Наталья Зюсько
Педагогический проект «Хлебный мир» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Руководитель: учитель-логопед Зюсько Наталья Викторовна
Актуальность проблемы.
Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т. е. оснащена разнообразными средствами развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного развития и воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС ДО: способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Мини-музей является интерактивным образовательным пространством, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдение, общаться со взрослыми, сверстниками по поводу увиденного. Назначение мини-музея – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу, что способствует развитию речевой компетентности детей с ТНР.
Цель: создание условий для развития познавательных способностей, речевой компетентности и формирования проектно-исследовательских навыков у дошкольников посредством организации музейной деятельности в группе детского сада.
Задачи:
- создать действенный модуль для развития познавательных способностей, речевой компетентности и формирования проектно-исследовательских навыков у дошкольников; - создать условия для познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития дошкольников на основе сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками; - формировать у детей основы музейной культуры;
- формировать любознательность, позитивные установки к различным видам деятельности, творческие способности детей;
- стимулировать речевую активность у дошкольников с ТНР;
- формировать у детей уважение к труду взрослых, культуру питания;
- активизировать роль родителей в развивающей деятельности с детьми.
Вид проекта
по предметно-содержательной области: метапредметный (образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»);
по доминирующей в проекте деятельности: творческий;
по содержанию: информационный;
по числу участников проекта: групповой (дошкольники с ТНР 6-7 лет и их родители, учитель-логопед, воспитатели);
по времени проведения: среднесрочный (6 месяцаев).
Используемые методы
Практические:
Упражнения (подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие)
Игра
Моделирование
Изобразительная деятельность
Экскурсии
Наглядные:
Наблюдение
Рассматривание
Показ образца
ИКТ
Презентация
Словесные:
Беседа
Рассказ
Пересказ
Чтение
Используемые технологии:
- проблемного обучения,
- технология музейной педагогики,
- технология продуктивной деятельности,
- игровая технология,
- информационно-коммуникативная технология,
- технология вхождения в профессию (пекаря, кондитера, журналиста, экскурсовода).
Формы организации деятельности с дошкольниками:
- игровая,
- продуктивная деятельность (изобразительная деятельность, лепка из соленого теста, изготовление кондитерских изделий,
- экскурсии,
- совместное творчество с родителями,
- занятие.
Формы взаимодействия с родителями:
- информационная ширма по теме «Хлеб – наше богатство»,
- выступление на родительском собрании по теме «Мини-музей в детском саду»,
- консультации для родителей «Лексическая тема «Хлеб», «Продукты питания»,
- создание мини-журналов для альбома «Интересный мир хлеба» (совместное творчество детей и их родителей,
- создание экспозиции «Хлебный мир» и подбор экспонатов в мини-музей (совместное творчество детей, их родителей, учителя-логопеда, воспитателей,
- помощь детям в создании поделок из соленого теста на выставку «А мы вот что испекли»,
- помощь в организации мастер-класса «Мастерская сладких подарков»
- общение через интернет с помощью мессенжеров.
Ожидаемые результаты:
- создание мини-музея «Хлебный мир», как действенного модуля для формирования речевой компетентности дошкольников с ТНР;
- расширение и обобщение представлений дошкольников с ТНР о хлебобулочных и других изделиях из злаков, о выращивании зерновых культур, производстве хлебобулочных изделий; профессиях, связанных с выращиванием и производством хлебобулочных изделий.
- формирование основ музейной культуры;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы материалом по лексическим темам «Хлеб», «Профессии», «Транспорт», «Продукты питания».
- создание условий для позитивной социализации детей с ТНР на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формирование любознательности, творческих способностей, познавательной и речевой активности детей с ТНР;
- формирование позитивных установок к различным видам деятельности;
- активизация роли родителей (законных представителей) в развивающей деятельности с детьми.
Сведения о практической реализации проекта. Этапы.
1. Подготовительный:
- Повышение компетентности педагогов в рамках темы
- Выступление руководителей мини-музея на родительском собрании по теме «Мини-музей в детском саду»
- Консультация для родителей «Лексические темы «Продукты питания», «Мир хлеба»
- Создание информационной ширмы для родителей «Хлеб – наше богатство»
- Определение перспективы создания мини-музея: выбор названия мини-музея, определение места размещения, разработка модели мини-музея, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини-музея, подбор экспонатов
- Разработка тематического плана работы в мини-музее
2. Основной (практический)
- Создание экспозиции «Хлебный мир»
- Подбор и систематизация материала в разделе «Игротека»
- Подбор и оформление материала в разделе музея «Библиотека»
- Оформление альбома «Интересный мир хлеба» (совместное творчество детей и их родителей, организация мероприятия по представлению своих работ детьми
- Изготовление изделий из теста и оформление выставки «А мы вот что испекли»
- Мастер-класс «Мастерская сладких подарков»
- Оформление паспорта мини-музея
- Оформление паспорта мини-музея
- Разработка и проведение обзорных экскурсий в мини-музее,
разработка форм работы в мини-музее
3. Итоговый
- Презентация паспорта мини-музея «Хлебный мир»
- Проведение развлекательного мероприятия «Масленица» в рамках открытия мини-музея
- Экскурсии в мини-музее, общение с посетителями мини-музея с целью обобщения полученной информации для дальнейшего функционирования музея
Характеристика мини-музея «Хлебный мир»
Разделы мини-музея:
1. Экспозиция «Хлебный мир» поделена условно на 3 центра:
- «Зерно сажаем, собираем», в которой представлен макет «Хлебное поле» с игрушечным транспортом, предназначенным для посева и уборки зерновых культур (трактора, сеялка, комбайн, самосвалы и др., экспонаты в виде различных зерновых культур, дидактические игры «Найди одинаковые наощупь», «Панорама» и др. ;
- «Мука», в которой собраны экспонаты в виде различных мельниц и атрибутов, связанных с мукой, кофемолка (для «превращения» зерна в муку;
- «Хлебобулочные изделия», в которой собраны муляжи хлебобулочных изделий и изделий из муки, дидактические игры «Начинка для пирога», «Половинки печенья», «Макароны»; мини-выставка изделий, изготовленных самими воспитанниками из соленого теста «А мы вот что испекли»;
2. «Библиотека», в котором собрана познавательная и художественная литература, картотека упражнений для формирования речевых навыков, загадок, стихов, пальчиковой гимнастики, речевых игр с движением по теме «Хлебный мир», альбом по теме «Интересный мир хлеба» (совместное творчество детей и их родителей); кроме того, «библиотека» включает в себя компьютерные игры, презентацию по теме «Хлебный мир», атрибуты для драматизации сказок «Колобок», «Колосок», «Маша и медведь» и др. ;
3. «Игротека»,в котором собраны настольные дидактические игры, трафареты; игрушки и другие атрибуты для сюжетно-ролевых игр по теме «Хлебный мир», «Магазин», «Булочная» и других, а также материал для изобразительного творчества (пластилин, краски, кисточки, карандаши, бумага).