Лиана Валенская
Инклюзивное образование. Конспект занятия с детьми с ОВЗ, ОНР на примере музыки П. Чайковского
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская разработка
ВАЛЕНСКОЙ ЛИАНЫ ВИКТОРОВНЫ
Музыкального руководителя 1 категории и детского хореографа
одного из занятий с детьми в логопедической группе или детьми ОВЗ.
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНУЮ МУЗЫКУ П. И. ЧАЙКОВСКОГО»
на примере нескольких пьес из «Детского альбома».
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики.
Этот комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания детей.
Публикация «Инклюзивное образование, Конспект занятия с детьми с ОВЗ, ОНР на примере музыки П, Чайковского» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Логоритмика опирается на три основы: речь, движения, музыку. Для достижения лучшего результата очень важно взаимопроникновение слухового восприятия музыки через речь и движение. Мне хочется особо подчеркнуть, что именно сначала идет слуховое восприятие музыки, а затем уже передача музыки через движение и речь. А не наоборот.
Занятие обычно состоит из трех частей.
Первая часть вводная
Вторая основная
Третья заключительная
Ход занятия:
(дети заходят в зал под весеннюю мелодию, становятся полукругом)
Музыкальный руководитель:
Попевка: «Приветствие» (сопровождается движениями) (авторская разработка)
Ну, здравствуйте ребята!
Здрав-ствуй-те!
Как ваше настроение?
Очень хорошо!
Пора нам заниматься.
Да – да – да!
Вы будете стараться?
Так же, как всегда!
Мы будем говорить
И звуки закреплять.
Попробуйте ребята
За нами повторять!
Логопед:
В лес сегодня на прогулку приглашаю вас пойти!
Интересней приключенья, нам, ребята, не найти!
По дорожкам, по тропинкам, по лесу пойдём.
К волшебству притронемся в сказку попадем.
Логопед: Ребята, я приглашаю вас на весеннюю полянку. Давайте вместе порадуемся наступившей весне, яркому, тёплому солнышку, первым весенним цветам!
Игра «На лужайке поутру»
На лужайке поутру Дети встают в круг, берутся за руки
Мы затеяли игру.
Я – подснежник, ты – вьюнок.
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре, Делают 4 шага назад, расширяют круг
Раздвигайся круг пошире.
А теперь мы ручейки, Бегут по кругу
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим, Раздвигают круг
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять, Смыкают круг
Будем в солнышко играть.
Мы – весёлые лучи, Тянуться на носочках, руки вверх
Мы – резвы и горячи. Прыгают на носочках, руки на поясе
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Дети садятся на стулья.
Звучит «Сладкая греза» из Детского альбома Чайковского
Слайд «Сладкая греза»
Музыкальный руководитель:
Что с музыкой сравнится по звучанью?
Шум леса? Пенье соловья?
Грозы раскаты? Ручейка журчанье?
Сравнения найти не в силах я.
Но всякий раз, когда в душе смятенье,-
Любовь иль грусть, веселье иль печаль –
В любом природой данном настроенье
Вдруг начинает музыка звучать
В душе; звучит на струнах подсознанья,
Гремит в литавры и в цимбалы бьет,
Передавая радость иль страданье,
Сама душа, казалось бы, поет.
Сейчас мы с вами окунемся в прекрасный мир волшебной музыки П. И. Чайковского. Мы с вами уже знакомились с произведениями этого русского гениального композитора. Сейчас прозвучала музыка из его «Детского альбома». Пьеса называется «Сладкая греза». Ребята, а что такое «Греза»? «Грёза» - это мечта светлая и приятна
Обратить внимание на 3-хчастую форму произведения. Обратить внимание, что мелодия 1 и 3 частей лёгкая и воздушная, то подымается вверх, то опускается вниз. Показать это в движении. Проговорить подтекстовку фраз.
Подтекстовка 1 и 3 части: (авторская разработка)
Смотреть в приложении.
Музыка входит в дом
Как же светло кругом.
Радость и счастье в нем
Как же светло кругом! Кругом.
Музыка входит в дом
Как же светло кругом
Свет озарил наш дом
Стало уютно в нем.
2 часть:
Дети должны услышать смену регистра.
Передают музыкальные фразы только с помощью музыкально-ритмических движений. (авторская разработка)
1 часть:
1-2т: «Плие»
3-4т: «Плие»
5-6т: Ноги- 1 позиции, руки – подготовительная позиция.
Движения смотреть в приложении.
Логопед:
Ребята, отгадайте загадку:
На зелёной хрупкой ножке вырос шарик на дорожке? (одуванчик). Правильно ребята, одуванчик.
Налетел ветерок и подул на пушинки одуванчика.
Дыхательная гимнастика.
Логопед читает стих., дети дуют на свои пальчики.
Одуванчик золотой, постарел и стал седой,
А как только поседел, вместе с ветром улетел.
А теперь мы сами превратились в пушинки одуванчика, ветер нас подхватил и мы полетели, полетели.
Звучит музыка Чайковского.
Дети «летят» по залу, кружатся и в конце приседают на ковёр.
Динамическое упражнение.
Давайте с вами поиграем в игру «Жуки и Шмели». Девочки будут жуки,
а мальчики – шмели.
Дети «летают» по залу (Вальс Чайковского). При остановке музыки
Л-д произносит звук «ж» приседают – девочки,
звук «ш» - приседают мальчики.
Логопед:
А теперь мы снова превращаемся в детей и споем весеннюю песню.
Дети становятся на места.
Песня «Весна»
(песня сопровождается музыкально-ритмическими движениями)
Посадка на места.
Звучит барабанная дробь
Музыкальный руководитель:
Ребята, прислушайтесь! Что за звуки? Какой музыкальный инструмент звучит? (ответы детей)
Показать слайд.
Правильно. Это барабан. Это ударный музыкальный инструмент.
А что вы знаете о барабане?
Дети: Ударный, круглой формы, две палочки, на нем исполняют маршевую, ритмичную, чёткую музыку. Под него маршируют.
Музыкальный руководитель: Отлично. Сейчас я вам немножко про него расскажу. Барабан состоит из корпуса, на который натянута кожаная или пластиковая мембрана, по которой ударяют палочками. Барабаны бывают: большой, малый. Барабан существует очень давно, его использовали, как сигнальный инструмент, а также для сопровождения танцев, военных шествий.
И я вам сейчас предлагаю превратится в деревянных солдатиков и выполнить упражнение под музыку П. И. Чайковского.
«Марш деревянных солдатиков»
Слайд «деревянные солдатики»
Выполняют музыкально-ритмическое упражение.
Описание в приложении.
Подтекстовка музыки:
Раз, два. В стороны вместе
Раз, два. В стороны вместе
Мы идем. Мы весело поем.
Показать сначала движения на ладошке пальцами.
Потом выполнить музыкально-ритмические движения.
Выполняют музыкально-ритмическое упражнение.
Описание в приложении.
Посадка на места.
Музыкальный руководитель:
А теперь, пора прощаться,
И вам в группу возвращаться,
Перед новою дорожкой,
Отдохнуть я вас прошу!
Закроем глаза и послушаем прекрасную музыку П. И. Чайковского.
Упражнение – релаксация
музыка П. И. Чайковского
Дети сидят на стульчиках с закрытыми глазами, слушают спокойную музыку.
Дети выходят из зала.