Юлия Сорокина
Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Использование компьютерного тренажёра «Дельфа-142.1» в работе учителя-логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, как одной из инновационной технологии в коррекционно-развивающей работе.
Актуальность.
В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Основной проблемой для ДОУ, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с тяжёлыми нарушениями речи. В рамках введения ФГОС ДО, приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий.
Публикация «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Инновационные процессы – на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей.
В поисках инновационных технологий для работы с дошкольниками с ТНР, я обратила внимание на логопедический тренажёр «Дельфа-142.1».
В 1995-96 гг. в серию был выпущен логопедический тренажер "Дэльфа-141" (методическое руководство — зам. директора Пушкинской специальной (коррекционной) школы VIII вида Московской области А. Ю. Исаков, координатор — А. Б. Меньков, программисты А. К. Левин и А. М. Плахова). Помимо упражнений на коррекцию произношения, программа включала в себя модуль подготовки детей к пользованию компьютером, изучение клавиатуры, микрофона и мыши, а также упражнения на дифференциацию в письменной речи парных глухих и звонких согласных. Начиная с 1998 г ведется разработка программы для дефектологов, логопедов, сурдопедагогов и психологов передана по договору на предприятие "Дэльфа М". Здесь программа "Дэльфа-141" (серийно выпускалась под названием "Фонема") была расширена и дополнена. Многие ее принципы нашли свое логическое продолжение в программе Логопедического тренажера "Дэльфа-142" (1999-2000).Основной целью создания компьютерного тренажера являлось дидактическое обеспечение процесса коррекции речи на логопедических занятиях.
Логопедический тренажёр «Дельфа – 142.1» представляет собой комплексную программу по коррекции различных сторон устной и письменной речи детей с речевым недоразвитием различной этиологии. Основной целью создания тренажёра являлось дидактическое обеспечение процесса развития и коррекции речи на логопедических занятий, обучающихся дошкольного и школьного возраста. Тренажёр может быть использован в условиях как инклюзивного, так и дифференцированного обучения детей с ТНР, слабослышащих, с ЗПР, РАС. Кроме того, отдельные задания тренажёра могут быть использованы на логопедических занятиях с детьми с умственной отсталостью, в том числе с умеренной умственной отсталостью и со множественными дефектами. Содержание предлагаемых упражнений соответствуют требованиям ФГОС ДО для детей с ОВЗ.
С помощью логопедического тренажера «Дэльфа-142.1» можно решать большой спектр задач логопедической работы:
- коррекция речевого дыхания;
- коррекция силы голоса;
- работа над устранением назального оттенка голоса;
- коррекция произношения гласных и согласных звуков;
- отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных;
- отработка дифференциации согласных по твердости-мягкости;
- работа над звукобуквенным составом слова;
- работа над слоговой структурой слова;
- формирование обобщенного лексического значения слова;
- коррекция лексико-грамматической стороны речи;
- работа над морфологическим значением слова;
- формирование и развитие навыка чтения;
- расширение словарного запаса;
- работа над построением плана речевого высказывания;
- развитие связной монологической речи и т. д.
Тренажёр позволяет:
-формировать мотивацию к логопедическим занятиям за счёт широкого использования игровых моментов и наглядности в процессе коррекции речевых нарушений;
-добиваться устойчивых результатов за счёт многократного дублирования необходимого типа упражнений и речевого материала;
-использование различного стимульного материала – картинок, букв, слогов, слов, предложений, звучащей речи позволяет отрабатывать материал в разнообразных условиях предъявления, что, с одной стороны, способствует сохранению устойчивого интереса к работе, с другой – формирует устойчивые навыки на уровне предкоммуникативных упражнений;
-реализовать индивидуально ориентированный подход в коррекционной работе, а именно, отбирать материал разного уровня сложности в зависимости от возможностей ребёнка, выстраивать коррекционный маршрут;
-осуществлять комплексный подход к коррекции речевых и неречевых функций: одновременно с логопедической работой проводить коррекцию восприятия, внимания, памяти;
-формировать навыки самоконтроля и самооценки с использованием наглядности и объективизированных критериев контроля [практическое руководство].
Использование меню «Звук» в индивидуальной коррекционной работе с дошкольниками.
Меню «Звук» полностью подходит для использования в дошкольном образовательном учреждении. Данный раздел обеспечит: коррекцию речевого дыхания, темпа, ритма речи, голоса, звукопроизношения; устранение призвуков. Для работы необходим специальный блок обработки речевого сигнала и микрофон.
Включает 19 упражнений, объединённых по задачам.
• Речевой выдох. Упражнения предназначены для отработки правильного речевого дыхания, в частности для формирования ротового выдоха, плавности и длительности выдоха.
«Задуй свечки». Если выдох в микрофон будет достаточно активным и сильным, свечки на праздничном пироге будут гаснуть одна за другой. Задувать свечки можно на одном выдохе или несколько раз вдыхая и выдыхая воздух.
