Елена Дементьева
Инклюзивное образование в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Выход ФГОС дошкольного образования изменил концепцию педагогического процесса. Ребёнок становится субъектом образования наравне с педагогом, что предполагает построение образовательного процесса с учётом интересов ребёнка.
Государственный стандарт ставит перед педагогами задачи:
обеспечить равный доступ к знаниям вне зависимости от возможностей здоровья, региона и вида образовательной организации;
сформировать условия для развития личности ребёнка, которые определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников;
Темочки:
построить содержательно разнообразную программу, которая соответствует образовательным потребностям детей;
поддерживать семью ребёнка и помогать советом в вопросах обучения и воспитания детей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это особая категория малышей с определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Такие дети нуждающихся в специальных условиях воспитания и образования.
Введение ФГОС направленно на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.
Инклюзия (в пер. фр. – включающий в себя; от лат: заключаю, включаю) – обеспечение толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС предлагает путь объединённости и работает над тем, чтобы создать надёжный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство. Инклюзивное образование –это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Главный принцип инклюзии - совместность. В воспитательно - образовательном процессе взаимодействуют абсолютно разные дети, из разной социальной среды, с разными возможностями и потребностями. Процесс становления взаимоотношений между членами образовательного коллектива требует внимательности и вежливости. Люди должны уметь толерантно воспринимать других для комфортного сосуществования с ними в одной группе.
Исследователи выделяют восемь принципов инклюзивного образования, которые детально характеризуют особенности этого феномена:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Детский сад для детей с ОВЗ становится практически единственным местом, где созданы оптимальные условия для его полноценного развития и воспитания. Поэтому в детских садах создаются группы комбинированной направленности в возрасте от 3 до 7 лет. В состав таких групп входят здоровые дети и дети с ОВЗ.
Задачи комбинированных групп:
Предоставление возможности детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование в ДОУ;
Построение образовательной программы с учетом особенностей каждого ребенка в условиях инклюзивного обучения;Обеспечение полноценной максимальной интеграции деток с ОВЗ в коллектив обычных ребят путем создания без барьерного пространства для взаимодействия всех членов образовательного процесса;
Организация эффективного взаимодействия с родителями воспитанников для создания условий для полноценного развития в дошкольных учреждениях и в домашних условиях;
Постоянная психопрофилактическая работа с родителями здоровых и детей с ОВЗ на тему создания благоприятной психологической атмосферы в группе;
Помощь родителям в виде консультаций и обучение вопросам воспитания и развития деток;
Мотивация родителей воспитанников к активному включению в процессы обучения и развития детей, проявление инициативы и оказание помощи педагогам;
Коррекционно-педагогическая, медицинская, психологическая и социальная коррекция состояния деток с ОВЗ
Категории детей с ОВЗ
В педагогической среде принято разделять детей с особым развитием на несколько категорий, в зависимости от того, какие именно нарушения они имеют:
С нарушениями слуха: слабослышащие и глухих с рождения и позднооглохшие.
Ребята, имеющие проблемы со зрением. Могут быть слабовидящими или абсолютно слепыми. Вопреки распространенному мнению первая группа значительно больше, чем вторая. Людей, не имеющих никакого остаточного зрения очень мало.
С интеллектуальными и речевыми проблемами. Они делятся на несколько степеней, некоторые из которых не поддаются нормальному обучению.
Ребята, имеющие определенные нарушения в работе опорно-двигательного аппарата.
С проблемами в эмоционально-волевой сфере, в том числе с нарушениями аутистического спектра.
Дети с задержкой психического развития.
Дети, имеющие комплекс проблем. Наиболее часто сочетаются нарушения интеллектуальной, речевой и опорно-двигательной сфер.
Содержание образовательного процесса в группе комбинированной направленности определяется общеобразовательной программой дошкольного образовательного учреждения и индивидуальноориентированной программой развития для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных особенностей (возраста, структуры нарушения, уровня психического развития и т. п.). На каждого воспитанника с ограниченными возможностями здоровья составляется ИАОП индивидуальная адаптированная программа развития на основе программ, рекомендованных Министерством образования.
В результате продуктивной работы в комбинированных группах дети приобретают уверенность в себе, адаптируются к жизни в обществе. Опыт обучения в комбинированных группах полезен и для здоровых учеников. Они становятся более толерантными, учатся сочувствовать, принимать, сопереживать другим людям.