Получи документы

Инновационные технологии в деятельности учителя-логопеда

Елена Петрова
Инновационные технологии в деятельности учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Инновационные технологии в деятельности учителя-логопеда

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

Публикация «Инновационные технологии в деятельности учителя-логопеда» размещена в разделах

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста, имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии.

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи).

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики. Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей.

Хочу представить вашему вниманию инновационные технологии, позволяющие повысить эффективность коррекционной работы в условиях логопедического пункта, в ситуации, когда время коррекционного воздействия ограничено двумя-тремя занятиями в неделю.

Оптимизировать время работы с каждым ребенком помогает включение в базовые логопедические методики элементов инновационных технологий.

Рассмотрим основные направления их применения:

I. Инновационные технологии на этапе развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности должно предшествовать речевой активности детей.

Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, способствует развитию артикуляционной моторики, помогает снять напряжение.

Массажеры-мячи помогают снять напряжение, оказывают влияние на биологически активные точки, повышают внимание, данный вид используется и на этапе автоматизации звука.

Большим успехом у детей пользуются массажеры Су Джок. Данная технология направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, так как стимуляция биоэнергитических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.

II.Инновационные технологии на этапе развитие моторики речевого аппарата.

К ним относятся: артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой.

Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти.

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь. А одно из главных преимуществ применения приёмов биоэнергопластики при автоматизации – это то, что ребёнок, стараясь правильно и точно выполнять движения руками учится произносить поставленные звуки в свободной спонтанной речи.

Например,при выполнении упражнения «Лягушата» (улыбка – исходное положение) можно помогать движениями рук – на улыбочку мы разводим руки в стороны, а на исходное положение – сводим руки перед собой.

Выполняя упражнение «Чашечка» - сводим полусогнутые пальчики обеих рук.

Стоит отметить ещё один немаловажный «плюс». Данная методика позволяет логопеду избежать повторения многократных устных инструкций. Систематически применяя данную технологию, я заметила, что у детей значительно ускорился процесс коррекции звукопроизношения. Это объясняется тем, что работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Также я использую комплексы артикуляционной гимнастики в картинках, разработанные для постановки всех групп звуков. Это и звуковые часы, и веселый паровозик и игра «Собери пирамидку».

III. Игровые технологии, применяемые на всех этапах коррекционной работы.

Успех коррекционной работы напрямую зависит от создания благоприятного психологического климата и положительных эмоций на занятиях.

Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации.

Игровые технологии, применяемые на этапе автоматизации звуков:

Чтобы процесс автоматизации прошёл интересно и динамично, необходимо использовать красочный и разнообразный дидактический материал, в своей коррекционно-логопедической практике использую такой материал.

Новое в таком игровом материале – это различные дидактические игры.

Например, игры-ходилки, зашумленные картинки, пазлы с картинками на определенный звук, игра «Мемори», игры с фонариком.

Активно используются мной в педагогической деятельности ситуации общения. Например, «в магазине», «в семье», «на природе», «путешествие» и другие.

Игровые технологии, применяемые на этапе дифференциации звуков:

Такие игры могут использоваться как для дифференциации, так и для автоматизации различных групп звуков. Игра «Фонетическая рыбалка», цветы в вазе, паровозик, соберем урожай, холодильник, разложи одежду по полкам, и другие.

Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч, перекатывание и захват мяча. Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.

Технология наглядного моделирования

Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука.

Мнемотехника

Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Использование приёмов символической аналогии облегчает процесс запоминания детьми. Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Информационные технологии.

К ним относятся:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Посещение вебинаров на интересующие темы.

3. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.

4. Использование интерактивных игр в логопедической практике: «Буду правильно говорить», «Игры для тигры».

Здоровьесберегающие технологии

Роль учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка, т. е. организацию здоровьесберегающей среды. К основным характеристикам здоровьесберегающей среды нужно отнести: морально-психологический климат, экологию и гигиену; рациональный режим жизни труда и отдыха, современные образовательные программы, методики и технологии.

Цель применения здоровьесберегающих технологий: способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий решаются следующие задачи:

Коррекция психических процессов;

Снижение утомляемости, улучшение общего эмоционального состояния;

Развитие фонематического слуха, пространственных представлений, моторики;

Развитие дыхательного, артикуляционного аппарата.

Таким образом, у детей происходит:

- улучшение процессов памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижается утомляемость;

- улучшаются пространственные представления;

- развивается фонематический слух, формируется фонематическое восприятие;

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция; повышается мотивация;

В своей практической деятельности я применяю следующие компоненты здоровьесберегающих технологий:

• Дыхательная гимнастика

• Динамическая пауза на основе логопедической ритмики

• Упражнения на развитие мелкой моторики

• Зрительная гимнастика

• Кинезиологические приемы

Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям!

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Публикации по теме:

Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения, развития детей на.

Инновационные технологии в предметно-развивающей среде логопеда Трегубова О. А. учитель-логопед МАДОУ детский сад №81г. Новосибирск «Инновационные технологии в предметно развивающей среде логопедического.

Использование технологии ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ Учитель-логопед МБДОУ № 22 Фомина Е. В.

Мастер-класс «Информационные технологии учителя-логопеда в работе с детьми с ТНР»Мастер-класс «Информационные технологии учителя-логопеда в работе с детьми с ТНР» В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением федеральных государственных.

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» Всем добрый день! Нашу встречу я хочу начать со следующих слов: Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости.

Использование технологии интегрированного обучения в практике учителя-логопеда Методическая тема: «Использование технологии интегрированного обучения в практике учителя-логопеда». Крылова Татьяна Вячеславовна Учитель.

Отчет по самообразованию новые логопедические технологии в работе учителя-логопеда ОТЧЕТ по реализации темы самообразования Свою работу по самообразованию начала с поставленной перед собой цели. Для успешного достижения.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда для дошкольников Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Подготовила учитель- логопед Судакова Ольга Викторовна Сохранение и укрепление.

Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» Изменяющиеся условия воспитательно-образовательной деятельности, диктуют необходимость использовать в работе новые средства обучения, развития.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУЗдоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуют особых усилий, но оптимизируют процесс коррекции речи.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновационные технологии в деятельности учителя-логопеда
Опубликовано: 29 апреля 2019 в 19:11
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные технологии в деятельности учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Елена Петрова (УИ 6038) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД