Анна Турыгина
Инклюзивное образование: проблемы и пути их решения
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на городском совещании заместителей директоров. 2019 г.
Инклюзивное образование : проблемы и пути их решения.
«Мы исключили эту часть людей из общества,
и надо вернуть их назад, в общество потому
что они могут нас чему – то научить»
известный канадский педагог Жан Ванье
«Инвалида от обычного человека
отделяет лишь мгновение»
Михаил Жванецкий.
Публикация «Инклюзивное образование: проблемы и пути их решения» размещена в разделах
Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными возможностями, способными обучаться по общей для всех программе и показывать результаты успеваемости, нормальные для всех. В результате нередко получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Эту и множество других проблем в современной школе призвано решить инклюзивное образование.
Так что же такое инклюзивное образование?
Инклюзивное образование– процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями.
По данным официальной статистики, 38 тыс. детей в России сегодня исключены из образования. Половина из них – по причине здоровья. С 1 сентября любой ребенок, проживающий рядом со школой, имеет право учиться в ней.
Готова ли школа дать качественное образование всем детям, которые в нее придут? Именно в готовности школ к инклюзии и заключается первая проблема.
Готовность – понятие системное, оно включает в себя много показателей.
• Готовность здания школы принять детей с двигательными нарушениями и обеспечить им доступ как в школьное здание, так и во все его помещения (класс, столовую, библиотеку, туалетные комнаты).
• Часто появляется проблема доставки ребенка в школу. Необходимо предусмотреть транспортную поддержку. На современном этапе с учетом того, что многие школьные здания в России старой постройки и не удовлетворяют критериям доступности (нет пандусов, лифтов, много порогов, нет поручней в коридорах, труднооткрываемые двери, неприспособленные туалеты, решение этой задачи требует серьезного финансирования.
• Готовность образовательной среды учреждения соответствовать разным образовательным возможностям учеников. Создание инклюзивной образовательной среды потребует анализа культурного уклада и отношений людей в школе. Такую среду возможно создать только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплочённом командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. В такой среде должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного.
• Готовность педагогов обучать детей с различными образовательными потребностями. Остро стоит проблема неготовности учителей массовой школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов учителей.
То есть, кратко проблемы инклюзивного образования можно охарактеризовать так:
(СЛАЙД 2)
проблема неприятия детей с ОВЗ;
трудности в понимании и реализации подходов к обучению;
нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;
неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно, оно связано с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Проблемы его организации в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа как социальный институт ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на тех, для кого достаточными являются типовые методы педагогической работы.
Для решения этой проблемы создаются программы повышения квалификации, программы магистратуры и бакалавриата, творческие мастерские, обмен опытом, стажировки и др. Ведущую роль в решении этой проблемы может сыграть методическое сотрудничество с коррекционными педагогами, специальными психологами, с научным сообществом.
Необходимо также понимать, что, несмотря на наличие каких-то общих черт, все особые дети абсолютно разные. Поэтому требуется ряд предварительных шагов по организации взаимодействия таких детей с учителями и одноклассниками и постоянное индивидуальное сопровождение в учебном процессе. Перечислим их.
1. Необходим «переводчик» между ребенком и его окружением, который объясняет ему на его языке, чего от него хотят, и объясняет учителям, что с ним происходит. Нужен человек, который сопровождает его в школьной жизни и находится в постоянном контакте с родителями.
2. Необходим предварительный контакт с теми учителями, с которыми ребенок будет работать. Все остальные тоже должны знать его особенности, чтобы случайно не навредить, и знать, к кому обратиться в случае возникновения проблем. Тогда ребенок будет ощущать себя в большей безопасности.
3. Необходимо тактично предупредить одноклассников о том, что с ними будет учиться такой ребенок.
4. Нужно найти нескольких детей-волонтеров, которые могли бы общаться с ним на переменах.
5. Необходимо принять ряд правил, связанных с контролем успеваемости, облегчающих ему школьную адаптацию:
— при опросе отвечать в любой удобной для него форме (письменной или устной, возможно, на компьютере;
— при написании контрольной работы давать дополнительное время;
— при необходимости разрешать переписывание контрольной работы;
— принимать работу позже установленного срока;
— оценивать собственный прогресс ребенка, не сравнивая его с другими, на протяжении длительного времени.
Учителя часто боятся устанавливать разные правила для разных детей. Они считают, что если сделают послабление одному ребенку, то остальные захотят, того же. Однако особый ребенок тратит огромные усилия на постижение того, что другим дано от рождения. Справедливо — это не значит одинаково. Сами дети прекрасно понимают этот принцип, проблема во взрослых.
6. Нужно искусственно создавать ситуацию успеха на уроках по тем предметам, которые являются сильной стороной такого ребенка, чтобы дети иногда обращались к нему за помощью.
7. Учителя должны четко понимать, зачем нужны все эти усилия.
Учителя, которые уже имеют опыт работы по принципам инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:
1. Принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»;
2. Включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи;
3. Вовлекать учеников в групповые формы работы и групповые решения задач;
4. Использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.
Условия для создания успешного совместного образования детей с разными возможностями здоровья. (СЛАЙД 3)
• Уменьшить наполняемость классов, где учатся дети с ОВЗ;
• Проводить индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ;
• Проводить информационно-просветительскую работу по вопросам инклюзивного обучения со всеми участниками образовательного процесса-обучающимися, учителями, родителями;
• Необходима специальная подготовка педагогов по данной проблеме;
• Достойная оплата педагогу за индивидуальные занятия с ребёнком с ОВЗ;
Включить в штат школы специалистов: психолога, логопеда, дефектолога, тьютора.
Положительные следствия инклюзивного образования (СЛАЙД 4)
Для детей с ОВЗ: Дети участвуют в большем количестве взаимодействий со сверстниками. Они пробуют свои возможности в более продвинутых уровнях игры. Инклюзивное образование обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам (или их частям, которые дети с ОВЗ могут освоить, Оно дает возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде. Позволяет задействовать групповую учебную деятельность. Подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума; исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей».
Для детей с нормальным развитием: в инклюзивных группах дети с нормативным развитием имеют более выраженные коммуникативные навыки и ведут себя более активно, чем в группах, состоящих только из нормативно развивающихся сверстников. У них больше знаний о том, что означают "ограниченные возможности", и более высокие баллы по шкалам принятия людей с ограничениями, чем у детей, посещающих обычные группы. Для всех детей: Развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи; обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей; развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность. Исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности. Рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом).
Примите этих детей, «других» детей, такими, какие они есть, уделите им свое внимание, а жалость и презрение спрячьте подальше. Ведь всем от этого станет только легче и лучше жить. Растопив холод своих сердец, мы получим хорошего друга и собеседника.
«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему – то научить», - сказал известный канадский педагог Жан Ванье.