Мария Гаврикова
Инновационные технологии при взаимодействии педагогов с детьми с ОВЗ в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед
Гаврикова М. О.,
Рахманина О. В.
Слайд 1 титул Вопрос воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острым и актуальным на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием и плодотворным взаимодействием всех участников образовательного процесса.
Слайд 2
Публикация «Инновационные технологии при взаимодействии педагогов с детьми с ОВЗ в детском саду» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
модель Современная модель образования, представленная в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предполагает доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и должна обеспечивать их социализацию.
Качественное образование подразумевает в том числе и использование актуальных эффективных технологий в образовании, использование новинок, которых в настоящее время очень много.
Слайд 3
инновац Инновационные методы в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
Поэтому мы – современные учителя-логопеды находимся в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Слайд 4
педагоги В нашем учреждении в коррекционно-развивающем процессе принимает участие довольно большое количество специалистов: это и….
Сегодня мы с вами поделимся некоторыми инновационными технологиями, которыми мы, учителя-логопеды, непосредственно пользуемся в нашем учреждении при взаимодействии с педагогами тем самым обеспечивая эффективность образовательного процесса.
Слайд 5
стол Первая инновация, о которой хотелось бы рассказать подробнее, это Песочный стол с подсветкой. Это деревянный стол с высокими бортами, и матовым или прозрачным стеклянным экраном, под которым проложена светодиодная подсветка. На этом столе можно использовать любой сыпучий материал: песок, манка, рис, на ваше усмотрение и фантазию. А можно использовать стол без песка.
Слайд 6
стол Преимущества использование в работе этого стола колоссальны: использование элементов песочной терапии помогают снять агрессию у ребенка, гармонизировать его состояние, работа с разными тактильными материалами развивает тактильный анализатор и обогащает сенсорный опыт ребенка, дети чувствуют себя комфортно при работе с песком на этом столе, и концентрация внимания увеличивается в разы.
Слайд 7
стол Как мы используем песочный стол с подсветкой при взаимодействии с педагогами?
Учитель-логопед может включиться в психокоррекционное занятие педагога психолога и использовать стол с подсветкой для развития речевых навыков, например, мы можем искать спрятанные в песке буквы, выполнять артикуляционную гимнастику сопряженно с движениями рук на песке, развивать мелкую моторику рук выполняя обводку по деревянным графомоторным лабиринтам и трафаретам. Все зависит только от фантазии педагога.
Слайд 8
доска Интерактивная смарт-доска.
В нашем саду на каждой группе есть интерактивная смарт доска, которая представляет собой большое сенсорное полотно для проекции, проектор, смарт ручки для использования доски, аудиоколонки.
Слайд 9
доска Преимущества интерактивной доски очень разнообразны:
Дети быстрее усваивают всевозможные понятия в интерактивной игре, развивают навыки планирования, вникают в принципы логического мышления и построения различных комбинаций; а это непосредственно развивает интеллект. Также, что очень важно, дети приобретают базовые знания работы с компьютерными устройствами, быстрее овладевают различными программными продуктами. А в век компьютеризации очень важно учить детей правильному использованию гаджетов, так как это обеспечит их социализацию.
Слайд 10 доска Как мы используем смарт доску при взаимодействии с педагогами?
Наши педагоги используют доску на каждом занятии. Достаточно пяти минут игры на доске, чтобы повысить мотивацию к обучению и разнообразить деятельность ребенка. Для смарт доски существует большое множество уже готовых интерактивных игр, например на сайте «Играемся», «Мерсибо» (по платной подписке).
А также одной из эффективных форм взаимодействия, которую мы используем является создание совместных интерактивных игр. Например, в рамках мероприятия «Онлайн выпускной» в период самоизоляции нами была создана онлайн-квест игра для детей-выпускников «Помоги Васе узнать о школе» на платформе thinglink.com. В эту квест игру вошли задания на школьную тематику от логопеда по обучению грамоте, пальчиковая игра от логопеда, задания на формирование счетных операций от дефектолога, физкультминутка от инструктора по фк, загадки о школе и продуктивная творческая работа от воспитателей. Эта игра встретила положительный отклик у наших воспитанников и их родителей, о чем говорит более 300 посещений этого онлайн квеста. И сам процесс взаимодействия педагогов для создания этой игры был очень интересным.
А теперь я передаю слово своей коллеге Ольге Васильевне, которая расскажет об остальных инновациях, используемых в нашем саду.
Слайд 11 планшет Мне хотелось бы рассказать о такой микроинновации, о которой многие слышали, это планшет «Логико-малыш».
Планшет представляет собой прочный пластиковый корпус с отсеком для карточки с заданием формата а5 и цветными фишками, которые двигаются.
Ребёнок вставляет карточку в планшет. На поставленный вопрос из карточки с заданием он отвечает, передвигая и фиксируя фишку напротив выбранного ответа. Проверить правильность ответов ребёнок может самостоятельно (даже не умея читать, перевернув карточку и сравнив цвет фишек на карточке и планшете.
Слайд 12 планшет Комплекты готовых карточек разделены по блокам: Развитие речи, математика, психология, мир природы, ОБЖ, бытовая культура, история. Карточки с заданиями отвечают образовательным областям ФГОС ДО. Каждый комплект карточек кроме основной темы решает одновременно целый комплекс развивающих задач: активизирует внимание и память ребёнка; развивает мелкую моторику, восприятие, логическое мышление; увеличивает словарный запас.
Слайд 13 планшет Как мы используем этот планшет для взаимодействия?
Планшет Логико-малыш удобно использовать для отработки сформированных навыков воспитателем. Этот планшет учитель-дефектолог, учитель-логопед или педагог-психолог оставляет на группе воспитателю во вторую половину дня, заранее вставляя нужную карточку с заданием для конкретного ребенка. Планшет удобен тем, что ребенок может справиться с выполнением задания сам, и даже определить правильность ответов, а это экономит время воспитателя, а значит он уделит время бОльшему количеству детей.
Слайд 14
лего В нашем саду существует лего-центр, который имеет очень насыщенную наполняемость: от маленьких тематических конструкторов: ферма, люди и социум, эмоции, до больших магнитных, резиновых конструкторов, а также большой лего-стол.
Слайд 15 лего Польза от конструктора доказана неоднократно, ведь он очень эффективно развивает мелкую и общую моторику, конструкторские навыки, фантазию и воображение, ориентировку в пространстве. Многообразие тематических лего-наборов позволяет детям смоделировать абсолютно любую ситуацию, обыграть ее.
Слайд 16 лего Как мы используем лего-центр для взаимодействия с педагогами?
В лего-центре наши логопеды, дефектологи и педагог-психолог проводят совместные занятия с педагогом по лего-конструированию. В этих занятиях мы подстраиваемся под тематику, запланированную педагогом по конструированию, но преследуем свои коррекционно-развивающие цели. Например, мы можем развивать связную речь и отрабатывать навык изменения глаголов на машинке из лего и построенном мостике: куда поехала машина? Машина поехала на мост, где сейчас машина? - машина проезжает под мостом. Такое взаимодействие всегда очень продуктивно, ведь детям очень нравится играть с конструктором.
Слайд 17 сенсорка И последняя инновация, о которой хотелось бы рассказать, это сенсорная комната. В нашем учреждении есть сенсорная комната, которая оснащена сухим бассейном, пузырьковой колонной и сенсорным уголком, проекцией звездного неба, тактильными панелями, ФИБЕР-оптическим душем, большим игровым модулем «Пирамидка», светозвуковой панелью «Световая лесенка», тактильными ячейками, бизибордами и интегрированными кубиками.
Слайд 18 сенсорка Оборудование сенсорной комнаты решает сразу множество задач: например, детям с СДВГ помогает избавиться от физического и эмоционального стресса;
детям со сниженной мотивацией к обучению помогает активизировать эмоциональный фон, повышает интерес к обучению и общению;
детям с проблемами в коммуникации помогает установить доверительный контакт и научиться взаимодействовать с педагогом и сверстниками. А также оборудование помогает развивать анализаторные системы, обогащать сенсорный опыт, что очень важно для развития детей с ОВЗ.
Слайд 19
сенсорка Как мы используем сенсорную комнату для взаимодействия с педагогами?
Педагоги могут проводить занятия на базе сенсорной комнаты, включая в игры различное оборудование: например, для логопедических задач подходит светозвуковая панель с микрофоном, которая загорается всеми цветами лишь тогда, когда ребенок скажет слово или звук очень громко или долго звук пропоет. Дефектолог вместе с педагогом психологом проводят на базе сенсорной комнаты психокоррекционные занятия с элементами сенсорной интеграции для детей с нарушением поведения и сенсорной интеграции. Воспитатель совместно с инструктором по фк проводят занятия по развитию двигательных навыков используя тактильные панели, сенсорный бассейн, игровой модуль пирамида, или ковер с фибер-оптическим волокном «Звездное небо». Занятие в сенсорной комнате всегда индивидуальное или в микрогруппах.
Слайд 20 спасибо Таким образом, в нашем дошкольном учреждении сложилась определённая система коррекционной работы, в которой стержневым компонентом является гармоничное и всестороннее развитие ребёнка. При этом педагоги нашего сада взаимодействуют и функционируют как единый организм, а также стараются изучать и применять инновационные коррекционные технологии, способствующие развитию индивидуальных способностей детей.
Спасибо за внимание!