Нина Иванова
Программа наставничества для воспитателей социально-реабилитационного центра
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность темы
В современных условиях воспитатель социально – реабилитационного центра, как и любой педагог, должен хорошо ориентироваться в теоретических вопросах педагогики, знать основы законодательной базы, быть методически подкован, и в работе уметь применять свои знания, умения и навыки. Но практика показывает, что часто начинающие педагоги не совсем готовые к активной творческой работе, а требования к ним предъявляются такие же, как к педагогам со стажем. И для того, чтобы не уронить престиж центра, завоеванный опытными специалистами, чтобы рядом трудились высокопрофессиональные коллеги, необходимо оказать поддержку в теоретической, практической и эмоциональной сферах деятельности молодого воспитателя.
Публикация «Программа наставничества для воспитателей социально-реабилитационного центра» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наставничество. Работа наставника
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Темочки
Цель: Оказание практической помощи молодому специалисту в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний в области работы в социально- реабилитационном центре для несовершеннолетних и повышение его педагогического мастерства.
Задачи:
1. Способствовать формированию у молодого специалиста потребности в непрерывном самообразовании.
2. Оказывать методическую помощь начинающему педагогу.
3. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности.
4. Помочь воспитателю внедрять творческие подходы в коррекционно – развивающей, воспитательной и образовательной деятельности.
5. Способствовать адаптации педагога в коллективе.
Основные виды деятельности:
• Организация помощи в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта лучших воспитателей нашего центра.
• Проведение опытными специалистами «Мастер-классов» и открытых занятий.
• Привлечение молодых специалистов к подготовке и организации семинаров, конференций, к работе в рамках методического объединения.
• Посещение занятий молодого специалиста с целью оказания необходимой педагогической помощи.
• Отслеживание результатов работы молодого специалиста, педагогическая диагностика.
• Организация разработки молодым специалистом дидактического материала, электронных материалов и др.
Формы работы:
• - индивидуальные, коллективные, консультации;
• - посещение занятий;
• - мастер-классы, семинары, открытые занятия и мероприятия;
• - теоретические выступления, защита проектов;
• - наставничество;
• - анкетирование, микроисследования.
Этапы работы:
1. Адаптационный (диагностический) - освоение норм профессии, её ценностей, приобретение первоначального опыта, профессиональное самоопределение.
2. Этап становление (этап творческого поиска) - приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности).
3. Этап развития (оценочно – рефлексивный) - развитие совершенствование и применение знаний, формирование мотивации к инновационной деятельности, проектирование и развитие профессиональной карьеры, творческая самореализация) – этап оценочно-рефлексивный
Содержание работы.
Система работы строится таким образом, что для эффективности деятельности применяются различные педагогические приемы помощи молодому педагогу:
«Один на один» - методика передачи знаний, культуры и опыта молодому педагогу;
«Реверсивное наставничество» применяется, когда молодой педагог делится с коллегами своими наработками, новыми технологиями, тенденциями.
«Коучинг»- мотивирование молодого педагога к изменениям, организуется совместный поиск решения проблем.
На первом этапе – адаптационном проходит знакомство с воспитателем, анкетирование, определяется круг вопросов, с которых необходимо начать работу. Затем с молодым педагогом совместно определяются цели, к которым стремится молодой педагог.
В процессе деятельности возможна коррекция плана работы.
На втором и третьем этапе запускается процесс приобретения профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности.
В ходе реализации программы предполагается взаимодействие с заинтересованными структурами и субьектами:
- дети, родители
- администрация учреждения
-коллеги
Оценивание качества педагогической деятельности молодого специалиста проводится по критериям:
-методическая готовность
- личностная готовность
- отношение к профессиональной деятельности
- уровень владения педагогическим мастерством
- уровень рефлексии
Технологичность моего подхода к наставничеству заключается в том, что данная методика может использоваться и другими педагогами, оказывая помощь как молодым коллегам, так и коллегам с низкими показателями качества их работы
Прогнозируемый результат :
1. Умение педагога планировать свою деятельность, как собственную, так и воспитанников, на основе творческого поиска через самообразование.
2. Повышение профессиональной культуры воспитателя.
3. Овладение системой контроля и оценки знаний воспитанников.
4. Умение проектировать воспитательную систему, работать с группой детей на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.
5. Участие в семинарах, открытых занятиях.
Содержание программы
Срок Что проводится Кто отвечает Выход
1 месяц Изучение мотивации педагогической деятельности.
Изучение бытовых условий
Ознакомление с основными требованиями к документации. Методическая папка молодого специалиста.
Определение темы самообразования Председатель Методического совета воспитателей центра Характеристика на основе наблюдений, анкет
Создание методической папки
2 месяц Адаптация в педагогическом коллективе.
Наблюдение занятий и воспитательных мероприятий
Назначение наставника. Определение творческой группы для работы молодого педагога
Беседа «Современные педагогические диагностики» Заведующая группой длительного пребывания Председатель МО Создание пары «Начинающий воспитатель -наставник»
Пополнение методической папки
3 месяц Участие в работе МО
Беседы с молодым специалистом по результатам первого триместра Председатель МО Диагностика достижений воспитанников молодого педагога
4 месяц Наблюдение занятий и воспитательных мероприятий
Беседа – инструктаж «Структура различных типов занятий»
Совещание при директоре «Диагностика трудностей в работе молодого специалиста». Председатель МО Анализы занятий, воспитательных мероприятий
5 месяц Совещание «Самоанализ занятия»
Изучение отзывов детей и их родителей
Заседание МО «Предварительный отчёт по теме самообразования» Председатель МО
6 месяц Беседы с молодым педагогом по результатам второго триместра. Изучение качества развития воспитанников молодого специалиста в процессе коррекционно – развивающей деятельности Председатель МО Диагностическая карта воспитанников
7 месяц Взаимопосещение занятий в рамках методической недели.
Участие молодого специалиста в анализе занятий и воспитательных мероприятий Председатель МО педагог - наставник
8 месяц Семинар «Новые технологии воспитательной деятельности» Председатель МО, педагогог -наставник Разработки нестандартных занятий и мероприятий
9 месяц Бенефис молодого педагога. Методические выставки. Председатель МО, педагог -наставник Выставки
10 месяц Итоговое диагностирование. Оформление отчета бывшего начинающего педагога. Педагог –наставник
Председатель МО Текст наказа