Ольга Дикушина
Педагогические традиции и инновационная образовательная среда — залог совершенствования системы образования
▼ Скачать + Заказать документы
«Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования».
Дикушина Ольга Вячеславовна, 1 категория, воспитатель МБДОУ №17 «Аленький цветочек», kurmushova1971@mail.ru
Применение технологии ТРИЗ в дошкольном образовании.
Слово «инновация» встречается очень часто и сводится к понятию «новизна» или «новшество». Между тем инновация в переводе с латинского языка означает не «новое», а «в новое». Инновационное обучение направлено на развитие способности дошкольника к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Публикация «Педагогические традиции и инновационная образовательная среда — залог совершенствования системы образования» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Использование инновационных технологий с детьми дошкольного возраста позволяет не только осуществлять эффективное их обучение, но и поддерживать деятельность воспитателей образовательных учреждений в рамках учебного процесса. Это имеет огромное значение, потому, что позволяет повысить эффективность обучения с одной стороны и естественным способом ввести инновационные компоненты в культуру преподавания в дошкольных учреждениях, мотивировав педагога на новые формы и технологии учебного процесса.
В современных условиях очень важно, чтобы воспитатель не давал детям готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания, направлял их.
Известный ученый Альберт Эйнштейн, привыкший мыслить оригинально и нестандартно сказал: "Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно". Сегодня совсем немногие воспитанники считают процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим и такая антипатия проявляется уже в раннем возрасте ребенка. Что же нужно делать педагогам, чтобы преодолеть серость учебного процесса? Как помочь детям вырасти мыслящими личностями? Многие воспитатели убедились на своем опыте, что система ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - является эффективным помощником в достижении этих целей.
Одним из приоритетных направлений педагогики на сегодняшний день является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.
Система ТРИЗ в процессе обучения детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам" путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению. Поэтому цель воспитателя по отношению к ребенку должна быть: “знает, понимает, применяет”.
Одним из главных условий успешного обучения является предметно-окружающая среда, соответствующая принципам информативности, вариативности, педагогической целесообразности, интеграции образовательных областей. Групповые комнаты должны быть оснащены разнообразными по тематике материалами и оборудованием для активных действий воспитанников с предметным окружением.
Приемы ТРИЗа в дошкольном учреждении не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-либо сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя. Если обратиться к классическому детскому произведению А Барто «Мяч», где Таня плачет, уронив мяч, то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: «Что должна сделать Таня, вместо того, чтоб плакать?», «Как она может достать мяч?», или «Где должна играть Таня?»…
Главное, не принимать решения за ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. ТРИЗ-технологии в детском учреждении могут доставить удовольствие не только воспитанникам, но и самим педагогам.
Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время, а может вовсе к нему не возвращаться. Не надо давить на ребенка такими словами как "давай скорее", "думай сам", "это неправильно".
ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Дети учатся мыслить постепенно, и задача воспитателя — помочь, а не заставить. Конечно, не стоит забывать про похвалу, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет.
Педагогу очень важно знать и организовывать педагогический процесс не только в групповой, но и в индивидуальной форме с игровыми приемами, где воспитатель учитывает психологию дошкольников, характер их восприятия, реакцию на обучение, то есть индивидуальные особенности детей, где воспитатель как бы должен видеть мир глазами ребенка.
Строгих правил и конкретных ограничений в этом вопросе нет. Однако важно помнить, что уже с первых лет своей жизни ребенок начинает сталкиваться с такими ситуациями, которые требуют от него поиска рационального решения. Конечно, успехи у каждого будут свои: у какого-то малыша получается лучше лепить, а не рисовать, у другого - наоборот. Однако, и то и другое оказывает положительное влияние на его развитие. Подобным образом, ТРИЗ технологии в любом случае окажут благотворное влияние на умственное и мыслительное развитие ребенка.
Чтобы сформировать у детей системный подход к окружающему миру нужно проводить с детьми различные игры и упражнения, которые можно придумать самим, с помощью которых можно очень хорошо показать ребенку, что все, что его окружает, состоит из каких – либо меньших частей, что любой предмет, каким бы он не был – большим или маленьким, является частью чего – то большего и в то же время из чего - то состоит сам. Вот несколько игр, в которые мы играем с детьми.
