Папки-передвижки

Инновационные подходы и новые технологии при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Ольга Кочнева
Инновационные подходы и новые технологии при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Инновационные подходы и новые технологии при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Кочнева Ольга Сергеевна,

инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего

вида № 16» г. Майкопа

Аннотация: Решая физкультурно-оздоровительные задачи, дошкольное учреждение организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс профилактических, воспитательно-образовательных, оздоровительных мероприятий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

Публикация «Инновационные подходы и новые технологии при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах

Ключевые слова: Воспитательно-образовательный, инновации, творческая группа, методики, технологии, работа.

Совершенствование работы дошкольной организации в соответствии с ФГОС требует от педагогов принципиально новых подходов к осуществлению образовательного процесса, в том числе и в области физического развития, к роли педагогов в этом процессе [4. с. 20]. Именно это направление в настоящее время приобретает особую актуальность, поскольку сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения не возможно без физического развития, превращающегося сегодня в первоочередную социальную задачу.

Это требует от педагогов постоянной работы над собой, своим профессиональным ростом. В этом контексте возникает необходимость создания в учреждении действенной и эффективной системы методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в целом, и физического воспитания в частности. Стандартом рекомендуется создание условий для оказания систематической научно-теоретической, методической, информационной поддержки и сопровождения педагогов, использования инновационного опыта различных образовательных учреждений, а также исследования результатов эффективности проводимых инноваций [1. с. 15].

Каждая дошкольная организация ищет свои пути в данном направлении [2. с. 120]. В нашем детском саду разработана модель этого процесса, включающая использование следующих инновационных форм методической работы : творческие группы педагогов, круглые столы, мастер-классы, конкурсы-соревнования, проекты, деловые игры, наставничество, использование информационных компьютерных технологий и сетевых сообществ.

Работу по организации методического сопровождения началась с создания творческой группы, в которую вошли заведующая, старший воспитатель, педагоги с высоким творческим потенциалом, способные провести мастер-классы для других педагогов с целью развития их профессионального самосознания, мастерства, творческого потенциала, а также обучения практическим навыкам организации процесса физического развития дошкольников.

Задачи работы группы мы видели в создании условий для профессионального общения педагогов, развития их творческой активности; в нахождении оптимальных решений профессиональных проблем в совместной работе; в развитии и апробации новых педагогических методик и технологий, организации помощи педагогов друг другу в овладении инновационными технологиями в различных видах двигательной деятельности.

Творческая группа педагогов начала свою деятельность с организации дня открытых дверей. Родители с удовольствием посещали физкультурные занятия в спортивном зале, наблюдали, насколько насыщена двигательная активность детей в течение всего дня, как много положительных эмоций получают от неё дети.

В соответствии с разработанной нами моделью методического сопровождения и с целью выявления и устранения недостатков по созданию здоровьесберегающей среды в саду, была намечена и проведена консультация в форме деловой игры по теме «ЗОЖ». На ней обсуждались и анализировались слабые моменты в воспитательно-образовательном процессе с точки зрения здоровьесбережения, разрабатывалась система мероприятий по обеспечению охраны, укреплению здоровья детей и осуществлению их полноценного психофизического развития [3. с. 120].

На основе предварительных бесед с детьми, тестирования была проанализирована здоровьесберегающая среда всех возрастных групп, соответствие её организации ФГОС ДО, а также степень комфортности предметно-развивающей среды для детей. Деловая игра позволила создать условия для устранения недостатков в работе ДО по созданию здоровьесберегающей среды. Результатом этой деятельности, обеспечивающим её успех, стала разработка системы мероприятий информационно-методической и тренинговой направленности. В их числе – семинар-практикум для педагогов «Формирование правильной осанки у дошкольников», мастер-класс для педагогов «Спорт – это жизнь».

Хорошо в нашей практике зарекомендовала себя такая активная форма методического сопровождения, как семинар-практикум, поскольку он всегда ориентирован на практический результат. Проведённый семинар-практикум «Формирование правильной осанки у дошкольников» был направлен на выявление и распространение передового педагогического опыта. Особое внимание уделялось представлению нестандартного оборудования, которое объединяет физкультуру с игрой, что создаёт условия для наиболее полного самовыражения ребёнка в двигательной деятельности, даёт возможность проявить фантазию. А оборудование, изготовленное педагогами и родителями, создаёт коллектив единомышленников и условия для продуктивного взаимодействия. Педагогами творческой группы были представлены спортивные атрибуты, сделанные своими силами, как следствие, у детей стала наблюдаться активизация двигательной активности в течение дня, у них появилось стремление к самостоятельному использованию всего арсенала подвижных игр и упражнений, разученных во время организованных видов занятий.

На мастер-классе «Спорт – это жизнь» педагоги ознакомились с методикой проведения утренней гимнастики, физкультурных пауз, подвижных игр в помещении и на прогулке, с гимнастикой пробуждения с учётом возраста детей, с организацией их оптимальной двигательной активности в течение дня. Помимо консультации и просмотра видеоролика по данной теме инструктором ФИЗО были продемонстрированы комплексы утренней гимнастики, гимнастики после сна и физкультминуток. Педагоги активно включались в практическую часть занятия, что дало им возможность закрепить непосредственно в деятельности предложенный методический материал. Проведённый мастер-класс доставил педагогам массу удовольствия от движения, обогатил их методический багаж.

В настоящее время практически все детские сады оборудованы техническими средствами обучения. Использование ИКТ осуществляется на праздниках, во время досуга. Для детей созданы ознакомительные презентации («Виды большого спорта», «Как мы закаляемся», «Чем заняться в спортивном уголке» и др.). В результате этой работы удалось внести разнообразие в работу инструктора ФИЗО, повысить эффективность, обогатить и сделать более интересной и привлекательной для детей двигательную деятельность.

