Получи документы

Инновационные подходы к экологическому образованию старших дошкольников с ОВЗ в работе педагога-психолога

Виктория Белова
Инновационные подходы к экологическому образованию старших дошкольников с ОВЗ в работе педагога-психолога

ГБОУ СОШ №2 п. г. т. Усть-Кинельский, Самарской области

Авторы:

Белова Виктория Александровна, педагог - психолог

Ядринцева Любовь Дмитриевна, педагог – психолог

В рамках окружной пилотной площадки структурное подразделение детский сад «Буратино» п. г. т. Усть-Кинельский Самарской области ведет деятельность по теме: «Формирование основ экологического сознания у детей дошкольного возраста в условиях реализации Федерального образовательного стандарта дошкольного образования».

И мы, как педагоги-психологи, на своих занятиях с детьми с особыми возможностями здоровья активно включаем элементы экологической направленности.

В своей работе применяем сказкотерапию, сказкотерапевтическое рисование. Совместно с родителями дети сочиняют сказки, в том числе и экологической направленности. В сказках в занимательной форме описана жизнь животных, растений, явлений природы. На подгрупповых занятиях читаем сказку, обсуждаем и иллюстрируем сказочные истории. Сказка не только развлекает, но не навязчиво воспитывает, знакомит ребенка с особыми возможностями здоровья окружающим миром, добром и злом.

Предлагаем детям обыгрывание экологических этюдов (психогимнастика).

Понятием «психогимнастика» мы обозначаем систему этюдов («выразительных движений», сориентированных, в первую очередь, на формирование определенных сторон личности: способности к сопереживанию, чувству сострадания, понимания, а также на формирование нравственно-экологических взглядов. Психогимнастика создает богатейший потенциал для развития сферы эмоций. Так, робкий, со слабо развитой речью ребенок через приобретение мышечной, эмоциональной раскрепощенности и возросшей уверенности к себе приобретает и улучшения в области связной речи, оказывается способен уверенно общаться со взрослым, способностью к самовыражению, а позже отвечать на уроке в первом классе. Название этюда обязательно «говорящее, такие как «Счастливый щенок», «Сломанный листик», «Подарили крылья», «Росток» и т. п.

При разыгрывании с детьми этюдов снимается мышечное напряжение, дети получают заряд бодрости, положительные эмоции.

Так же предлагаем детям задания экологического характера на развитие высших психических функций: внимания, мышления, памяти.

Например, задания на развития памяти: помоги белочки добраться до шишек», «Запомни и повтори» и другие; на развитие мышления и воображения: «Найди лишнее», «Путаница», «Где чья тень» и другие.

В подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми с особыми возможностями здоровья мы так же включаем упражнения эколого-психологического тренинга, которые помогают расширять чувственный опыт дошкольников, развивать чувства эмоциональной отзывчивости, чувства сопричастности к живой природе, формировать экологические установки личности. Такое упражнение как «Волшебные дощечки» развивает тактильные ощущения детей и развивает воображение. Упражнения «Лесной карнавал» и «Чудо краски» позволяют стимулировать проявление эмпатии, стремление передавать поэтический образ животного в мимике, движениях, жестах и рисунках. Игры «Угадай по запаху», «Угадай на слух», «Угадай на вкус», «Угадай на ощупь» позволяют развивать сенсорные способности детей.

Проведены ряд проектов «Экология в семье», «Мастерская экологического творчества». В рамках сетевого взаимодействия с другими детскими садами выпущен сборник экологических сказок для дошкольников. В сборнике представлены экологические сказки собственного сочинения, направленные на расширение знаний детей об окружающем мире.

Такая деятельность способствует формированию основ экологического сознания у детей с особыми возможностями здоровья.

Список литературы:

Базулина И. В. Развитие экологической культуры под открытым небом / И. В. Базулина // Начальная школа. - 2005. - №12.- с. 12-17.

Горбатова Е. А. Теория и практика психологического тренинга: учеб. пос. / Е А. Горбатова. - Спб. : Речь, 2008.- 320 с.

Гринёва Е. А., Павлова Ж. И. Занимательная экология: Методическое пособие

Ермаков Д. С., Петрова Г. Д. Интерактивные упражнения и игры в экологическом образовании /Д. С Ермаков, Г. Д. Петрова // Экологическое образование. - 2004. - №4.

Оганесян Н. Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры / Н. Т. Оганесян - М. : Академия, 2002. - 231 с.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные подходы к экологическому образованию старших дошкольников с ОВЗ в работе педагога-психолога
Опубликовано: 18 августа 2024 в 23:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные подходы к экологическому образованию старших дошкольников с ОВЗ в работе педагога-психолога» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Белова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...

12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД