Кыргыс Милана Маадыр-ооловна
Инновационные педагогические технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аян» с. Самагалтай Тес-Хемского кожуунаРТ.
ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитатель: Кыргыс Милана
Мдыр-ооловна
с. Самаалтай
ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Публикация «Инновационные педагогические технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников» размещена в разделах
Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Актуальность. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Современное эстетическое образование, чтобы стать действительно современным, нуждается в обновлении своего содержания, в коренном пересмотре своих основ. Без изменения педагогической технологии, без переориентации ее на эстетическое и духовное развитие ребенка любые усилия останутся бесплодными.
Цель: создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Задачи:
• Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
• Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
• Пропагандирование и демонстрация педагогических технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.
Дети очень творческие, эмоциональные, им нравится рисовать, лепить, делать поделки, самостоятельно музицировать, разыгрывать сказки.
Творческая деятельность детей является источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает :
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Задачи эстетического воспитания дошкольников можно представить двумя группами:
1. Формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
2. Формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструирование; пение, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Перечисленные выше группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.
Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке: музыки, поэзии, предметах изобразительного искусства, природе; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изначально от своей природы они – творцы и наша задача – помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности.
Поддержать творческое начало ребенка очень важно, ведь при этом происходит развитие личности, формируются его нравственно-волевые качества, эстетические чувства, отношение к труду. Главное сделать это не навязчиво, осторожно, чтобы не спугнуть зародившееся желание творить.
В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию используются как традиционные педагогические технологии ( н-р: игра, так и высокоэффективные инновационные дидактические системы на основе теории проблемного обучения, теории сотрудничества, теории диалога культур, применения изобретательских задач.
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников направленно на развитие способности чувствовать и понимать красоту в природе, искусстве, воспитании художественного вкуса. Учить ребенка радостно, без принуждения возможно, если в своей работе использовать инновационные технологии.
Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.
В настоящее время существует значительное количество разнообразных образовательных технологий
• Игровая технология.
• Технология уровневой дифференциации.
• Проектная технология.
• Компьютерная технология.
Для дошкольников характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная. Технология уровневой дифференциации предполагает разделение (расслоение) целого на части, формы, ступени.
Один из способов организации самостоятельной деятельности дошкольников по достижению определенного результата – метод проектов. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию дошкольника, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе решения им той или иной интересующей его проблемы.
Основные виды инновационных технологий, применяемых в работе:
1. Здоровьесберегающие технологии : основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, пальчиковая, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультурные занятия.
2. Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
3. Развивающие технологии : При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.
4. Коррекционные технологии : их целью является снятие психоэмоционального напряжения детей. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.
5. Информационные технологии : использование мультимедийных проекторов и компьютеров на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Их использование позволяет вызвать у детей активный познавательный интерес к изучаемым явлениям.
Вывод. Таким образом, инновационные педагогические технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников дают возможность повысить уровень профессионализма, обеспечить благоприятные условия для развития личности ребенка, выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем, с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.
Инновационные технологии помогают дошкольникам активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике. В то же время эти технологии стимулируют у детей процесс познания нового, формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений, порождают стремление к самостоятельной деятельности, формируют устойчивое внимание к предмету.
Литература
1. Востокова Е. В. Интеграция урочных и внеурочных форм обучения. - «Интеграция образования», 2004, № 2. - с. 77-86.
2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : методический аспект. - М. : Сфера, 2005.
3. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития. - М. : Владос. 2000.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - «Вестник образования», № 3. 2002.
5. Красный Ю. Пространство педагогики. - «Искусство в школе», 2003, № 5. - с. 26-28.
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М. : «Народное образование», 1998.
7. Терентьева Н. А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. - М. , : МГУ, 1990.-184 с.
8. Школяр Л. Музыкальное образование культуросообразное и развивающее. - журнал «Искусство в школе», 2004, № 3. - 3-10 с.