Инструктор ФК провёл анкетирование родителей с целью выявления, есть ли среди семей воспитанников увлечённые спортом, кто мог бы поделиться своим опытом на тематических занятиях, спортивных праздниках и развлечениях. В результате родители смогут оценить (пересмотреть) своё отношение к спорту, задуматься, какое место физкультура и спорт занимают в жизни семьи. Произойдёт пропаганда здорового образа жизни.

Инструктор осуществляет разработку первоначальной структуры и содержания сайта для педагогов интересующихся проблемами физического развития и воспитания. В планах нашей дошкольной организации – реализация этой идеи на практике. Важно осуществлять методическое сопровождение в области физического развития не только педагогов, но и родителей, как активных участников образовательного процесса. Привлечение родителей к активному, здоровому образу жизни. Создание доверительных партнёрских отношений сотрудников ДО с родителями – одна из задач, обозначенных в ФГОС ДО как приоритетная. Она призвана заинтересовать детей занятиями физкультурой, здоровым образом жизни, стимулировать родителей принимать участие в жизни детского сала, наглядно продемонстрировать любовь к физической культуре.

Гости имеют возможность ознакомиться с развивающей средой ДО в спортивном зале, в группах, проанализировать методическую насыщенность и обеспеченность образовательной среды «Физическое развитие», поделиться опытом в вопросах организации процесса физического развития.

Одной из эффективных форм инновационного подхода в организации методического сопровождения помимо социального партнёрства, является наставничество. Молодые педагоги знакомятся с современными технологиями и инновационными процессами обучения в образовательной области «Физическое развитие», обучаются методике организации двигательной деятельности [5. с. 17].

Обобщая отмечу, что проделанная работа по методическому сопровождению процесса физического развития оказалась результативной. Наши педагоги получили возможность повысить свою компетентность в образовательной области «Физическое развитие», что способствовало повышению уровня профессионального мастерства как важного условия эффективности процесса физического развития дошкольников. Практические мероприятия дали им заряд бодрости и уверенности в своих силах, способствовали созданию комфортной психологической среды в нашем ДОУ. Всё это говорит о том, что разработанная нами модель методического сопровождения физического развития дошкольников является эффективной.

В перспективе развивать такие направления, как:

1. «Креативная гимнастика», которая предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности мышления, свободного самовыражения. В неё входят музыкально-творческие игры, специальные задания.

2. «Упражнения игрового стретчинга» охватывают все группы мышц, носят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сказочном сценарии.

3. «Фитбол-гимнастика». В ней фитбол – мяч для опоры используется в оздоровительных целях. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса применяются в спорте. Фитбол развивает мелкую моторику ребёнка. Что на прямую связано с развитием интеллекта. Занятие на фитболах прекрасно развивает чувство равновесия, укрепляются мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет.

4. «Черлидинг» - зажигательные спортивные танцы с помпонами, сочетающие элементы гимнастики, хореографии и танцевального шоу. Черлидинг развивает творческие и двигательные способности и навыки дошкольников, позволяет увеличить объём двигательной активности в режиме дня, формирует навыки общения в коллективной деятельности.

5. «Фрироуп» - это новый вид двигательной активности с элементами спорта, основанный на преодолении участниками специальных дистанций, состоящих из верёвочных элементов, без касаний контрольных поверхностей (земли).

6. «Геокешинг» - одновременно и очень древняя, и совсем новая игра. С давних пор тема поиска клада окружена атмосферой притягательной таинственности. В неё можно играть в детском саду, поскольку каждый ребёнок мечтает найти клад. Воспитанники, конечно навигатором не пользуются, ищут место по его описанию, фотографии, рисунку, плану, схеме, карте [3. с. 89-92].

Прогнозируемые результаты:

1. Снижение уровня заболеваемости детей с помощью нетрадиционных форм оздоровления.

2. Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей.

3. Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.

4. Формирование у родителей представления о физических возможностях детей.

Список литературы

1.

Амарян Р. И. Нормативно-правовые основы физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]/ Р. И. Амарян. - Москва: Детство, 2014. – 67с.

2.

Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: метод. пособие / Т. Л. Богина. – М. : Мозаика, 2015. – 112с.

3.

Югова М. Р. Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет: планирование, занятия, игры/ авт. -сост. М. Р. Югова. – Волгоград: Учитель, 2015.

4.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2024.

5.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. : Сфера, 2023.

Публикации по теме:

Час двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьмиЧас двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми «Подари ребенку крылья, и он научит тебя летать». Этот девиз стал для меня «путеводной звездой» в педагогической деятельности. Современное.

Использование дорожки здоровья в организации физкультурно — оздоровительной работы в младшей группеИспользование дорожки здоровья в организации физкультурно — оздоровительной работы в младшей группе Растить детей здоровыми – одна из главных задач каждого дошкольного учреждения. Усилия работников и нашего детского сада направлены на.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Подвижные игры:«Математические задания»Цель: учить выполнять задания по установке воспитателя, решать арифметические.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Консультация «Организация физкультурно-оздоровительной работы в летнее время» Особенности физического воспитания в летнее время. Летнее время является благоприятным периодом для укрепления здоровья детей. Длительное.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению.

Рекомендации для инструкторов по физической культуре ДОО «Проектный метод организации физкультурно-оздоровительной работы» Рекомендация для инструкторов по физической культуре ДОО: "Проектный метод организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОО"Проектная.

Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФОПСовременные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФОП «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные подходы и новые технологии при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Опубликовано: 14 июня 2024 в 09:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные подходы и новые технологии при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кочнева (УИ 3430685) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД