Виктория Белова
Инновационные подходы к экологическому образованию старших дошкольников с ОВЗ в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ СОШ №2 п. г. т. Усть-Кинельский, Самарской области
Авторы:
Белова Виктория Александровна, педагог - психолог
Ядринцева Любовь Дмитриевна, педагог – психолог
В рамках окружной пилотной площадки структурное подразделение детский сад «Буратино» п. г. т. Усть-Кинельский Самарской области ведет деятельность по теме: «Формирование основ экологического сознания у детей дошкольного возраста в условиях реализации Федерального образовательного стандарта дошкольного образования».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психология. Работа психолога
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Старшая группа
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
И мы, как педагоги-психологи, на своих занятиях с детьми с особыми возможностями здоровья активно включаем элементы экологической направленности.
В своей работе применяем сказкотерапию, сказкотерапевтическое рисование. Совместно с родителями дети сочиняют сказки, в том числе и экологической направленности. В сказках в занимательной форме описана жизнь животных, растений, явлений природы. На подгрупповых занятиях читаем сказку, обсуждаем и иллюстрируем сказочные истории. Сказка не только развлекает, но не навязчиво воспитывает, знакомит ребенка с особыми возможностями здоровья окружающим миром, добром и злом.
Предлагаем детям обыгрывание экологических этюдов (психогимнастика).
Понятием «психогимнастика» мы обозначаем систему этюдов («выразительных движений», сориентированных, в первую очередь, на формирование определенных сторон личности: способности к сопереживанию, чувству сострадания, понимания, а также на формирование нравственно-экологических взглядов. Психогимнастика создает богатейший потенциал для развития сферы эмоций. Так, робкий, со слабо развитой речью ребенок через приобретение мышечной, эмоциональной раскрепощенности и возросшей уверенности к себе приобретает и улучшения в области связной речи, оказывается способен уверенно общаться со взрослым, способностью к самовыражению, а позже отвечать на уроке в первом классе. Название этюда обязательно «говорящее, такие как «Счастливый щенок», «Сломанный листик», «Подарили крылья», «Росток» и т. п.
При разыгрывании с детьми этюдов снимается мышечное напряжение, дети получают заряд бодрости, положительные эмоции.
Так же предлагаем детям задания экологического характера на развитие высших психических функций: внимания, мышления, памяти.
Например, задания на развития памяти: помоги белочки добраться до шишек», «Запомни и повтори» и другие; на развитие мышления и воображения : «Найди лишнее», «Путаница», «Где чья тень» и другие.
В подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми с особыми возможностями здоровья мы так же включаем упражнения эколого-психологического тренинга, которые помогают расширять чувственный опыт дошкольников, развивать чувства эмоциональной отзывчивости, чувства сопричастности к живой природе, формировать экологические установки личности. Такое упражнение как «Волшебные дощечки» развивает тактильные ощущения детей и развивает воображение. Упражнения «Лесной карнавал» и «Чудо краски» позволяют стимулировать проявление эмпатии, стремление передавать поэтический образ животного в мимике, движениях, жестах и рисунках. Игры «Угадай по запаху», «Угадай на слух», «Угадай на вкус», «Угадай на ощупь» позволяют развивать сенсорные способности детей.
Проведены ряд проектов «Экология в семье», «Мастерская экологического творчества». В рамках сетевого взаимодействия с другими детскими садами выпущен сборник экологических сказок для дошкольников. В сборнике представлены экологические сказки собственного сочинения, направленные на расширение знаний детей об окружающем мире.
Такая деятельность способствует формированию основ экологического сознания у детей с особыми возможностями здоровья.
Список литературы:
Базулина И. В. Развитие экологической культуры под открытым небом / И. В. Базулина // Начальная школа. - 2005. - №12.- с. 12-17.
Горбатова Е. А. Теория и практика психологического тренинга: учеб. пос. / Е А. Горбатова. - Спб. : Речь, 2008.- 320 с.
Гринёва Е. А., Павлова Ж. И. Занимательная экология : Методическое пособие
Ермаков Д. С., Петрова Г. Д. Интерактивные упражнения и игры в экологическом образовании /Д. С Ермаков, Г. Д. Петрова // Экологическое образование. - 2004. - №4.
Оганесян Н. Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры / Н. Т. Оганесян - М. : Академия, 2002. - 231 с.