Юлия Прокопенко
Инновационная образовательная программа МБДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 «Голубок» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район
Инновационная образовательная программа
по обеспечению единства и преемственности семейного и общественного воспитания «Консультационный центр для родителей и детей»
Авторы-разработчики:
заместитель заведующего по УВР
Прокопенко Юлия Александровна
педагог-психолог
Верховых Галина Александровна
1. Актуальность.
Публикация «Инновационная образовательная программа МБДОУ» размещена в разделах
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если образовательная организация поддерживает связь с семьей, если между педагогами и родителями установились отношения доверия и сотрудничества (Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. - М. : Просвещение, 1979).
Еще педагоги и общественные деятели XIX в., отмечали, что основным преимуществом детского сада является возможность для ребенка общаться как с взрослыми, так и со сверстниками. Не все дети имеют возможность посещать детские сады, в силу разных причин. Круг общения многих «домашних» детей ограничивается родителями и родственниками. Родители должны помочь ребенку почувствовать себя членом детского сообщества, облегчить его вхождение в мир, которое сопряжено с выполнением целого ряда правил, с учетом мнения другого, уважением его прав.
Все это является важным для дальнейшего полноценного развития ребенка, а родителям часто не хватает качественной информации о жизнедеятельности ДОО, оптимальных условиях развития детей раннего и дошкольного возраста. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день пособий по вопросам развития и воспитания дошкольников, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи, требующей индивидуального подхода. Кроме того, часть родителей относятся к периоду дошкольного возраста недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей. Семьям необходима консультативная помощь специалистов.
Для решения данной задачи, с целью улучшения качества дошкольного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №22 «Голубок» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район (далее МБДОУ) у педагогического коллектива возникла идея апробации инновационной образовательной программы по обеспечению единства и преемственности семейного и общественного воспитания «Консультационный центр для родителей и детей», как посещающих наше дошкольное учреждение, так и обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования (далее Консультационный центр).
Организация Консультационного центра предполагает тесное взаимодействие различных специалистов: заместителя заведующего по УВР, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя. Консультирование проводится как отдельно, так и общими усилиями. Это зависит от запроса родителей, сложности проблемы, с которой они обратились, особенностей развития ребенка.
Более компетентные в вопросах развития дошкольников специалисты дошкольных образовательных учреждений, смогут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребенка, получать «обратную связь» от родителей, помочь родителям решить проблемы связанные с адаптацией ребёнка в ДОУ, с гиперактивным поведения детей, с отказом ребёнка от общения, с готовностью к школьному обучению. Психолого-педагогическое сопровождение семьи – это создание условий профессионалами МБДОУ, направленных на оказание превентивной и оперативной помощи родителям в решении их индивидуальных проблем, на развитие родительской компетентности.
2. Цель:
Консультационный центр создается в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания методической, психологопедагогической консультационной помощи родителям (законным представителям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного воспитания.
3. Задачи:
Основными задачами Консультационного центра являются:
- оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям)
в обеспечении условий для развития детей;
- оказание консультационной помощи родителям (законным
представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и
особенностям развития ребенка дошкольного возраста;
- активизация их педагогического самообразования;
- оказание помощи родителям при адаптации детей к посещению
дошкольного учреждения;
- вовлечение родителей в педагогическую деятельность;
- оказание содействия в социализации детей;
- популяризация деятельности МБДОУ ДС №22 «Голубок» г. Туапсе среди населения города и образовательных организаций Краснодарского края.
4. Механизм реализации программы (дорожная карта)
Этап 1. Подготовительный этап, с 26.05.2016 по 30.06.2016
1 Принятие решения о необходимости и сроках подготовки документов Производственное собрание, разработка приказа 26.05.2016-02.06.2016 Принятое решение, его оформление и доведение до всего коллектива
2 Привлечение к разработке представителей всех групп участников образовательного процесса и внешних партнеров МБДОУ Совещание при заведующем, определение ответственных за разработку программы
03.06.2016 Расширение социальной базы и поддержки программы
3 Подготовка необходимых ресурсов и материалов, создание условий для работы Приобретение методической литературы, разработка необходимой документации 06.06.2016- 17.06.2016 Готовность условий и ресурсов
4 Анализ и оценка инновационной среды и потенциала МБДОУ Анализ среды, совещание при заведующем 20.06.2016-30.06.2016 Данные анализа, оценки. Расширение базы для успешного развития
Этап 2. Основной этап: разработка программы как документа
с 01.07.2016 по 31.08.2016
1 Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа Анкетирование родителей 27.06.2016-20.07.2016 Данные анализа и прогноза социального запроса
2 Формулирование целей обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания Проведение инструктивно-методических совещаний и обучающих семинаров 20.07.2016-05.08.2016 Конкретный контролируемый план действий
3 Разработка и описание плана действий по реализации идей программы, включая управленческое сопровождение Проведение инструктивно-методических совещаний и обучающих семинаров 05.08.2016-24.08.2016 Конкретный контролируемый план действий
4 Организация обсуждения и утверждения программы Педагогический совет №1 25.08.2016 Принятие и утверждение программы
5 Сборка и первичное редактирование Административный контроль, экспертиза ведущих специалистов 26.08.2016-31.08.2016 Готовность МБДОУ к реализации программы
Этап 3. Реализация программы, подведение итогов
с 01.09.2016 по 31.05.2017
1 Организация работы Консультационного центра Консультации, беседы, тренинги, планерки В течение года Выполнение плана работы
2 Достижение, поставленной цели Контроль за выполнением программы В течение года Конкретный контролируемый результат
3 Внесение дополнений в программу с целью улучшения качества реализации Анкетирование родителей, промежуточный мониторинг развития детей Январь 2017 года Корректировка документов по результатам мониторинга
4 Трансляция инновационной программы Размещение на сайте МБДОУ информационных материалов о Консультационном центре, широкое информирование родителей через наглядную информ. В течение года Публикация и распространение педагогического опыта
5 Подведение итогов работы за прошедший учебный год Итоговый педсовет 30.05.2017 Адаптация детей раннего возраста к МБДОУ, всестороннее развитие детей
5. Библиография
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (пункт 3 статья 64 «Дошкольное образование» статья 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования»)
2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года №2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» глава 2 «Основы системы образования Краснодарского края» статья 8 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в Краснодарском крае»
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011года № 2562
4. Айламазьян A.M. «Метод беседы в психологии». — М., 1999.
5. Басов М. Я. «Методика психологических наблюдений над детьми / Избранные психологические произведения». — М., 1975.
6. Давыдова О. И., Майер А. А. «Работа в группе по подготовке к школе с родителями детей, не посещающих ДОУ». – СПб. : Изд-во «Детство-пресс», 2009.
7. Дружинин В. Н. «Экспериментальная психология». — М., 1997.
8. Тейлор К. «Рисунок семьи». Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей. Москва, изд. «АСТ», 2005
9. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. «Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг» -М. ТЦ Сфера, 2004.
10. «Общие основы психологии. Часть II Возрастная психология» / Под ред. Романенко В. А., Ничипоренко Н. П. — Калуга, 1998.
11. «Психологические тесты» / Под. Ред. А. А. Карелина: В 2 т. М. 2000. Т. 2.
12. Регуш Л. А. «Наблюдение в практической психологии». — С-Пб., 1996.
13. Роджерс Карл Р. «Взгляд на психотерапию. Становление человека». — М., 1994.
14. Степанова О. А. «Подготовка детей к школе: Развивающие игры и упражнения». – М. ТЦ Сфера, 2008.
15. Румянцева Т. В. «Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре». Санкт-Петербург, изд. «Речь», 2006
16. Чистякова М. И. «Психогимнастика». — М., 1995.
17. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. «Психология и психотерапия семьи». Санкт-Петербург, изд. «Питер», 1999.