Инна Королькова
Программа «Раннее сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационная разработка «Раннее сопровождение семей, находящихся в социально — опасном положении»
II. ОПИСАНИЕ РАЗРАБОТКИ
1. Название разработки
«Раннее сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении»
2. Проблемы, решению которых будет способствовать разработка. Сфера использования. Круг пользователей.
«Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей.
Главная школа воспитания детей - взаимоотношения
мужа и жены, отца и матери» В. А. Сухомлинский
Публикация «Программа „Раннее сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованными становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является, сегодня неотъемлемой целью любого детского сада.
Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
Детские сады обладают большими адаптивными возможностями и могут чутко реагировать на изменение общественных запросов, так как способны удовлетворить разнообразные потребности семей из разных социальных слоев. На первый план выходит социально- педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в воспитании и социализации ребенка. Наряду с благополучными семьями существуют семьи находящиеся в социально опасном положении.
Семьи, находящиеся в социально опасном положении – острая социально – педагогическая проблема современности.
Социологическими, психолого-педагогическими, медицинскими исследованиями выявлено отрицательное влияние семей «группы риска» на нравственное и психическое развитие детей. Почти 90% детей из семей находящихся в социально опасном положении страдают неврозами. Семьи в зависимости от причин и характера неблагополучия делятся на группы:
- семьи, страдающие алкоголизмом;
- семьи, ведущие аморальный образ жизни;
-семьи, имеющие конфликтность внутрисемейных отношений;
-безответственные семьи;
- семьи педагогически безграмотные.
Для работы с каждой группой определяются конкретные задачи и методы воздействия. Показателем семейного неблагополучия являются сами дети: их поведение в детском саду (неуравновешенность характера, непослушание, агрессия, сверхподвижность, замкнутость) характер общения с взрослыми и детьми, низкий уровень усвоение программы.
Все отклонения от нормы служат для воспитателя сигналом о том, что у данного ребёнка могут быть неблагоприятные условия дома, что ребёнок и родители требуют особого внимания. Ссоры взрослых, физические оскорбления, разлука, развод - это факторы, нарушающие необходимые для ребёнка ощущения защищённости и безопасности, поскольку окружение в его понимании становится непредсказуемым, ненадёжным.
Оказать помощь семье находящейся в социально опасном положении - первостепенная задача, решить которую можно объединёнными усилиями детского сада и общественности. Нужно разобраться в причинах семейного неблагополучия, поднять, поддержать, помочь взрослым членам семьи в воспитании ребёнка.
3. Цель: Создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми на ранней стадии семейного неблагополучия.
4. Задачи:
1. Повышать качества услуг, предоставляемых специалистами дошкольного учреждения семьям и детям группы риска.
2. Создать для ребёнка эмоционально благоприятного микроклимата и психологических условий для нормального развития и обучения.
3. Пропаганда семейных традиций, семейного благополучия, семейных ценностей.
4. Обеспечить защиту прав личности воспитанников, обеспечить их психологическую и физическую безопасность, педагогическую поддержку и содействовать ребёнку в проблемных ситуациях.
5. Разработать план совместной работы с социальными службами города для оказания конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи семьям группы риска.
5. Ожидаемые результаты:
1. Сокращение числа семей находящихся в социально- опасном положении.
2. Улучшение психического и физического здоровья детей из семей находящихся в социально опасном положении
3. Составление обобщающей таблицы по изучению семей «группы риска» (приложение)
4. Более тесное сотрудничество с организациями
5. Разработка стратегии и тактики работы в отношении каждой семьи и групп семей, имеющих схожие проблемы, что позволяет обеспечить адресность и результативность социально- педагогической работы учреждения.
6. Актуальность разработки
Пережитый страной длительный экономический кризис тяжело сказался на положении российской семьи. Анализ статистических показателей последних лет позволяет сделать выводы о негативных тенденциях в сфере семейных отношений, о росте семейного неблагополучия.
