МААМ-картинки

Программа «Раннее сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении»

Инна Королькова
Программа «Раннее сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении»
▼ Скачать + Заказать документы

Инновационная разработка «Раннее сопровождение семей, находящихся в социально — опасном положении»

II. ОПИСАНИЕ РАЗРАБОТКИ

1. Название разработки

«Раннее сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении»

2. Проблемы, решению которых будет способствовать разработка. Сфера использования. Круг пользователей.

«Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей.

Главная школа воспитания детей - взаимоотношения

мужа и жены, отца и матери» В. А. Сухомлинский

Публикация «Программа „Раннее сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении“» размещена в разделах

Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованными становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является, сегодня неотъемлемой целью любого детского сада.

Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

Детские сады обладают большими адаптивными возможностями и могут чутко реагировать на изменение общественных запросов, так как способны удовлетворить разнообразные потребности семей из разных социальных слоев. На первый план выходит социально- педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в воспитании и социализации ребенка. Наряду с благополучными семьями существуют семьи находящиеся в социально опасном положении.

Семьи, находящиеся в социально опасном положении – острая социально – педагогическая проблема современности.

Социологическими, психолого-педагогическими, медицинскими исследованиями выявлено отрицательное влияние семей «группы риска» на нравственное и психическое развитие детей. Почти 90% детей из семей находящихся в социально опасном положении страдают неврозами. Семьи в зависимости от причин и характера неблагополучия делятся на группы:

- семьи, страдающие алкоголизмом;

- семьи, ведущие аморальный образ жизни;

-семьи, имеющие конфликтность внутрисемейных отношений;

-безответственные семьи;

- семьи педагогически безграмотные.

Для работы с каждой группой определяются конкретные задачи и методы воздействия. Показателем семейного неблагополучия являются сами дети: их поведение в детском саду (неуравновешенность характера, непослушание, агрессия, сверхподвижность, замкнутость) характер общения с взрослыми и детьми, низкий уровень усвоение программы.

Все отклонения от нормы служат для воспитателя сигналом о том, что у данного ребёнка могут быть неблагоприятные условия дома, что ребёнок и родители требуют особого внимания. Ссоры взрослых, физические оскорбления, разлука, развод - это факторы, нарушающие необходимые для ребёнка ощущения защищённости и безопасности, поскольку окружение в его понимании становится непредсказуемым, ненадёжным.

Оказать помощь семье находящейся в социально опасном положении - первостепенная задача, решить которую можно объединёнными усилиями детского сада и общественности. Нужно разобраться в причинах семейного неблагополучия, поднять, поддержать, помочь взрослым членам семьи в воспитании ребёнка.

3. Цель: Создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми на ранней стадии семейного неблагополучия.

4. Задачи:

1. Повышать качества услуг, предоставляемых специалистами дошкольного учреждения семьям и детям группы риска.

2. Создать для ребёнка эмоционально благоприятного микроклимата и психологических условий для нормального развития и обучения.

3. Пропаганда семейных традиций, семейного благополучия, семейных ценностей.

4. Обеспечить защиту прав личности воспитанников, обеспечить их психологическую и физическую безопасность, педагогическую поддержку и содействовать ребёнку в проблемных ситуациях.

5. Разработать план совместной работы с социальными службами города для оказания конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи семьям группы риска.

5. Ожидаемые результаты:

1. Сокращение числа семей находящихся в социально- опасном положении.

2. Улучшение психического и физического здоровья детей из семей находящихся в социально опасном положении

3. Составление обобщающей таблицы по изучению семей «группы риска» (приложение)

4. Более тесное сотрудничество с организациями

5. Разработка стратегии и тактики работы в отношении каждой семьи и групп семей, имеющих схожие проблемы, что позволяет обеспечить адресность и результативность социально- педагогической работы учреждения.

6. Актуальность разработки

Пережитый страной длительный экономический кризис тяжело сказался на положении российской семьи. Анализ статистических показателей последних лет позволяет сделать выводы о негативных тенденциях в сфере семейных отношений, о росте семейного неблагополучия.

Ослабевает нравственный и воспитательный потенциал семьи, снижается ответственность родителей за содержание и воспитание детей. Слабая экономическая самостоятельность семей является одной из причин семейного неблагополучия и порождает большое число семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в различных мерах социальной поддержки.

Вызывает тревогу и состояние здоровья детей, изменения их физического, психического состояния, оказывает отрицательное влияние на процесс образования и развития личности ребёнка.

В семьях находящихся в социально опасном положении ущемляются права ребёнка. Тема защиты прав ребёнка актуальна на современном этапе и осуществляется с опорой на существующие законодательные документы. Эти документы, СП способствуют контролю и реализации прав ребёнка со стороны дошкольного образовательного учреждения.

Несмотря на актуальность проблемы в нашем дошкольном учреждении отсутствовала работа по данному направлению, так как не было детей из семей находящихся в социально опасном положении. В последнее время ситуация изменилась, поэтому появилась проблема сопровождения детей из семей группы риска. Изучив материал по данной теме, я разработала инновационный проект на тему «Раннее сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении», основываясь на возможностях воспитателей, специалистов, администрации ДОУ.

7. Новизна разработки.

Наработки в области психологического и педагогического сопровождения в нашем дошкольном учреждении в наибольшей степени соответствуют прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы.

Новизна данной разработки в том, что раннее вмешательство в диагностируемый процесс разрушения семейной системы позволит устранить причину её неблагополучия и тем самым вывести семью и её членов на новый этап функционирования.

Одной из новых форм работы следует выделить ведение ежедневного дневника наблюдений за ребёнком, что позволяет дать полную картину жизни ребёнка, вовремя увидеть её негативные стороны и оказать своевременную помощь.

8. Содержание разработки. Работа ведётся по трё м направлениям: профилактическая, коррекционная, реабилитационная.

Профилактическая работа

Работа с детьми Наблюдение за ребенком в играх, сюжетно-ролевая игра «Семья»

Диагностика

Посещение на дому (регулярное)

Наблюдение за ребёнком (спонтанное и целенаправленное, ведение дневника)

Изучение литературы Изучение опыта работы педагогов по данной теме, опубликованной в журналах: «Дошкольное воспитание», «Обруч»

ЛебедеваС. А «Основы специальной педагогики и психологии» ШГПУ2002.

Барабошкина О. С, Макарова Л. Ф, Щербина О. С «Содержание работы общественного инспектора по охране детства в дошкольном образовательном учреждении» Кострома 2008

Нормативные правовые документы. М., 2005

Работа с родителями Анкетирование

Тестирование

Изучение семьи

Заполнение социально-педагогического паспорта семьи, общие сведения о семье, жилищно–бытовые условия, сведения о родителях, характеристика взаимоотношений в семье, взаимодействие семьи с ДОУ

Индивидуальные беседы с родителями

Уголки, для родителей оформленные в группе

Рекомендации родителям литературы по интересующимся их вопросам

Коррекционная работа

Работа с документами

Первичная работа

Начальный этап Постановка семьи находящейся в социально опасном положении на внутренний учёт в ДОУ

Составление педагогической характеристики ребёнка

Паспорт

Работа с родителями

Родительские собрания:

«Права ребёнка в семье»

«Ответственность взрослых гарантия безопасности»

Дискуссия «Что нам мешает услышать друг друга»

Папка передвижка «Искусство быть родителями»

Тестирование «Какой вы родитель»

«На какой основе строится отношения отца и матери к ребёнку?»

Анкета для родителей «Тип темперамента взрослых»

Лекторий для родителей с привлечением специалистов (психолога, логопеда,

Занятия с родителями по правовому воспитанию

Участие и помощь родителей в различных конкурсах

Взаимодействие со специалистами:

Педагог-психолог, учитель-логопед, руководитель физического воспитания Участие воспитателей, родителей в психологических занятиях

Семинары (разбор проблемных ситуаций, проигрывание ситуаций при помощи сценок)

Психологические занятия с детьми для решения индивидуальных задач

Семинар «Профилактика жестокого обращения с детьми»

Анализ детских рисунков на темы: «Моя семья», «Мой самый любимый человек»

Консультирование родителей и педагогов по социально-педагогическим вопросам

Эмоционально-личностные проблемы, трудности поведения и характера (рекомендации психолога педагогом и родителям)

Кружки «Юные богатыри»

«Маленькие феи»

Работа с детьми Занятия по правовому воспитанию дошкольников

Взаимодействие с социумом Встреча со специалистами отдела социальной защиты

Приглашение в ДОУ специалистов: юриста, инспектора по делам несовершеннолетних

Работа с учреждениями и ведомствами, имеющие отношения к охране прав детей

Реабилитационная работа

Создание консультативного пункта для родителей, целью которого, является оказание помощи родителям в приобретении педагогических знаний, знаний особенностей физического и психического развития ребёнка

Составление актов посещения семей

Картотека семей «группы риска»

Патронаж-посещение на дому с диагностическими, контрольными, адаптационными целями

Проведение социологического исследования «Сканирование семейных проблем жителей г. Волгореченска»

Телефон доверия

Буклеты:

«Как научиться понимать своего ребёнка»

«Детская ложь»

«Памятка родителям дошкольника»

«Профилактика жестокого обращения с детьми»

«Физическое насилие»

«Психологическое насилие»

«Сексуальное насилие»

«Пренебрежение нуждами ребёнка»

9. Продолжительность реализации разработки

Реализация инновационного проекта рассчитана на 2 года с 2019-2021 год.

10. Дополнительные возможности.

1. Использование результатов другими работниками и специалистами дошкольного учреждения

2. Сотрудничество с Попечительским советом, Родительским комитетом (ДОУ и группы)

11. Перспективы дальнейшего развития разработки, возможности распространения опыта

Использование результатов другими работниками и специалистами дошкольного учреждения.

Использование разработки в центрах социальной помощи семье и детям.

Внедрение проекта в практику.

Взаимодействие с государственными и общественными организациями для защиты интересов семей и детей.

12. Уровень проработанности разработки. Первый этап был подготовительный. На данном этапе проведено следующее: диагностика детей, посещение семей, наблюдения детей в играх, анкетирование родителей, заполнение акта жилищно- бытовых условий социально- педагогического паспорта семьи «группы риска» Оформлены уголки для, родителей. Консультирование родителей по интересующим их вопросам.

Сейчас я нахожусь на втором этапе - эксперементально-практическом. Поставила семью «группы риска» на внутренний учёт в ДОУ. Составила план мероприятий по работе с данной семьёй. Веду ежедневный дневник наблюдений за эмоционально - поведенческим состоянием ребёнка, что позволяет мне своевременно выявить неблагополучие в семье и принять необходимые меры (посещение семьи на дому, индивидуальные беседы, консультации.) Взаимодействую со специалистами дошкольного учреждения и сотрудниками из территориального отдела по защите населения, опеки и попечительства, разрабатываю буклеты, памятки.

Ресурсное обеспечение.

* Нормативно-правовое (знание и учёт законов, положения о правах ребёнка)

Всемирная декларация прав ребёнка.

Конвенция ООН о правах ребёнка.

Семейный кодекс РФ.

О гарантиях прав ребёнка в Костромской области.

Информационно-методическое обеспечение: методическая литература, консультации для родителей, перспективные планы.

Материально-техническая база: предметно-развивающая среда, кабинет психолога, кабинет логопеда, Изостудия, физкультурный зал, театральная студия

Кадровое обеспечение: воспитатели, психолог, логопед, инструктор по физическому воспитанию,

Финансовое обеспечение

Содержится за счёт средств бюджета ДОУ и финансируется в соответствии с утверждённой сметой расходов ДОУ.

Организационно-методическое и психолого-педогагическое: разработка программ, участие в конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Маячок» Возраст обучающихся: 3-7.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Школа здоровья» для несовершеннолетних МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО.

Консультация «Проблемы семей в системе социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в России» В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем. Семья, имеющая.

Основная образовательная программа МБДОУ по социально-коммуникативному развитию «Детский сад №3 пос. Николаевка» Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка" часть 9-я Составила: Кутявина.

Программа наставничества для воспитателей социально-реабилитационного центра Введение Актуальность темы В современных условиях воспитатель социально – реабилитационного центра, как и любой педагог, должен хорошо.

Программа социально-коммуникативного развития «Я — Человек» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15» ПРОГРАММА социально-коммуникативного.

Программа по социально-коммуникативному развитию детей от 3 до 7 лет «Учимся, играя» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ «УЧИМСЯ, ИГРАЯ» Составители программы Воспитатели: Бакланова.

Семья, находящаяся в социально опасном положении: основные проблемы, признаки неблагополучия Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП, - это семья, где родители или законные представители несовершенно-летних не исполняют.

Сопровождение семей с детьми раннего возраста с использованием методики Монтессори Сопровождение семей с детьми раннего возраста с использованием методики Монтессори подготовила: воспитатель детского сада № 9 «Золотая.

Влияние на развитие мелкой моторики на дальнейшее развитие речи у детей 2–3 лет находящихся в социальных учреждения ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (2-3 ГОДА) Статья посвящена воздействию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Раннее сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении»
Опубликовано: 6 ноября 2019 в 20:27
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Раннее сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Королькова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД