Винникова Ольга
Инклюзивное образование: замыслы и реальность
▼ Скачать + Заказать документы
Винникова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 213 "Открытие"
«Для того, чтобы было легко жить с каждым
человеком, думай о том, что тебя соединяет,
а не о том, что тебя разъединяет с ним»
Л. Н. Толстой
Инклюзивное образование : замыслы и реальность
Публикация «Инклюзивное образование: замыслы и реальность» размещена в разделах
В наше время инклюзивное образование стало неотъемлемой частью нашего общества. Это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим особенности в развитии и здоровье. Согласно ей, ребята здоровые и с особенностями, а также, имеющие инвалидность, обучаются совместно. Инклюзивное образование - это инновационная практика, это новшество, которое многое меняет в учебном процессе. Каждый ребенок имеет право обучаться с остальными. И как любое социальное явление, инклюзия имеет ряд положительных и отрицательных последствий.
В целом, современное общество готово к инклюзии, оно способно предоставить детям с особыми образовательными потребностями возможность учиться в обычных массовых школах.
На 1 сентября 2017 года в 3 классе, где я работаю учителем, детей со статусом ОВЗ не было. Из разных образовательных учреждений в нашу новую школу пришли 32 ребенка в возрасте 8-9 лет с разным уровнем знаний. Первое полугодие дети адаптировались в новой образовательной среде, привыкали к новому учителю. Были отличники, хорошисты, но несколько человек никак не справлялись с учебной программой. После консультаций у узких специалистов (логопед, психолог, дефектолог) мною были составлены беседы с родителями этих детей и рекомендовано прохождение ТПМПК. В 4 классе 3 ученика моего класса имеют заключение ТПМПК со статусом ОВЗ. К чему же это меня обязывает как учителя начальных классов?
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в создании специальных образовательных условий.
1. Обучение по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования с учетом диагноза.
2. Индивидуальный учебный план по основным предметам с обязательным посещением остальных предметов.
3. Очная форма обучения с полной включенностью в образовательный процесс.
4. Индивидуально-ориентированная система оценивания ребенка, адекватная его возможностям.
5. Сопровождение процесса обучения специалистами (логопед, психолог, дефектолог) коррекционно-развивающими занятиями, отслеживание динамики развития.
6. В работе с обучающимися использовать специальные педагогические методы обучения:
• дифференцированное, «пошаговое» обучение, реализация индивидуального подхода;
• предъявление учебного материала с опорой на зрительные образы; учёт замедленного темпа деятельности;
• определение объема заданий в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка;
• чередование видов и методов деятельности;
• постоянная поддержка познавательного интереса.
7. Проведение промежуточной аттестации в форме, учитывающей особые образовательные потребности и возможности обучающегося:
• Адаптация контрольно-оценочного материала;
• Оценивание его собственного продвижения, а не соответствия нормативу;
• Заблаговременное предупреждение обо всех возможных изменениях, поддержка в ситуациях неожиданных изменений в заведённом распорядке;
• Предоставление ребёнку возможностей для отдыха.
Мною были разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы, подстроенные под возможности каждого ребёнка. Особенность таких программ в том, что они не вынуждают детей следовать упрощённому варианту обучения или же частично проходить учебный материал, они лишь предполагают индивидуализацию методов усваивания информации. Таким образом, обучающиеся получают такое же образование, как и их одноклассники, но при этом овладеть необходимыми навыками педагоги помогают им специальными методами.
По основным предметам (русский язык, математика и литературное чтение) ученики со статусом ОВЗ занимаются по индивидуальному учебному плану, соответствующему их уровню знаний. При выполнении проверочных и контрольных работ они также получают индивидуальные задания без ограничения по времени выполнения.
В школе работают специалисты, сопровождающие учеников с особыми образовательными потребностями в процессе обучения. Это психолого-педагогический консилиум.
Согласно расписания, дети со статусом ОВЗ индивидуально и в малых подгруппах занимаются со специалистами.
Педагог-психолог проводит занятия, направленные на развитие когнитивной сферы; создаёт условия для обеспечения ребёнку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Учитель-логопед проводит занятия по развитию и коррекции нарушений письменной и устной речи.
Инклюзия – двусторонний процесс. Действительно, равные условия обучения возможны только в том случае, если сам ребенок с ООП и его родители готовы прикладывать для этого необходимые усилия. С родителями ведется регулярная работа. Согласно заключению ТПМПК, они должны осуществлять систематический контроль за учебным процессом, оказывать помощь в выполнении домашних заданий.
С моей стороны систематически ведется информационная работа в классе, которая направлена на изменение негативных стереотипов, на формирование положительного общественного мнения. И это дает свои результаты. Дети, родители, педагоги толерантно, с пониманием, вниманием и необходимой помощью относятся к детям с особыми образовательными потребностями. Дети нашего класса часто используют взаимовыручку в работе над ошибками.
Именно педагог должен стать координатором инклюзивного процесса в детском коллективе в сотрудничестве с командой специалистов, администрацией и родителями. Именно педагог должен творчески перерабатывать образовательный план, адаптировать свои методы обучения с учётом особенностей детей.
И, конечно, постоянно нужно помнить о том, что необучаемых детей не бывает – кто на что способен, тому его и надо обучить.