Светлана Привезенцева
Активные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие формирования родительской компетентности
▼ Скачать + Заказать документы
«Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей,
Не отторгал их от детей, а соединял друг с другом,
Давал возможность для их богатого и
Тонкого общения и взаимодействия».
Л. А. Никитина
Семья-первый социальный институт в жизни ребенка. Именно в ней складываются его первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми. На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема взаимодействия детского сада и семьи. С одной стороны, родители доверяют детскому саду и соглашаются с формами, методами и приемами воспитания своих детей в момент пребывания их в детском саду. А с другой – не готовы воспринимать воспитателей как партнеров и придерживаться с ними единой педагогической линии за пределами детского сада.
Публикация «Активные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие формирования родительской компетентности» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели –первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи. Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
Одной из основных задач детского сада является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье; повышение уровня педагогической культуры родителей, научить их «быть родителями».
Но, к сожалению, очень часто между педагогами и родителями возникает проблема нехватки взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Педагоги детского сада часто испытывают большие трудности в общении с родителями. Педагог должен стать профессиональным помощником в семье, ведь воспитание наших детей- это наша общая цель. И от нас всех: педагогов и родителей, бабушек и дедушек, окружающего ребенка пространства зависит каким он будет человеком.
Ведь педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников.
Детские образовательные организации сегодня должны находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на
эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее
эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Очевидно, что те наглядно-информационные формы, которые мы использовали раньше, малоэффективны. Таким образом, перед нами стоит задача найти активные формы активизации родителей для успешного взаимодействия.
На первом этапе, я, как старший воспитатель, должна подготовить содержание для работы с педагогами, довести до их сознания необходимость уйти от позиции учителя и выстраивать субъект-субъектные отношений с семьей. Для этого коллективу была предложена для изучения и последующего обсуждения психолого-педагогическая литература, опыт работы дошкольных учреждений, имеющий широкое распространение в периодических изданиях. Также мы проанализировали и собственную деятельность в этом направлении, проведя самоаудит по итогам изучения документально зафиксированных результатов педагогической деятельности за последние три года. Объектами анализа стали годовые планы, планы воспитательно-образовательной работы, протоколы родительских собраний. Итоги самоаудита наглядно продемонстрировали воспитателям, что у них имеется стремление к сотрудничеству с семьей, но вместе с тем, они не учитывают нужды самих родителей, зачастую проведенное анкетирование остается без внимания. И, как результат, очевидна доминирующая модель в отношениях с родителями. Приведенные факты окончательно убедили в необходимости изменения подходов к взаимодействию с семьей. Следующий этап поиск форм взаимодействия. Стоит отметить, что положительный опыт использования активных форм сотрудничества с родителями у коллектива детского сада все же имеется. Наше дошкольного учреждение является филиалом «Открытого Родительского университета» факультета педагогики ФГБОУ ВПО «ВСГАО». Распоряжение по факультету педагогики ВСГАО от 09.09.2014 г., а так же организуются совместные праздники, развлечения, встречи с интересными людьми. Для детей – это опыт общения с взрослыми людьми, их социализация, обогащение знаний о деятельности взрослых, повышение статуса в среде сверстников. Для родителей – возможность сменить позицию стороннего наблюдателя на участника педпроцесса, реализовать свои способности, перенять у воспитателей приемы работы с ребенком. Педагоги же получают сотрудников в лице родителей.
Наряду с этим, содержанием работы, являются такие проблемы, которые требуют других способов организации родителей. Поэтому планируем использование детских календарей, как одной из перспективных форм построения партнерских отношений с семьями, вовлечения их в педагогический процесс.
Также считаем, что в нашей ситуации будут уместно проведение Семейных клубов, Дней самоуправления и Круглых столов. Ранее нами предпринимались попытки их проведения. Но они сводились, опять же, к тому, что педагог поучает, а родители слушают. Как результат, низкая активность и посещаемость.
Сейчас мы пересмотрели подходы к организации Круглых столов, их тематика направлена на решение вопросов, требующих обсуждения и выработки согласованной позиции детского сада и семьи. Это такие вопросы как соблюдение режима дня и питания ребенка; необходимость обращения к различным образовательным услугам за пределами детского сада (школы развития личности и т. п.).
Семейные клубы планируем организовывать не по принципу общих интересов, а по принципу решения общих проблем. В работу Семейного клуба выносятся вопросы, связанные с обменом опыта воспитания. Педагоги рассказывают и показывают с помощью каких игр, методов и приемов они развивают личностные качества ребенка, а родители рассказывают об опыте формирования данных качеств в семье.
Таким образом, использование активных форм работы в детском саду обеспечивает психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления детей.
На данный момент, мы находимся на стадии апробации этих форм.