Анна Пинькова
Инновационные методы в работе с детьми с ОНР-биоэнергопластика
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные методы в работе с детьми с ОНР-биоэнергопластика
Дошкольный возраст - это период важный для развития познавательных потребностей ребенка, которые находят выражения в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружения нового.
Л. С. Выготский отмечал, что в процессе социальных взаимодействий формируются высшие психические функции, их развитие создает условия для развития и уточнения представлений ребенка об окружающем его мире и то же время в процессе общения идет совершенствование форм отражения действительности. Ребенок осознает свою роль, свое место в социальной среде, а также формируется его самооценка.
Публикация «Инновационные методы в работе с детьми с ОНР-биоэнергопластика» размещена в разделах
Не редко мы замечаем, что дети с нарушениями речи более замкнутые, нерешительные, стеснительные, а порой и агрессивные, все это существенно влияет на познавательную активность ребенка и формирование личности в целом, это обусловлено затянувшейся во времени «ситуации не успешности».
В свою очередь Т. Б. Филичева, Е. А. Стребелева отмечали, что позднее, дефекты речи отражаются на процессе школьного обучения: успеваемости, письменной речи, овладении навыками учебной деятельности.
Следовательно, формирование чистой, правильной речи у дошкольников, является общественно значимой задачей, так как позволяет избежать проблем при обучении в школе, овладении профессией, и полноценно участвовать в жизни общества.
Достигнуть лучших результатов в коррекционной работе может помочь использование инновационного метода – биоэнергопластика.
Бионергопластика – это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук. Выполнение артикуляционной упражнений и ритмичных движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения [1].
У детей с ОНР снижено восприятие кинестетических ощущений органов артикуляции, что приводит к затруднениям чувствовать контрастность положения языка, челюсти, губ, направленности выдоха. Чем сложнее упражнения для языка и губ, тем активнее включаются пальцы рук, ног, появляются гиперкинезы (насильственные движения). С психологической точки зрения у детей отмечается эмоционально - волевая незрелость, нарушения памяти, внимания, познавательной активности, коммуникативные трудности. Биоэнергопластика даст возможность оптимизировать психологическую базу речи, улучшить моторные возможности ребенка, что в свою очередь будет способствовать коррекции звукопроизношения, фонематических процессов, синхронизации работы над речевой и мелкой моторикой. Данный метод позволит сократить время занятий, усилить их результативность. Использование сопряженных упражнений дает возможность быстрее убрать зрительную опору- зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
Использование, в коррекционной работе, классические ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений, а обращение к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики, с использованием биоэнергопластики, помогает повысить мотивационную готовность детей и поддержать положительный эмоциональный настрой ребенка на протяжении всего занятия. Еще одним несомненным плюсом является то, что педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает.
Данная методика может применялась на занятиях с детьми любых возрастных групп, но зависимости от возраста будут меняться мотивация упражнений, игровые приемы, атрибуты.
Работы с применением бионергопластики выключает в себя несколько этапов:
Подготовительный этап.
Дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается.
Затем ребенок выполняет упражнение перед зеркалом, а педагог сопровождает упражнения показом кисти ведущей руки. Рука ребенка в работу не включается.
Основной этап.
Ребенок выполняет артикуляционные упражнения с подключением своей ведущей руки. Педагог выполняет упражнение также с ребенком, сопровождая упражнения показом кисти ведущей руки.
Затем к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребенка. Педагог так же сопровождает выполнение артикуляционных упражнений движениями рук.
Заключительный этап.
Ребенок полностью осваивает упражнения и может выполнять их самостоятельно без зрительного контроля.
Для достижения более высоких результатов следует соблюдать некоторые правила проведения бионергопластики.
Для развития и совершенствования чувства ритма и размеренности выполнения упражнений взрослым используется счёт от 1 до 10, отстукивание ритма, стихотворные строки или метроном.
При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.
Артикуляционную гимнастику необходимо проводить эмоционально, в игровой форме. Для этого можно использовать куклу-перчатку, можно на ведущей руке ребёнка нарисовать глазки и ротик воображаемого человечка. Данный приём способствует эмоциональному подъёму и повышению интереса к выполнению гимнастики с биоэнергопластикой.
Сопряженную гимнастику следует проводить в течении всего учебного года.
Таким образом, применение метода биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Позволяет педагогу вирировать содержания заданий в зависимости от поставленных целей, тем самым поддерживая интерес ребенка к занятиям с повторяющимися артикуляционными упражнениями.