Игровое упражнение «Целое-часть» Задача детей назвать целое по предлагаемым им частям:
1. Колеса – окно – вагон это поезд. 2. Колеса – окно – кабина это автомобиль.
3. Колеса – кузов – окно это грузовик. 5. Колеса – крылья – нос это самолет.
6. Крылья – нос – лапы это птица.
Главное в этой игре не называть детям сразу все части, перечислять их постепенно. А в последующей системе использовать части предыдущей системы. Это раскрывает детям многозначный взгляд на окружающий мир.
Игра «Дорисуй-ка».
Цель: Формировать у детей умение по одному признаку создать весь предмет, объект реальный или фантастический. Изобразить его графически или мимикой или жестами. Развивать фантазию и творческое мышление, воображение.
Ход: Детям предлагаются листочки с нарисованными элементами каких-либо объектов. Дети дорисовывают какой-либо реальный или фантастический образ и рассказывают о получившемся образе. Изображает свой объект мимикой и жестами. Можно сочинить короткий рассказ или сказку.
Игровое упражнение «Что же лишнее».
Детям предлагается выстроенная в линию серия карточек с изображениями.
Задание: найти лишний предмет в каждой серии.
Например: 1. табурет, кресло, кошка, змея, конь
Здесь подобраны объекты, у которых общая подсистема ноги, только змея ног не имеет.
2. Снегирь, дятел, паук, воробей, клест
Здесь общая система – птицы, паук лишний.
Игра «Доскажи словечко».
Дети садятся или стоя в кругу, перебрасывают друг другу мяч.
При этом бросающий говорит половину какого-нибудь слова, тот, кто ловит, называет его вторую половину.
В зависимости от возраста и подготовки детей можно договориться называть слова короче или длиннее, отвечать игрока нужно быстро.
Как вариант игры предложить нескольким детям подряд называть один и тот же первый слог.
Игра «Расскажи нам сказочку…»
Цель: Развивать умение у детей держать в памяти сюжет знакомого произведения, как бы отсчитывать действия назад. Развивать память, внимание, сосредоточенность. Умение работать в коллективе.
Ход. Воспитатель предлагает детям рассказать знакомую сказку. Начиная с конца.
При этом стараться соблюдать примерную последовательность, но наоборот, событий. Характер и поступки героев стараться сохранить.
Рассказывать можно группой, можно по очереди или индивидуально.
В старших группах детям можно предложить «прокрутить» мультфильм – сказку наоборот.
Очень интересно это обыграть в виде драматизации с детьми. В этом случае воспитатель может выступать в роли рассказчика.
ТРИЗ-технология дает толчок развитию практической дидактики, созданию готового педагогического продукта, позволяющего фактически любому воспитателю в дошкольном образовательном учреждении давать достаточно высокий результат при формировании интеллектуально - творческих способностей маленького ребенка
Конечно, каждый родитель или воспитатель сам решает, как ему заниматься с детьми. Но всегда полезно поразмышлять: каким я хочу видеть своего ребенка или своего воспитанника? Если все усилия направить на то, чтобы удовлетворить физические потребности и дать минимальный багаж знаний, то вырастет ли тогда ребенок мыслящей и разносторонней личностью? В наш век напряженного темпа порой непросто осваивать что-то новое, но результат же того стоит! В любом случае, подъем на гору начинается с первого шага, который не надо бояться сделать. И кто знает, какие скрытые возможности и огромный потенциал можно открыть в себе, используя ТРИЗ. Самое главное - не бояться рушить стереотипы преподавания и искать новые подходы. Конечно, совершенным воспитателем не стать никому, а вот стремиться к этой цели можно и нужно постоянно.
Мы стремимся выйти на новый уровень творческой педагогики - не получать лишь отдельные, частные решения, а создать принцип, используя который воспитатель сможет вместе с детьми находить логичный выход из любой ситуации, а ребенок - правильно и грамотно решать свои создавшиеся проблемы. Хотя, как известно, в абсолютном значении нет проблем детских и взрослых: есть их значимость прямо пропорциональна возрастным установкам на жизнь. Обретя навык мышления, отработав принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь придет во всеоружии.