигур-«листьев» (форму, размер).

II.2. Информация для родителей.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для:

• Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

• Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

• Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

• Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

• Развития творческих способностей.

Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, поставленные в программах "Детство", "Развитие", "Радуга", "Истоки" и других.

Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности объединят ребенка и взрослого. В ходе занятий с блоками Дьенеша ребенок учится выявлять и абстрагировать свойства предметов, сравнивать, классифицировать и обобщать, развивает способности к логическим действиям. У игр и упражнений есть три варианта сложности. Так, вначале малыши пробуют оперировать одним свойством (например, среди нескольких фигур следует найти все круглые, на следующем этапе осваиваются 2 свойства (нужно, к примеру, выложить цепочку из блоков, чтобы каждая последующая фигура была такой же по цвету, но не такой же по форме, третий вариант – 3 свойства. К набору с блоками прилагается восьмистраничная инструкция, которая знакомит с методикой Дьенеша и играми достаточно подробно. Помимо самих блоков, существуют всевозможные альбомы и пособия. Условно можно разделить «игры Дьенеша» по возрастам.

Недостаточно просто купить ребенку набор блоков Дьенеша и отдать фигуры в полное пользование малыша. Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:

• Найти все фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например желтую фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т. д.).

• Попросите малыша дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине.

• Попросите кроху определить какую-нибудь фигуру по цвету, форме, размеру, толщине.

Родители, желающие купить блоки Дьенеша, могут ознакомиться с методической литературой по данной теме:

1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А. А. Столяра. М., "Просвещение", 1988).

2. М. Фидлер. Математика уже в детском саду. М., "Просвещение", 1981.

3. Касабуигсий Н. И. и др. Математика "О". Минск, 1983.

4. Столяр А. А. Методические указания к учебному пособию "Математика "О". Минск. Народная асвета, 1983.

5. "Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е. А. Носова; Р. Л. Непомнящая. (Библиотека программы "Детство") "Санкт- Петербург". "Акцидент" 2000.

III. Практические занятия (фото).

Публикации по теме:

Логические игры с «Блоками Дьенеша»Логические игры с «Блоками Дьенеша» «Учимся - играя!» (логические игры с "Блоками Дьенеша") Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Фотоотчет «Игры с блоками Дьенеша»Фотоотчет «Игры с блоками Дьенеша» Для детей 1 младшей группы мы стараемся создать все условия для их успешного умственного развития. Фундамент сенсорного и умственного развития.

НОД по ФЭМП в форме логико-математической сюжетной игры с блоками Дьенеша «Спасение Серой Шейки» в старшей группеНОД по ФЭМП в форме логико-математической сюжетной игры с блоками Дьенеша «Спасение Серой Шейки» в старшей группе Конспект НОД по ФЭМП в форме логико - математической сюжетной игры в старшей группе. Тема: «Спасение Серой Шейки». Цель: развитие логического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная работа «Развитие логико-математического мышления. Игры с блоками Дьенеша»
Опубликовано: 4 января 2025 в 13:01
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная работа «Развитие логико-математического мышления. Игры с блоками Дьенеша»» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Шагиева (УИ 142467) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 января 2025 вторник
08 января 2025 среда
8 января 1851 года, французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД