Светлана Панкратова
Нетрадиционные методы терапии в работе логопеда.
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей с нарушениями речи и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Публикация «Нетрадиционные методы терапии в работе логопеда,» размещена в разделах
Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Анализ литературы показывает, что нетрадиционные методы преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка. Использование традиционных приемов без дифференцированного сочетания нетрадиционных приемов, на мой взгляд, оказывается недостаточным и во многом снижает эффективность логопедической работы в целом.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, АПИ-, глина-, воско-, кристаллотерапия и др., но мне хочется остановиться на тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными и эффективными: арома-, хромотерапия, су-джок терапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшение психоэмоционального со-стояния детей.
Ароматерапия — лечение с помощью эфирных масел разных растений.
ЦЕЛИ:
Нормализовать мышечный тонус.
- Повышать работоспособность, настроение, уверенность в себе.
- Народный опыт и исследования ученых (O.K. Либусь, М. А. Поваляева, Д. И. Шатенштейн) доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Они вызывают у людей те или иные бессознательные желания, а потому могут не только влиять на нашу жизнь в целом, но и руководить нашим поведением — через подсознание.
Д. И. Шатенштейн доказал, что некоторые обонятельные раздражители влияют на многие функции. С помощью масел можно нормализовать артериальное давление, снять стресс, усталость, апатию или перевозбуждение, поднять работоспособность, улучшить настроение. В этих целях рекомендуется применять масло лимона, обладающее высоким эффектом воздействия. Уже через несколько минут резко улучшается настроение, пропадает ощущение усталости, дети жаждут деятельности. Ароматы воздействуют и на концентрацию внимания. Японские ученые выяснили, что количество ошибок при письме уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды — на 20%, жасмина — на 25, лимона — на 50% .
Масла ромашки, лаванды и мандарина оказывают успокаивающее воздействие (гармонизируют через аромалампу). Для создания особенного настроения и повышения интеллектуальной работоспособности детей можно использовать розмарин, шалфей, лаванду, масло чайного дерева.
ОБОРУДОВАНИЕ
Ароматизационные лампы (три-пять капель масла на чашу, наполненную водой; свеча в аромаламле, нагревающая воду в чаше и способствующая испарению масла с ее поверхности); аромамедальоны (можно использовать упаковку от «киндер-сюрпризов»).
Во время работы необходимо соблюдать принципы ароматерапии.
• В связи с привыканием к запахам у человека постепенно снижается активность даже самых эффективных или любимых композиций. Поэтому не реже чем каждые месяц - полтора вносите хотя бы небольшие изменения в их состав.
• При применении эфирных масел помните об определенных противопоказаниях, внимательно читайте аннотации к препаратам.
• При выборе руководства по ароматерапии избегайте целителей, обещающих избавление от всех болезней и умалчивающих о противопоказаниях и возможных осложнениях.
Вероятное положительное влияние на психику (психоэмоциональное действие) эфирных масел Гераниевое — снимает стресс и состояние тревоги.
Лавандовое — снимает стресс, состояние тревоги, депрессию, повышает концентрацию внимания.
Мятное — повышает настроение.
Ромашковое (аптечная, римская ромашка) — успокаивает, способствует запоминанию.
Розмариновое — улучшает память, действует расслабляюще.
Эвкалиптовое — устраняет повышенную утомляемость, сонливость, выявляет резервные силы в организме; оживляет умственную деятельность, ясность ума.
Масло чайного дерева — эмоциональный антисептик; ликвидирует истерию и паникерство; развивает самостоятельность, активизирует процессы восприятия и запоминания, помогает быстро «переключиться» с одного предмета на другой.
Пихтовое — устраняет астено-депрессивные состояния, чувство неуверенности, необоснованное беспокойство. Антисептическое средство при вирусных инфекциях.
Кедровое — устраняет нервозность, растерянность, упорядочивает мысли, придает уверенность в своих силах.
Хромотерапия (цветотерпаия, светотерапия)
ЦЕЛИ:
• Нормализовать мышечный тонус.
• Нейтрализовать негативное состояние.
Хромотерапия — наука, изучающая свойства света и цвета. Ученые давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают (В. М. Бехтерев, В. А. Скумин). Терапевтические возможности цвета были подтверждены результатами научных исследований. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.
Воздействие цвета на организм ребенка:
Синий, голубой - успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие.
Красный, розовый - повышение физической работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов.
Зеленый - успокаивающее действие, создание хорошего настроения.
Желтый - цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния.
Для оформления интерьера в зависимости от состояния воспитанников
воспитанников можно использовать эти цвета.
Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных коррекционных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так, в зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения (на светильник накинуть шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет помещение, а создает мягкий свет определенной цветовой гаммы).
Су-джок терапия.
ЦЕЛИ:
• Нормализовать мышечный тонус.
• Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.
Су-джок акупунктура (су — кисть, джок — стопа) последнее достижение восточной медицины. Первой ступенью су-джок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах — это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.
Су-джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью колец («ежиков») удобно массировать пальцы для благотворного влияние на весь организм.
Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях су-джок терапия активизирует развитие речи ребенка.
Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.