Альмира Толкамбаева
Инновационные технологии применяемые в работе по развитию речи с дошкольниками в соответсвии с требованиями Госо Республики
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы. В раннем возрасте происходит развитие восприятия. Зрительное восприятие в раннем детстве носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на отдельные, «бросающиеся в глаза» или случайные признаки. Развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. Внимание и память в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность. Мыслительные действия в раннем детстве предполагают установление связей между предметами для достижения цели.
Публикация «Инновационные технологии применяемые в работе по развитию речи с дошкольниками в соответсвии с требованиями Госо Республики» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на различных занятиях.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, необходимо использовать инновационные технолоии здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ.
Слайд 1.
Согласно государственному стандарту дошкольного образования : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Слайд 2.
Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.
Слайд 3.
Основная задача нашей работы - речевое развитие дошкольников по ГОСО. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения малыша с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.
Слайд 4.
Конечно, мы всегда занимались развитием навыков общения, обогащали словарь, исправляли звукопроизношение, знакомили с детской литературой и готовили к освоению грамоты. Но традиционные формы не позволяли ребенку раскрыть свой творческий потенциал, чаще всего были скучны и неинтересны. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы на занятиях по развитию речи дошкольников.
Слайд 5.
Естественно, что выбор технологии обусловлен возрастом детей, целями и задачами, которые педагог ставит перед собой и детьми. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.
Слайд 6.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают и приносят столько пользы!
Слайд 7.
Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — развитию речи.
Слайд 8.
К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование моделей, мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение моделей, мнемосхем помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.
Слайд 9.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На сегодняшний день существует огромное количество готовых мнемотаблиц и иллюстраций к стихам, рассмотрим некоторые из них.
Слайд 10.
В современном мире очень модно быть креативным. Вот и мы готовим детей к адаптации в социуме. Ребенок должен находить выход из любой ситуации, и в этом ему поможет методика ТРИЗ. Для развития речи детей очень важно развивать мышление. Целью таких занятий является развитие творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Слайд 11.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, речь.
Слайд 12.
Игра – важнейший спутник детства, ЛЕГО позволяет всем развиваться и обучаться играя.
Достоинства: улучшение коммуникативных способностей и речи : в связной речи - рассказывают предложениями, задают и отвечают на вопросы, в речи появились прилагательные Совершенствование мелкой моторики рук – умелости рук: без усилий и проблем соединяют детали средних размеров конструктора Сдвиги в развитии логического мышления: выстраивают логические цепочки по принципу заданного ряда – «Продолжи ряд», классифицируют детали конструктора и составляют множества по 1-2 признакам (например по цвету и количеству шипов).
Слайд 13.
В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Слайд 14.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Литература.
1. Кузеванова О. В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
2. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 2010.
3. Государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования РК