«Чашка чая». Колышущиеся струйки пара из чашки будут свидетельствовать о правильном выдохе.
"Костёр".Упражнение направлено на выработку интенсивного выдоха, а также на увеличение его длительности. Чтобы раздуть костёр, надо подуть в микрофон. Сила выдоха должна превысить установленный порог чувствительности. Костёр разгорается от сильного выдоха, а также в том случае, если более слабый выдох будет продолжительным и достигнет значения установленного контрольного времени. При отсутствии или прекращении выдоха костёр становится тлеющим.
• Слитность. Эти упражнения помогут отработать правильное речевое дыхание для слитного произнесения слов и фраз. Отработка слитного плавного произнесения языкового материала может потребоваться детям с ринолалией и дизартрией, а также детям, имеющим скандированную речь.
Подбираем слоги, слова с отрабатываемым звуком и
автоматизируем его.
«Бабочка». Бабочка порхает при слитном произнесении фраз и
садится на цветок, если пауза затянулась.
«Сказочный замок». При слитном произнесении фразы картинка
окрашивается разными цветами. На паузах - смены цвета не
происходит.
• Громкость. Эти упражнения помогут научить ребёнка произносить звуки с различной громкостью, наблюдая при этом изменение рисунка на экране (визуальная опора). Можно использовать при автоматизации звука в слогах, словах, фразе.
«Колобок». Говорите громко и тихо. Чем сильнее будет звук, тем шире колобок на экране раскроет рот.
«Бегемотик»- действия аналогичные предыдущему упражнению.
• Длительность звука. Эти упражнения предназначены для постановки правильного речевого дыхания и закрепления навыка длительно и экономно выдыхать воздух во время речи.
«Елочка» и «Репка»- закрепляют навык произнесения слогов и слов
на одном выдохе. Отрабатываем согласные звуки: изолированное
произношение и в слогах.
• Слоговой ритм. Эти упражнения помогут отработать слитное произнесение слогов, слов и фраз. Картинки появляются в ответ на произнесение одного слога (слова). Автоматизируем согласные звуки.
«Картинка из кубиков». Нажмите пробел и произнесите фразу, тщательно проговаривая слоги и слова (автоматизация звуков). После каждого чётко произнесённого слога (слова) на экране будет добавляться новый фрагмент в виде кубика. Низкий порог (F2) и большая пауза (F3) сделают основной единицей слова и словосочетания.
«Скатерть-самобранка». С каждым чётко произнесённым слогом (словом) на скатерти появляется новый предмет сервировки. Как только задание будет выполнено, изображение «моргнёт».
• Гласные звуки. Эти упражнения применяются для выработки правильного произношения гласных звуков и звонких согласных [з, з`, ж, р, л, л`] на начальных этапах обучения речи, а также для устранения гнусавого оттенка голоса.
«Вертолет». Произнося разные гласные звуки, старайтесь управлять вертолётом: поднимайте его до вершины горы и опускайте на землю. Обратите внимание на то. Что каждому гласному соответствует своя высота подъёма. Также произносятся и звонкие согласные звуки.
При правильном произнесении звуков, с выдохом только через рот, вертолёт поднимается выше. При появлении носового оттенка голоса высота вертолёта заметно снижается.
«Подводная лодка»-принцип действий аналогиченпредыдущему.
• Согласные звуки. Эти упражнения предназначены для отработки правильного произношения согласных звуков.
«Паровоз» и «Фонтан» - для отработки правильного произношения глухих согласных звуков (с, ш, х, ф). Если звуки произносятся правильно, облачко и фонтан поднимаются.
• Звуковая реакция. Эти упражнения помогут сформировать и автоматизировать навык голосообразования (включения голоса, при работе с назальным оттенком голоса и умение быстро и громко произносить короткие изолированные звуки (слоги). Выстрел не получится, если Ваш голос будет слишком вялым или звук -недостаточно коротким.
«Космический стрелок». Представьте, что Вы находитесь внутри космического корабля, изображённого слева. Чтобы поразить движущуюся мишень. Нужно быстро и громко произнести в микрофон односложное слово, слог или отдельный звук (который вы отрабатываете).
«Индеец». По одной из легенд злой волшебник превращался в хищную птицу. Как только стрела Индейца поражает птицу, в небе вспыхивает молния, но птица вновь появляется невредимой.
• Графики.
«Речевая волна». С помощью этого упражнения можно формировать правильную ритмико-слоговую структуру речи и корректировать дефекты её плавности и слитности, в том числе при заикании. Запуск речевой волны и её стирание производится клавишей «пробел». При нажатии любой другой клавиши речевая волна останавливается. Для переноса изображения в верхнее поле нажмите клавишу F3. Произнося различные звуки, слова и фразы, сравнивайте рисунки их речевых волн.
«Речевая волна 2» - применяется для тренировки произношения взрывных звуков и аффрикат (б, п, г, к. д, т. ц, ч). А также для отработки артикуляции слогов и слов. Запуск волны, её остановка, стирание и повторный запуск в этом упражнении аналогичны предыдущему.
«Спектр. Упражнение рекомендуется для отработки правильной артикуляции гласных (а, о, и, у, ы, э, щелевых и сонорных согласных (с, ж, з, л, м, н, р, с, ф, х, ш. щ, а также дифтонгов (я, ю, е, ё, й). Функции рабочих полей такие же, как в упражнении «Речевая волна»: нижнее – рабочее, верхнее – для записи образца.
Требования к организации занятий с использованием тренажёра.
1. Внимательно изучите инструкцию к тренажёру и поработайте в различных режимах, чтобы осознанно предлагать ребёнку то или иное задание.
2. Несколько минут рассмотрите с ребёнком экран, покажите, как работает программа, покажите, что происходит после правильного выполнения задания.
3. Педагог объясняет ребёнку, какие задачи они будут решать в ходе выполнения заданий. Логопед самостоятельно выбирает то количество заданий, которое будет выполнять конкретный ученик. Этот выбор может быть продиктован индивидуальными качествами ребёнка (его усидчивостью, утомляемостью, скоростью протекания нейродинамических процессов и т. д.) или логикой проведения занятий.
4. Компьютер требует соблюдение определённых гигиенических требований: ограниченное время, расстояние до экрана, высота расположения монитора, угол освещения экрана (на экране не должно быть бликов). Согласно действующим санитарно-эпидемиалогическим нормам занятия на компьютере с дошкольниками 5-6 лет могут проводиться 2-3 раза в неделю по 10-15 минут. После занятий необходима небольшая гимнастика для глаз.
5. Недопустимо, чтобы за компьютером одновременно занимались более одного ребёнка. Использование компьютера на подгрупповых занятиях возможно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора и экрана, достаточно большого монитора.
План занятий с использованием тренажёра.
При знакомстве с новым материалом тренажёр может выступать как элемент первичного закрепления языкового материала на специально отобранном материале и способ поощрения за хорошую работу. Постепенно упражнения с компьютером отводится всё больше времени, вплоть до полномасштабного занятия. В последующем при отработке коммуникативных навыков компьютерный тренажёр может быть использован как элемент разминки, способ включения ребёнка в задание или для активизации и повторения изученного материала. В своей работе с дошкольниками с ТНР я использую логопедический тренажёр "Дельфа" в основном на индивидуальных занятиях по звукопроизношению, что делает коррекционный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.
Заключение.
Знакомство ребёнка с компьютером, как правило, начинается с компьютерных игр. Такие авторы, как Е. В. Гуляева, Ю. А. Соловьёва, Л. А. Венгер,отмечают, что использование компьютерных игр для развития дошкольников имеет ряд достоинств. Яркая, красочная информация на мониторе, которая сопровождается различными эффектами, очень привлекательна для ребёнка и повышает его интерес. Это позволяет с лёгкостью отрабатывать навыки, которые требуют монотонного повторения. Л. А. Венгер и А. Л. Венгер, рассматривая компьютерные игры в целом как позитивный фактор развития дошкольников, призывают не воспринимать их как волшебную палочку, которая за час игры сделает ребёнка умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и внимания к ним со стороны взрослых. Только тогда эти занятия могут дать эффект. При работе в группе комбинированной направленности изучение компьютера приобретает большую ценность, в связи с тем, что расширяет поле методов и приемов коррекционно – развивающего обучения.
Таким образом, чтобы заинтересовать ребенка, сделать обучение осознанным, необходимы нестандартные подходы и новые инновационные технологии. Компьютер берёт на себя механическую тренировочную работу. Упражнения, выполняемые с помощью логопедического тренажера «Дельфа-142», способны ускорить формирование и коррекцию необходимых речевых норм, тем самым облегчает работу как логопеда, так и ребёнка. Гармоничное сочетание традиционных средств с применением компьютерных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию, способствует развитию внимания детей и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.
Использование логопедического тренажёра в коррекционном процессе позволяет улучшить качество речи обучающихся, воспитанников с тяжелыми речевыми нарушениями.
Литература.
1. Вренёва Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. Ж-л «Логопед» 2010, №5
2. Жукова О. Ю. Опыт использования логопедического тренажёра "Дельфа-142" в работе с детьми с нарушениями речи [электронный ресурс] URL: https://infourok.ru
3. Исаков А. Ю. Коррекция речи с помощью специального логопедического тренажёра (Методические рекомендации) // Логопедический тренажёр "Дельфа- 142.1": практическое руководство - М. : ТОО "Фирма "Дельфа", 2018.
4. Клопотова Е. К., Романова Ю. Компьютерные игры в жизни современных дошкольников. Ж-л «Дошкольное воспитание» 2014, №7