Ослабевает нравственный и воспитательный потенциал семьи, снижается ответственность родителей за содержание и воспитание детей. Слабая экономическая самостоятельность семей является одной из причин семейного неблагополучия и порождает большое число семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в различных мерах социальной поддержки.
Вызывает тревогу и состояние здоровья детей, изменения их физического, психического состояния, оказывает отрицательное влияние на процесс образования и развития личности ребёнка.
В семьях находящихся в социально опасном положении ущемляются права ребёнка. Тема защиты прав ребёнка актуальна на современном этапе и осуществляется с опорой на существующие законодательные документы. Эти документы, СП способствуют контролю и реализации прав ребёнка со стороны дошкольного образовательного учреждения.
Несмотря на актуальность проблемы в нашем дошкольном учреждении отсутствовала работа по данному направлению, так как не было детей из семей находящихся в социально опасном положении. В последнее время ситуация изменилась, поэтому появилась проблема сопровождения детей из семей группы риска. Изучив материал по данной теме, я разработала инновационный проект на тему «Раннее сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении», основываясь на возможностях воспитателей, специалистов, администрации ДОУ.
7. Новизна разработки.
Наработки в области психологического и педагогического сопровождения в нашем дошкольном учреждении в наибольшей степени соответствуют прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы.
Новизна данной разработки в том, что раннее вмешательство в диагностируемый процесс разрушения семейной системы позволит устранить причину её неблагополучия и тем самым вывести семью и её членов на новый этап функционирования.
Одной из новых форм работы следует выделить ведение ежедневного дневника наблюдений за ребёнком, что позволяет дать полную картину жизни ребёнка, вовремя увидеть её негативные стороны и оказать своевременную помощь.
8. Содержание разработки. Работа ведётся по трё м направлениям: профилактическая, коррекционная, реабилитационная.
Профилактическая работа
Работа с детьми Наблюдение за ребенком в играх, сюжетно-ролевая игра «Семья»
Диагностика
Посещение на дому (регулярное)
Наблюдение за ребёнком (спонтанное и целенаправленное, ведение дневника)
Изучение литературы Изучение опыта работы педагогов по данной теме, опубликованной в журналах: «Дошкольное воспитание», «Обруч»
ЛебедеваС. А «Основы специальной педагогики и психологии» ШГПУ2002.
Барабошкина О. С, Макарова Л. Ф, Щербина О. С «Содержание работы общественного инспектора по охране детства в дошкольном образовательном учреждении» Кострома 2008
Нормативные правовые документы. М., 2005
Работа с родителями Анкетирование
Тестирование
Изучение семьи
Заполнение социально-педагогического паспорта семьи, общие сведения о семье, жилищно–бытовые условия, сведения о родителях, характеристика взаимоотношений в семье, взаимодействие семьи с ДОУ
Индивидуальные беседы с родителями
Уголки, для родителей оформленные в группе
Рекомендации родителям литературы по интересующимся их вопросам
Коррекционная работа
Работа с документами
Первичная работа
Начальный этап Постановка семьи находящейся в социально опасном положении на внутренний учёт в ДОУ
Составление педагогической характеристики ребёнка
Паспорт
Работа с родителями
Родительские собрания:
«Права ребёнка в семье»
«Ответственность взрослых гарантия безопасности»
Дискуссия «Что нам мешает услышать друг друга»
Папка передвижка «Искусство быть родителями»
Тестирование «Какой вы родитель»
«На какой основе строится отношения отца и матери к ребёнку?»
