Ксения Патарая
Взаимодействие семьи и детского сада в художественно-эстетическом развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
С момента зарождения семьи, как самостоятельной ячейки общества, одной из основных задач становится воспитание подрастающего поколения, по- разному понимаемое в разных культурах и у разных народов. Однако, несмотря на все разнообразие ценностей в семейном воспитании, центральное место в формировании ребенка, как полноценного гражданина общества, принадлежит семье. Согласно проведенным исследованиям, семья оказывает влияние на формирование черт характера ребенка, причем это влияние достигает 70 %.[3]. Отсюда следует необходимость учета этнопедагогического подхода в работе воспитателя с семьей. Неверно думать, что родители, не являясь педагогами, не в состоянии воспитывать собственных детей. В 2013 году отмечалось сто пятидесятилетие со дня создания первого детского сада. Но ведь и 100 и 200 лет назад родители воспитывали своих детей. Эти аргументы подводят нас к «новой философии» [1] в работе с семьей. За воспитание и развитие детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты (включая дошкольные учреждения, призваны им содействовать[2]. В процессе социализации ребенка дошкольное учреждение обеспечивает помощь ребенку в формировании интегративных функций, а семья в индивидуализации малыша. Успешная социализация – есть гармоничное сочетание процессов интеграции и индивдуализации, что может быть обеспечено в результате слаженного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Публикация «Взаимодействие семьи и детского сада в художественно-эстетическом развитии дошкольника» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В формировании духовных и нравственных черт личности ребенка, на наш взгляд, приоритет отдается семье. Но, несмотря на первичность семьи в этом вопросе, детский сад несет ответственность за духовно - нравственное воспитание детей. Неверно полагать, что до поступления в детский сад, семья была некомпетентна в данном вопросе (согласно проведенному исследованию большинство родителей справлялось с этой задачей). Поэтому воспитателю необходимо строить свою работу таким образом, чтобы учитывать, развивать потенциал семьи и использовать его в совместной деятельности. Причем этнические особенности семейного воспитания оказывают существенное влияние на духовно – нравственную и художественно - эстетическую сферу ребенка.
Задачей дошкольного учреждения является не только трансляция основ отечественной народной педагогики, но и гармоничное сочетание русских народных традиций с воспитательными традициями других культур. Конкретное взаимодействие семьи и детского сада начинается еще до поступления малыша в наше учреждение. Организация дней открытых призвана познакомить родителей с работой учреждения, в том числе в направлении духовно- нравственного развития. Психолого – педагогическое просвещение служит актуальной информативной зоной для родителей. Сюда относятся индивидуальные беседы, консультации с учетом особенностей семейного воспитания в каждой конкретной семье, анкетирование, опрос. Кроме того ведется фото - видио - отчет о проводимых культурно – массовых мероприятиях как в учреждении в целом, так и в отдельной группе. На основе видиоматериалов родители могут оптимально скорректировать недостатки семейного духовно - нравственного воспитания. Особенно широко в последние время используется такая форма взаимодействия дошкольного учреждения и родителей как родительский клуб. В нашей группе такая форма работы существует сравнительно недавно. Однако и этот небольшой опыт совместной работы дает свои результаты. В рамках решения задач духовно – нравственного воспитания в нашей группе организуются следующие формы организации совместной деятельности детей и родителей:
мастер – классы,
совместные досуги,
праздники,
открытые занятия,
выставки,
изготовление тематических групповых фотоальбомов.
Мастер – классы помогают вовлечь детей и родителей в совместную деятельность. Из наблюдений можно сделать вывод о том, что не все родители имеют навыки совместной деятельности с ребенком, которая обусловлена определенной целью. Многие впервые открывают для себя собственные возможности и возможности своих детей. Например, мастер- класс по изготовлению обрядовых кукол, который так заинтересовал наших родителей, не только способствовал развитию взаимодействия, но и повысил компетентность родителей в сфере народных приемов художественно – эстетического воспитания. Совместные досуги, среди которых «Зимние забавы», «Будь здоров!», «В гостях у Матрешки» и другие, наиболее красочные события в жизни детей, поскольку деятельность, в которой заинтересованы взрослые, всегда актуальна и значима для детей. В рамках открытых занятий проводилась экспериментальная деятельность детей первой младшей группы, театрализованное представление «Сказки о глупом мышонке» С. Я. Маршака и другие мероприятия. Многие родители были весьма удивлены возможностями детей этого возраста. В рамках Недели игры и игрушки, Всемирного дня цветов проводились выставки поделок детей и родителей. Помимо художественно – эстетического замыла, выставка предусматривала консолидацию усилий всех членов семьи для изготовления поделок. Отзывы родителей показали, что подобные мероприятия привлекают членов семьи разных поколений и объединяют их вокруг общей воспитательной цели, повышается авторитет отдельных членов семьи (родственники часто не знают художественно – эстетических способностей друг друга). Наиболее новой формой работы дошкольного учреждения с родителями является создание тематических фотоальбомов «Семейная матрешка», «Моя семья» и др. Их изготовление не только развивает эстетические способности детей и родителей, но прежде всего, заставляет задуматься о существовании собственной семьи, о ее значении для малыша, о ее структуре, плотности межличностного взаимодействия. Для педагога эта форма работа дает возможность получения информации о внутрисемейных взаимоотношениях, определения места ребенка в семье. Это незатейливое занятие вызвало немало трудностей у родителей, им хотелось получить как можно более четкую инструкцию, некоторые родители не могли определиться с составом семьи. Таким образом, данное задание обнажило ряд семейных проблем, заставило задуматься над ними и приступить к их решению.
Подводя итоги, хочется сказать, что на современном этапе развития системы образования взаимодействие дошкольного учреждения и родителей строится на принципах открытости, гуманизации образовательного процесса, эстетизации детской жизни, с учетом педагогического потенциала семьи и ее возможностей и направлено на реализацию единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Литература:
Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. – М. : АРКТИ,2011.