Наталья Беляева
Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФОП
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Л. С. Лихачев.
Тема патриотического воспитания обозначена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в «Указе о национальных целях развития до 2030 года».
Публикация «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФОП» размещена в разделах
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
С 1 января 2021 года в России в рамках национального проекта «Образование» стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», целью которого является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путём вовлечения к 2025 году 24% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания.
Для детей дошкольного возраста, характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.
Все, что усвоено в этот период, — знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера — оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим направлениям:
1. Методическое сопровождение.
2. Работа с детьми
3. Работа с родителями
4. Работа с социумом.
Методическое сопровождение
Создание предметно – развивающей среды патриотической направленности:
- в группе оборудован центр нравственно-патриотического воспитания, содержание которого наполняется и меняется в зависимости от возрастных особенностей и потребностей воспитанников;
- подобраны дидактические игры патриотической направленности: «Собери картинку по сказке», «Одень куклу в национальный костюм», «Кубики сказок», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», и др. ;
- созданы дидактические папки: «Мой Полевской», «Моя семья», «Государственная символика России», «Герои-полевчане», «Предметы быта», «Русская народная культура в картинах художников», «Виды росписи», «Моя семья», и др. ;
- подобрана методическая, художественная литература, стихи, поговорки, потешки, заклички, картотека народных игр, песен; изготовлены лэпбук «Никто не забыт и ничто не забыто…», макеты сражений ВОВ и памятников воинам и др.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей семье, городе, родном крае, стране, армии. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения в зависимости от возрастной группы.
Работа с детьми
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста мы организовали по принципу «от простого к сложному», которая включает в себя разные виды детской деятельности.
Исходя из того, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольника многогранно по содержанию данная работа включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
- формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Работу по данному направлению с детьми ведется через игровую, театрализованную, совместную и непосредственно образовательную деятельность с помощью развивающего обучения, проблемно-игровых методов, методов проблемного изложения, практических ситуаций, а также личностно-ориентированного подхода, что формирует гибкое, оригинальное мышление у детей.
Используемые методы работы:
- целевые прогулки, поездки и экскурсии;
- наблюдения (например: за природой и изменениями в ней в соответствии с временем года, за трудовой деятельностью людей, за изменениями в облике родного города и т. д.);
- показ и объяснение символики;
- беседы о родном городе, крае, стране;
- разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, закличек, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
- ознакомление с народными игрушками, предметами быта, играми и забавами, традициями, костюмами, живописью и прочее;
- знакомство с растительным и животным миром;
- обогащение и стимулирование детского творчества;
- привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
- организация и проведение соревнований, развлечений, праздников патриотической направленности;
- участие в социально-значимых акциях.
Во время непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе мы знакомили детей с дымковской игрушкой; рисовали природу родного края в разное время года («До свидания, Лето!», «Осень» - рисование листьями; «Зима в лесу» - рисование с использованием клея ПВА и соли, растения («Ёлочка», «Деревья на нашем участке», «Ветка рябины» и т. д.); лепили из пластилина и делали аппликации с изображением техники, предметов быта, одежды, животных, птиц и т. д. ; изготовили открытки для родителей ко Дню матери, к Новому году, 23 февраля; познакомились с детским садом и его работниками, группой, участком; узнали о временах года, животных и птиц и многое другое. Согласно календарно-тематического плана по темам недели, многие из которых направлены на патриотическое воспитание дошкольников, для воспитанников группы демонстрируются презентации и проводятся интерактивные игры.
Прочли русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди» и другие, по некоторым из них организовали театрализованные представления.
/
Организовали и провели для детей экскурсию в городской парк с развешиванием кормушек и кормлением птиц.
Дети участвовали в празднике осени, мероприятии, посвящённом Дню матери, встрече Нового года, развлечении «До свидания, Лето!», «Мы туристы!», «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «Будущие защитники Отечества». Посмотрели спектакль «Алеша-богатырь».
Участвовали в субботнике по уборке территории участка группы; акциях: «Стена памяти» (посвящённая Дню Героев Отечества, «День чая» (традиции русского чаепития, «Птичья столовая», «Письмо Деду Морозу», «День зимних сказок».
Дошколята играют в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Профессии». Конструировали военную технику (корабль, самолёт, машину, пушку).
Наши воспитанники постоянно участвуют в конкурсах и фестивалях патриотической направленности таких, как «Сказочный мир Корнея Ивановича Чуковского», «Новый год шагает по планете…», «Любимые герои произведений П. П. Бажова», «В ожидании новогодних чудес», «Жизнь дана на добрые дела!», «Россия – Родина моя!», «Лукошко грибника», «Лето в объективе» и нередко занимают призовые места.
Работа с родителями
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации, мы поставили цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в выставках, проектах, конкурсах и других мероприятиях ДОУ).
Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху). Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.
Родители принимают самое активное участие, как в конкурсах, так и выставках, проектах, проводимых в детском саду, городе, регионе: «Овощные фантазии», «Выставка кормушек», «Мой воспитатель», «Вот у мамочки какие руки золотые», «Под Вифлеемской звездой», «Новогодняя сказка».
Участвуют в социально-полезных акциях: по сбору кормов для бездомных животных «Большая помощь маленькому другу!», «Своих не бросаем!» (сбор теплых вещей, медикаментов и продуктов питания для участников СВО).
Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов.
Работа с социумом
Осуществляется тесное взаимодействие с Центральной городской библиотекой имени А. А. Азовского. Сотрудники ЦБС проводят для наших дошколят мероприятия, направленные на воспитание у них нравственно-патриотических качеств.
Результатом проведенной систематической работы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное и историческое прошлое своей страны.