Анкета для родителей «Тип темперамента взрослых»
Лекторий для родителей с привлечением специалистов (психолога, логопеда,
Занятия с родителями по правовому воспитанию
Участие и помощь родителей в различных конкурсах
Взаимодействие со специалистами:
Педагог-психолог, учитель-логопед, руководитель физического воспитания Участие воспитателей, родителей в психологических занятиях
Семинары (разбор проблемных ситуаций, проигрывание ситуаций при помощи сценок)
Психологические занятия с детьми для решения индивидуальных задач
Семинар «Профилактика жестокого обращения с детьми»
Анализ детских рисунков на темы: «Моя семья», «Мой самый любимый человек»
Консультирование родителей и педагогов по социально-педагогическим вопросам
Эмоционально-личностные проблемы, трудности поведения и характера (рекомендации психолога педагогом и родителям)
Кружки «Юные богатыри»
«Маленькие феи»
Работа с детьми Занятия по правовому воспитанию дошкольников
Взаимодействие с социумом Встреча со специалистами отдела социальной защиты
Приглашение в ДОУ специалистов: юриста, инспектора по делам несовершеннолетних
Работа с учреждениями и ведомствами, имеющие отношения к охране прав детей
Реабилитационная работа
Создание консультативного пункта для родителей, целью которого, является оказание помощи родителям в приобретении педагогических знаний, знаний особенностей физического и психического развития ребёнка
Составление актов посещения семей
Картотека семей «группы риска»
Патронаж-посещение на дому с диагностическими, контрольными, адаптационными целями
Проведение социологического исследования «Сканирование семейных проблем жителей г. Волгореченска»
Телефон доверия
Буклеты:
«Как научиться понимать своего ребёнка»
«Детская ложь»
«Памятка родителям дошкольника»
• «Профилактика жестокого обращения с детьми»
• «Физическое насилие»
• «Психологическое насилие»
• «Сексуальное насилие»
• «Пренебрежение нуждами ребёнка»
9. Продолжительность реализации разработки
Реализация инновационного проекта рассчитана на 2 года с 2019-2021 год.
10. Дополнительные возможности.
1. Использование результатов другими работниками и специалистами дошкольного учреждения
2. Сотрудничество с Попечительским советом, Родительским комитетом (ДОУ и группы)
11. Перспективы дальнейшего развития разработки, возможности распространения опыта
Использование результатов другими работниками и специалистами дошкольного учреждения.
Использование разработки в центрах социальной помощи семье и детям.
Внедрение проекта в практику.
Взаимодействие с государственными и общественными организациями для защиты интересов семей и детей.
12. Уровень проработанности разработки. Первый этап был подготовительный. На данном этапе проведено следующее: диагностика детей, посещение семей, наблюдения детей в играх, анкетирование родителей, заполнение акта жилищно- бытовых условий социально- педагогического паспорта семьи «группы риска» Оформлены уголки для, родителей. Консультирование родителей по интересующим их вопросам.
Сейчас я нахожусь на втором этапе - эксперементально-практическом. Поставила семью «группы риска» на внутренний учёт в ДОУ. Составила план мероприятий по работе с данной семьёй. Веду ежедневный дневник наблюдений за эмоционально - поведенческим состоянием ребёнка, что позволяет мне своевременно выявить неблагополучие в семье и принять необходимые меры (посещение семьи на дому, индивидуальные беседы, консультации.) Взаимодействую со специалистами дошкольного учреждения и сотрудниками из территориального отдела по защите населения, опеки и попечительства, разрабатываю буклеты, памятки.
Ресурсное обеспечение.
* Нормативно-правовое (знание и учёт законов, положения о правах ребёнка)
Всемирная декларация прав ребёнка.
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Семейный кодекс РФ.
О гарантиях прав ребёнка в Костромской области.
Информационно-методическое обеспечение: методическая литература, консультации для родителей, перспективные планы.
Материально-техническая база: предметно-развивающая среда, кабинет психолога, кабинет логопеда, Изостудия, физкультурный зал, театральная студия
Кадровое обеспечение: воспитатели, психолог, логопед, инструктор по физическому воспитанию,
Финансовое обеспечение
Содержится за счёт средств бюджета ДОУ и финансируется в соответствии с утверждённой сметой расходов ДОУ.
Организационно-методическое и психолого-педогагическое: разработка программ, участие в конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации