МААМ-картинки

Программа социально-коммуникативного развития «Я — Человек»

Татьяна Королёва
Программа социально-коммуникативного развития «Я — Человек»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 15»

ПРОГРАММА

социально-коммуникативного развития

«Я ЧЕЛОЛВЕК»

Автор педагог-психолог

высшей квалификационной категории

Королева Татьяна Ивановна

город Раменское.

Программа занятий, направленных на социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Концептуальный компонент программы :

Публикация «Программа социально-коммуникативного развития „Я — Человек“» размещена в разделах

Возрастные особенности дошкольников, обусловленные пока ещё ограниченными возможностями в осознании и вербализации межличностных отношений, ставят психологов перед необходимостью использования различных методов и психолого профилактической и развивающей работе. Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры. Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки. В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.

Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к невротизации. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть - развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

По определению известного психолога Р. С. Немова коммуникативные способности - это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.

Составитель словаря "Педагогическое речеведение" А. А. Князьков, ссылаясь на психолога А. Н. Леонтьева, даёт более ёмкое определение коммуникативных способностей. У него, коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) - понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. Из определения следует, что коммуникативные способности обладают сложной, уровневой структурой.

По мнению педагога Е. Юдиной, взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, - наиболее вероятный образец для ребёнка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребёнок принимает их как естественные и строит их на основе своего собственного стиля общения. Важна и социально-психологическая атмосфера детского коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития дошкольника : порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребность ребёнка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.

По мнению Л. С. Выготского, положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна "окружающая ребёнка атмосфера" социальной мысли, внешнее педагогическое влияние.

Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту. Это основное положение психолого-педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: не пытается вырастить из астры розу, а создаёт для каждого растения оптимальные условия для развития.

Актуальность программы :

Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые - ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как, застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

По мнению психолога Л. И. Катаевой, застенчивость - сложное состояние, и оно может оказать самые разнообразные воздействия - от ощущения лёгкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжёлых неврозов. Застенчивость, нерешительность и неуверенность в себе свойственна многим детям и взрослым. Наверное, её можно назвать наиболее распространённой причиной, осложняющей общение.

Последствия этих личностных особенностей могут быть удручающими:

• отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых;

• невозможность выразить своё мнение и отстоять свои права;

• боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребёнка (или взрослого, какая-то эмоциональная угроза, и т. д.

На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при взаимодействии ребёнка с другими людьми и впоследствии закрепляется. Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - задача и психолога, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся "недостаток". Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Фиксации внимания на таком поведении вызывает ещё большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением. Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять причины. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми.

По мнению современных психологов Н. В. Клюевой и Ю. В. Филипповой, неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания негативно влияют на психику ребёнка.

Существуют и более сложные причины - психофизиологические особенности ребёнка (определённая незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам).

Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально - личностная сфера: недостаточная сформированности дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объём мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела, слабость артикуляции и тонкой моторики, - всё это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой "дефект", и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё мнение, повышенная ранимость и неуверенность в себе. А ведь общение со сверстниками становится всё более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сенситивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.

Методологической основой программы являются труды авторитетных психологов и педагогов в области языкознания (теория коммуникативности - А. Н. Леонтьев, А. М. Шахнарович, психологии (теория общения - А. А. Боданев, Б. Ф. Ломов, психоаналитики (теория речи - А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

Над проблемой развития коммуникативных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста работают О. М. Казарцева, Т. А. Ладынежская, М. Р. Львов, А. Г. Арутаева, Л. М. Шипицина и др.

Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста рассматриваются нами с учётом исследований С. Г. Якобсон, Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, Н. Е. Веракса. А. Н. Веракса, О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаевой, И. М. Первушиной, С. В. Крюковой, Н. П. Слободяник.

Методики обследования самооценки у детей, уровня общительности педагогов, уровня родительского отношения, уровня межличностных отношений ребё нка с родителями представлены в литературе рядом авторов: А. Я. Варги и В. В. Столина, Захарова, И. Б. Широковой.

Программа социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста на основе проектного метода - это комплексные занятия, которые стоятся на основе проектного метода, что позволяет взаимодействовать с семьями воспитанников на всем протяжении реализации программы.

Программа составлена в соответствии с Законом об образовании, Конвенцией о правах ребенка, ФГОС ДО.

Цели ФГОС ДО:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Задачи ФГОС ДО:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы ФГОС ДО:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Цель программы :

развитие социальных умений коммуникативной гибкости,

• создание чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей,

• формирование "позитивного отношения к своему "Я",

• профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, профилактика школьной дезадаптации.

• Формирование основ безопасной жизнедеятельности.

Задачи программы :

• Преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

Развить язык жестов, мимики и пантомимики, понять, что кроме речевых существуют и другие средства общения.

• Познакомиться с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.

Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Принципы реализации программы :

В коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы руководствуемся следующими принципами:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.

6. Принцип здоровьесбережения укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма, охрана психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Сроки реализации и возраст детей:

Занятия рассчитаны на 1 год и проводятся с ноября по май месяц включительно с детьми подготовительной групп. Октябрь, май - диагностика.

Ведущей формой работы являются тренинги, работа в группе (в круг).

Для работы с детьми, имеющими личностные особенности применяется цикл из 19 занятий в подготовительной группе.

Продолжительность занятий 30 минут в подготовительной группе.

Занятия проводятся 1 раз в неделю с подгруппой детей, состоящей из 8-10 детей. Педагог-психолог знакомит детей с темой занятия, прорабатывает её, разбирает с детьми правила межличностного общения, которые становятся правилом группы. В занятия включены просмотры учебных фильмов, работа в рабочей тетради (специально для программы педагог-психолог разработала рабочую тетрадь для закрепления знаний полученных на занятиях и для постоянного взаимодействия с родителями, воспитатель на протяжении недели проводит беседы наблюдение, чтение художественной литературы по теме, закрепляет правила, которые были приняты детьми, как «правило группы». Родители дома по теме организуют экскурсии, беседы, помогают детям выполнить творческие задания по теме (это обговаривается с родителями на родительском собрании в начале учебного года).

Структура программы

Программа состоит из трё х разделов:

"Я и эмоции"

Содержание этого раздела знакомит детей с основными эмоциями, помогает ребенку понять и осознать свои эмоции, научиться их контролировать, развитие эмпатии.

Цель: Снять состояние эмоционального дискомфорта; сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им.

"Я- Человек"

Содержание этого раздела поможет ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие уникален и неповторим; преодолеть эмоциональные проблемы; развить уверенность в себе.

"Я и моё окружение"

Содержание этого раздела поможет детям развить коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества, понять индивидуальные особенности других людей, сформировать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.

Задачи 1-гораздела:

Подготовительная группа

• закреплять полученные знания об эмоциях;

• расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая их сравнивать;

• продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

Задачи 2-го раздела:

Подготовительная группа

• способствовать психическому и личностному росту детей;

• продолжать формировать позитивное отношение к своему "Я";

• помогать ребёнку осознавать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек уникален и неповторим;

• помогать детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей;

• гармонизировать притязания ребёнка на социальное пространство его личности (права и обязанности).

Задачи 3-го раздела:

Подготовительная группа

• учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства;

• дать детям представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности;

• сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.

Структура тренинга состоит из четырё х этапов:

1. В подготовительную часть включаются несложные ритуальные упражнения, которые помогают детям позитивно настроиться на работу в группе, установить контакт.

2. В основную часть входят специальные упражнения, соответствующие цели и тематике занятия:

• постановка проблемного вопроса, обсуждение темы проекты, высказывания детей по теме.

развивающие игры-драматизации;

• сюжетно-ролевые;

• игры на развитие навыков общения;

• упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;

• этюды;

• сочинение историй;

• беседы и рассказы;

• мини-конкурсы.

Творческая часть: презентация проекта, оформление и обсуждение (включение родителей)

Таблица 1. Тематический план занятий

Раздел Время проведения

Подготовительная группа

"Я и эмоции" Положительные и отрицательные эмоции.

Радость.

Удивление.

Страх.

Гнев.

Горе.

Удовольствие.

Отгадай эмоцию. Язык жестов и движений. Ноябрь-декабрь

"Я- Человек" Что я знаю о себе. Моё имя. Мы все разные и это здорово! Я мальчик – Я девочка. Моя семья, моя родословная. История моей семьи в истории моего города. Как мы живем в детском саду. Правила поведения в детском саду. Мои друзья. Скоро в школу. Зачем нужны знания. Что я умею, чему я хочу научиться. Человек-творец. Зачем человек работает. Мой организм. Моё здоровье. Как люди отдыхают. Январь - февраль

"Я и моё окружение" Земля наш общий дом. Чем человек отличается от растений и от животных. Человек разумный. Что мы Родиной зовем. Я и другие люди. Национальности, населяющие нашу землю их традиции, костюмы, культура. Моя безопасность. Один дома. Мои права и обязанности. Кем я хочу быть. март-май

Итого: 19 занятий

Диагностика проводится в октябре месяце (за 1 месяц до начала занятий) и в конце учебного года в мае месяце (после окончания курса программы).

