Папки-передвижки

Педагогические традиции и инновационная образовательная среда — залог совершенствования системы образования

Ольга Дикушина
Педагогические традиции и инновационная образовательная среда — залог совершенствования системы образования
▼ Скачать +Заказ

«Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования».

Дикушина Ольга Вячеславовна, 1 категория, воспитатель МБДОУ №17 «Аленький цветочек», kurmushova1971@mail.ru

Применение технологии ТРИЗ в дошкольном образовании.

Слово «инновация» встречается очень часто и сводится к понятию «новизна» или «новшество». Между тем инновация в переводе с латинского языка означает не «новое», а «в новое». Инновационное обучение направлено на развитие способности дошкольника к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Публикация «Педагогические традиции и инновационная образовательная среда — залог совершенствования системы образования» размещена в разделах

Использование инновационных технологий с детьми дошкольного возраста позволяет не только осуществлять эффективное их обучение, но и поддерживать деятельность воспитателей образовательных учреждений в рамках учебного процесса. Это имеет огромное значение, потому, что позволяет повысить эффективность обучения с одной стороны и естественным способом ввести инновационные компоненты в культуру преподавания в дошкольных учреждениях, мотивировав педагога на новые формы и технологии учебного процесса.

В современных условиях очень важно, чтобы воспитатель не давал детям готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания, направлял их.

Известный ученый Альберт Эйнштейн, привыкший мыслить оригинально и нестандартно сказал: "Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно". Сегодня совсем немногие воспитанники считают процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим и такая антипатия проявляется уже в раннем возрасте ребенка. Что же нужно делать педагогам, чтобы преодолеть серость учебного процесса? Как помочь детям вырасти мыслящими личностями? Многие воспитатели убедились на своем опыте, что система ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - является эффективным помощником в достижении этих целей.

Одним из приоритетных направлений педагогики на сегодняшний день является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.

Система ТРИЗ в процессе обучения детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам" путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению. Поэтому цель воспитателя по отношению к ребенку должна быть: “знает, понимает, применяет”.

Одним из главных условий успешного обучения является предметно-окружающая среда, соответствующая принципам информативности, вариативности, педагогической целесообразности, интеграции образовательных областей. Групповые комнаты должны быть оснащены разнообразными по тематике материалами и оборудованием для активных действий воспитанников с предметным окружением.

Приемы ТРИЗа в дошкольном учреждении не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-либо сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя. Если обратиться к классическому детскому произведению А Барто «Мяч», где Таня плачет, уронив мяч, то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: «Что должна сделать Таня, вместо того, чтоб плакать?», «Как она может достать мяч?», или «Где должна играть Таня?»

Главное, не принимать решения за ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. ТРИЗ-технологии в детском учреждении могут доставить удовольствие не только воспитанникам, но и самим педагогам.

Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время, а может вовсе к нему не возвращаться. Не надо давить на ребенка такими словами как "давай скорее", "думай сам", "это неправильно".

ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Дети учатся мыслить постепенно, и задача воспитателя — помочь, а не заставить. Конечно, не стоит забывать про похвалу, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет.

Педагогу очень важно знать и организовывать педагогический процесс не только в групповой, но и в индивидуальной форме с игровыми приемами, где воспитатель учитывает психологию дошкольников, характер их восприятия, реакцию на обучение, то есть индивидуальные особенности детей, где воспитатель как бы должен видеть мир глазами ребенка.

Строгих правил и конкретных ограничений в этом вопросе нет. Однако важно помнить, что уже с первых лет своей жизни ребенок начинает сталкиваться с такими ситуациями, которые требуют от него поиска рационального решения. Конечно, успехи у каждого будут свои: у какого-то малыша получается лучше лепить, а не рисовать, у другого - наоборот. Однако, и то и другое оказывает положительное влияние на его развитие. Подобным образом, ТРИЗ технологии в любом случае окажут благотворное влияние на умственное и мыслительное развитие ребенка.

Чтобы сформировать у детей системный подход к окружающему миру нужно проводить с детьми различные игры и упражнения, которые можно придумать самим, с помощью которых можно очень хорошо показать ребенку, что все, что его окружает, состоит из каких – либо меньших частей, что любой предмет, каким бы он не был – большим или маленьким, является частью чего – то большего и в то же время из чего - то состоит сам. Вот несколько игр, в которые мы играем с детьми.

Игровое упражнение «Целое-часть» Задача детей назвать целое по предлагаемым им частям:

1. Колеса – окно – вагон это поезд. 2. Колеса – окно – кабина это автомобиль.

3. Колеса – кузов – окно это грузовик. 5. Колеса – крылья – нос это самолет.

6. Крылья – нос – лапы это птица.

Главное в этой игре не называть детям сразу все части, перечислять их постепенно. А в последующей системе использовать части предыдущей системы. Это раскрывает детям многозначный взгляд на окружающий мир.

Игра «Дорисуй-ка».

Цель: Формировать у детей умение по одному признаку создать весь предмет, объект реальный или фантастический. Изобразить его графически или мимикой или жестами. Развивать фантазию и творческое мышление, воображение.

Ход: Детям предлагаются листочки с нарисованными элементами каких-либо объектов. Дети дорисовывают какой-либо реальный или фантастический образ и рассказывают о получившемся образе. Изображает свой объект мимикой и жестами. Можно сочинить короткий рассказ или сказку.

Игровое упражнение «Что же лишнее».

Детям предлагается выстроенная в линию серия карточек с изображениями.

Задание: найти лишний предмет в каждой серии.

Например: 1. табурет, кресло, кошка, змея, конь

Здесь подобраны объекты, у которых общая подсистема ноги, только змея ног не имеет.

2. Снегирь, дятел, паук, воробей, клест

Здесь общая система – птицы, паук лишний.

Игра «Доскажи словечко».

Дети садятся или стоя в кругу, перебрасывают друг другу мяч.

При этом бросающий говорит половину какого-нибудь слова, тот, кто ловит, называет его вторую половину.

В зависимости от возраста и подготовки детей можно договориться называть слова короче или длиннее, отвечать игрока нужно быстро.

Как вариант игры предложить нескольким детям подряд называть один и тот же первый слог.

Игра «Расскажи нам сказочку…»

Цель: Развивать умение у детей держать в памяти сюжет знакомого произведения, как бы отсчитывать действия назад. Развивать память, внимание, сосредоточенность. Умение работать в коллективе.

Ход. Воспитатель предлагает детям рассказать знакомую сказку. Начиная с конца.

При этом стараться соблюдать примерную последовательность, но наоборот, событий. Характер и поступки героев стараться сохранить.

Рассказывать можно группой, можно по очереди или индивидуально.

В старших группах детям можно предложить «прокрутить» мультфильм – сказку наоборот.

Очень интересно это обыграть в виде драматизации с детьми. В этом случае воспитатель может выступать в роли рассказчика.

ТРИЗ-технология дает толчок развитию практической дидактики, созданию готового педагогического продукта, позволяющего фактически любому воспитателю в дошкольном образовательном учреждении давать достаточно высокий результат при формировании интеллектуально - творческих способностей маленького ребенка

Конечно, каждый родитель или воспитатель сам решает, как ему заниматься с детьми. Но всегда полезно поразмышлять: каким я хочу видеть своего ребенка или своего воспитанника? Если все усилия направить на то, чтобы удовлетворить физические потребности и дать минимальный багаж знаний, то вырастет ли тогда ребенок мыслящей и разносторонней личностью? В наш век напряженного темпа порой непросто осваивать что-то новое, но результат же того стоит! В любом случае, подъем на гору начинается с первого шага, который не надо бояться сделать. И кто знает, какие скрытые возможности и огромный потенциал можно открыть в себе, используя ТРИЗ. Самое главное - не бояться рушить стереотипы преподавания и искать новые подходы. Конечно, совершенным воспитателем не стать никому, а вот стремиться к этой цели можно и нужно постоянно.

Мы стремимся выйти на новый уровень творческой педагогики - не получать лишь отдельные, частные решения, а создать принцип, используя который воспитатель сможет вместе с детьми находить логичный выход из любой ситуации, а ребенок - правильно и грамотно решать свои создавшиеся проблемы. Хотя, как известно, в абсолютном значении нет проблем детских и взрослых: есть их значимость прямо пропорциональна возрастным установкам на жизнь. Обретя навык мышления, отработав принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь придет во всеоружии.

Публикации по теме:

Создание современной системы качества образования на основе принципов открытости, объективности и прозрачности Качество образования становится ведущей темой образовательной политики МБОУ НОШ №15 хутора Казазово. Важное значение, для малокомплектных.

Непосредственно образовательная деятельность по валеологии для детей средней группы «Чистота — залог здоровья» Цель: Прививать детям практические навыки здорового образа жизни. Задачи: 1. Закрепление культурно-гигиенических навыков и приёмов самомассажа.

Консультация для воспитателей «Образовательная среда ДОО как субъект воспитательной системы» Образовательная среда ДОО как субъект воспитательной системы. Воспитание в настоящий момент становится как никогда сoциальнo обусловленной.

Организация работы ресурсного центра на базе ДОУ для обеспечения качества муниципальной системы дошкольного образования Необходимость модернизации российского образования обусловила соз-дание и развитие ресурсных центров как инновационных структур подготовки.

Предметно-развивающая образовательная среда В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые представляют собой.

Консультация «Предметно-развивающая среда ДОУ — важное звено в повышении качества образования» Предметно-развивающая среда ДОУ- важное звено в повышении качества образования. Сегодня система дошкольного образования проживает период.

Консультация «Пути совершенствования системы логопедического сопровождения в рамках ФГОС» Пути совершенствования системы логопедического сопровождения в рамках ФГОС. Новые требования к профессиональным компетенциям учителя-логопеда.

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Современные педагогические технологии» Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов; развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов; выработка.

Семинар-тренинг для педагогов «Безопасная образовательная среда» Актуальность: В настоящее время проблема семейного насилия только начинает становиться в России предметом общественной и государственной.

Традиции семейного чтения — основа литературного образованияТрадиции семейного чтения — основа литературного образования Книжная культура, являющаяся фундаментальным достижениям человеческого разума и ее носитель «Homoiegens» («Человек читающий», внесли огромный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические традиции и инновационная образовательная среда — залог совершенствования системы образования
Опубликовано: 20 января 2016 в 17:41
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические традиции и инновационная образовательная среда — залог совершенствования системы образования» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дикушина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД