Седова Наталья Владимировна
«Круговорот воды в природе». Конспект комплексного занятия по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия по познавательному развитию: «Круговорот воды в природе» в старшей комбинированной группе «Ромашка»
Цель: ознакомление детей с явлением «Круговорот воды в природе».
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить знание детей о воде и ее свойствах, и о роли в жизни человека, животных, растений;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
Развивающие:
- развивать словесно-логическое мышление, любознательность;
- развивать творческий потенциал детей;
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2025
- развивать усидчивость и аккуратность;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу;
Оборудование: презентация: «Круговорот воды в природе»; иллюстрации, изображающие использование воды человеком, ИКТ, ТСО, готовые круглые формы из бумаги для составления схемы «Круговорот воды в природе», цветные восковые мелки, цветные карандаши, альбом для рисования.
Предварительная работа: отгадывание загадок по теме; чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде, снеге; проведение опытов с водой.
Ход занятия.
Организационный момент:
Дети стоят в кругу
Мы пришли в детский сад (имитируем ходьбу)
Ваня рад и Андрюша рад,
И конечно все ребята (хлопаем в ладоши)
Нашей встрече очень рады!
Воспитатель: - Вода - самое удивительное вещество на планете. Где в природе есть вода?
Ответы детей: в море, океане, озере, реке, болоте, ручье, роднике, луже.
Воспитатель: - Как человек использует воду? Что случилось бы, если бы вода на Земле исчезла?
Ответы детей: облака, дождь, снег, град, роса, туман, иней, рисунок на стекле.
Воспитатель: -Нам кажется, что на земле, очень много воды. Но почти вся вода – соленая. Соленую воду нельзя пить. Часть воды – это ледники. Такую воду тоже пить нельзя.
- Какова вода в природных явлениях?
-Какая бывает вода, три состояния воды?
Ответы детей: дождь - жидкая, снег - твёрдая, облако - в виде пара.
- Кому нужна вода?
Ответы детей: Животным, растениям, птицам, рыбам, насекомым, людям.
Воспитатель: -Да, ребята, вода вокруг нас, без неё всё живое погибнет! А знаете ли вы, что вода - большая путешественница, капельки никогда не остаются на месте, постоянно куда - то движутся, спешат, суетятся?
Давайте посмотрим видеоролик о путешествии Капелек.
1. Жила на небе мама Тучка и были у неё дочки и сыночки – маленькие капельки. И вот однажды захотели капельки отправиться на землю, познакомиться с травой, деревьями, животными.
2. Пролились капельки на землю дождем. На земле они были очень радостные и веселые. Они прыгали, кто где хочет, и поливали цветы, деревья, траву. Но стало капелькам скучно скакать по одной.
3. Объединились капельки в ручей. Ручей бежал по поляне, весело журча, а вместе с ним друг за другом текли наши капельки.
4. Затем ручей попал в прохладную и быструю реку. А капельки все так же весело текли вместе.
5. Встретились капельки в большом море. И там капельки обрадовались еще больше, стали плясать и водить хоровод. Но вскоре маленькие капельки заскучали по маме Тучке и задумались, как же им вернуться на небо.
6. Выглянуло Солнце и сказало капелькам, что поможет им. Солнце стало греть, и маленькие капельки, протянув свои ручки к солнышку, начали испаряться и вернулись на небо к маме Тучке.
Воспитатель: - Ребята, вы поняли, какой путь совершили капельки воды из моря в облака, из облаков на землю, из земли снова в океан. Вода не исчезает, а только переходит из одного состояния в другое, она путешествует.
-А если б капельки не путешествовали, а оставались бы на месте, что бы было? Даже страшно представить! Не было бы ни дождика, ни снега, ни даже тучек, да и нас с вами тоже не было!
(воспитатель показывает изображение на экране ПК: «Круговорот воды в природе) и объясняет:
Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
Ветерок их подгоняет.
Облака в тучку собираются.
Тучка дождик несет.
А как станет тяжело нести, на землю прольет.
Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
В реки подземные попадут и потекут не спеша.
А как к земле пробьются, родником обернутся.
Ручейками по земле потекут.
А ручейки в озёра, реки впадают.
Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
Погуляет капелька, попутешествует по кругу.
А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.
Солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, превращается в пар и поднимается в воздух, там она охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – это дождь, зимой – снег. Так происходит круговорот воды в природе.
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: - Ребята, давайте изобразим в рисунке явление: «Круговорот воды в природе».
1. На первой картинке рисуем воду в природе: море, речку, озеро с плавающими там рыбками.
2. На второй картинке рисуем горы с ледниками, облака, солнце, дождик.
3. На третьей картинке рисуем почву, землю, и грунтовые воды.
4. Красным карандашом рисуем стрелки, показывая круговорот воды в природе.
Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята, про что мы сегодня с вами говорили? Чем занимались? Что запомнилось? Что понравилось?
Дегустация воды. Детям предлагают попить свежей воды.