Для обследования детей, родителей и воспитателей применяются:

• Методика «Лесенка» - определение самооценки,

проективные методики: «Рисунок человека», «Несуществующее животное» - исследование индивидуальных особенностей и качеств личности,

«Нарисуй свою группу» (Широкова И. Б.) - обследование уровня психологической комфортности детей в детском саду,

• "Рисунок семьи" - исследует уровень межличностных отношений ребёнка с родителями,

• диагностическая методика «Подарок» (Репина Т. Д.) – выявление социометрического статуса ребенка в группе,

• диагностическая методика «Нарисуй свой страх».

• диагностическая методика «Выбери нужную эмоцию» - оценка характера, объема и особенностей представлений детей о социальных нормах эмоционального реагирования,

• тест-опросник, разработанный А. Я. Варгой и В. В. Столиным, представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Методы и приёмы обучения

Методы и приёмы развития слухового восприятия: музыкально-дидактические игры (тихо-громко, быстро-медленно, весело-грустно); словесные игры; музыкально-ритмические и релаксационные упражнения; танцевальная терапия; подвижные игры.

Методы и приёмы развития эмоциональной сферы : открытое проявление социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

Методы и приёмы развития коммуникативных способностей: рассматривание иллюстраций с последующим диалогом между взрослым и детьми; работа в парах и мини командах; вопросы и ответы при разыгрывании ситуаций или обсуждение чего-либо во время тренинга; задания, требующие от ребёнка развёрнутого ответа, собственного мнения, суждения.

Методы и приёмы развития культуры жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, пантомимики, движений, осанки, позы.

Метод проектов, возможность на практике реализовать полученные знания.

Ожидаемые результаты

Подготовительная группа

Знать:

• об относительности в оценке чувств;

• что такое "мужественность" и "женственность", понимать особенности общения с партнёрами противоположного пола;

• что означают их имена.

Уметь:

• понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;

• устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;

• выражать свои чувства и понимать чувства других людей с помощью мимики, жестов, движений, пантомимики;

• рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции;

• переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общении с людьми;

• общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать своё мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;

• оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;

• изображать на рисунке своё внутреннее состояние.

Работа с педагогами:

Рекомендовать использовать методы организации воспитательных ситуаций (С. Г. Якобсон «Социально-личностное развитие») :

1. Организация межвозрастного общения: методики «Концерты», «Подарки малышам», «Совместные пешие прогулки», «Совместные подвижные игры».

2. Формирование способности находить достоинства в каждом члене группы: методики «Волшебная труба», «Интервью»

3. Формирование представления о плохом и хорошем: метода «Моральные пьески»

4. Формирование мотива учебной деятельности: методики «Найди мою ошибку», «Покажи и научи»

5. Формирование произвольной регуляции: методики «Действие по словесной инструкции», «Установление смысловых связей».

Работа с родителями:

Индивидуальное консультирование в процессе реализации программы, по желанию родителей возможна организация родительского клуба.

Публикации по теме:

Трудовое воспитание, как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста Уважаемые педагоги, тема моего выступления: «Трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного.

Картотека игр для социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Исследования показывают, что дети старшего дошкольного возраста способны правильно воспринимать состояние другого человека, при этом они.

Картотека народных игр (опыт методической работы в рамках социально-коммуникативного направления) Цель : приобщение детей к народной культуре России. Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать следующие задачи:.

Конспект НОД по ОО социально-коммуникативного развития «Медвежата идут на прогулку с детьми» ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Игры с образными игрушками (социально-коммуникативное.

Консультация для родителей «Коммуникативные игры — важнейшая составляющая социально-коммуникативного развития ребенка» Консультация для родителей «Коммуникативные игры- важнейшая составляющая социально-коммуникативного развития ребенка» Уважаемые родители.

Мозаичные макеты-карты как средство активизации сюжетной игры и социально-коммуникативного развития дошкольников Мозаичные макеты-карты как средство активизации сюжетной игры и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.

Проект «Сказкотерапия как средство воспитания социально — коммуникативного развития дошкольника» .

Профессиональная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Садыкова Таслима Нурисовна.

Создания зоны коммуникативного развития в группе детского сада Для социального, нравственного воспитания детей важно развитие их коммуникативных навыков, умение понимать друг друга, различать настроение.

Студия телевидения «Теледоша» в ДОУ как система всестороннего развития и коммуникативного совершенствования детейСтудия телевидения «Теледоша» в ДОУ как система всестороннего развития и коммуникативного совершенствования детей Дополнительные занятия с детьми 5-7 лет в рамках проекта «Теледоша» имеет психолого - социально - педагогическую значимость. Она позволяет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа социально-коммуникативного развития «Я — Человек»
Опубликовано: 13 июля 2019 в 13:40
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа социально-коммуникативного развития «Я — Человек»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Королёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД