Елена Казакова
Инклюзивное образование детей с общим недоразвитием речи в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Благодаря реформации образования в настоящее время стратегия образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) направлена на инклюзивное образование. Оно предполагает открытие интегрированных групп в детских садах с принятием в них «особых» детей. Инклюзия подразумевает совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей с возрастной нормой развития.
Публикация «Инклюзивное образование детей с общим недоразвитием речи в ДОО» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2018
Согласно письму Минобразования России от 16.01.2002 № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях». Чем раньше ребенку предлагается коррекционная и образовательная помощь, тем быстрее ребенок с отклонениями достигает равного и близкого возрастной норме уровня общего и речевого развития – данное положение – первостепенная задача интеграции детей раннего возраста, а в дальнейшем ведет к успешному включению в среду нормально развивающихся сверстников.
В системе дошкольного образования России одна из форм организации данной интеграции – создание в ДОУ смешанных групп, в которых одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями развития. Интегрированные группы в детском саду комплектуются с учетом количественного соотношения, которое четко регламентировано Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.1.3049-13). Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности составляет не более 15 детей, в том числе не более четырех детей с тяжелыми нарушениями речи.
Обучение и коррекция развития детей с ОВЗ осуществляется по индивидуальному образовательному маршруту с учетом основных общеобразовательных программ и психофизических особенностей таких обучающихся.
В нашей ДОО была разработана вариативная программа для детей с ОНР (тяжелыми нарушениями речи).
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО. На первый план в ней выдвигается функция доступности образования для каждого ребенка вне зависимости его особенностей. Она обеспечивает становление и социализацию личности ребенка и ориентирует педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на реализацию его потребностей, исходя из индивидуальных особенностей.
Цель программы – развитие системы инклюзивного образования в РФ, удовлетворяющей потребностям в современном и качественном образовании детей, в том числе с ОВЗ.
Задачи программы:
– сформировать нормативную правовую, образовательную и методическую базы инклюзивного образования;
- создавать условия развития толерантного отношения к лицам с ОВЗ в создании подрастающего поколения;
- создавать единую образовательную среду для детей, в том числе детей с ОВЗ;
- разрабатывать индивидуальные образовательные направления для детей с ОВЗ на основе углубленной педагогической и психологической диагностики;
- обеспечить эффективность процессов коррекции и социализации детей с ОВЗ.
В настоящее время выделяются категории детей с нарушениями развития, одним из которых является тяжелое нарушение речи (первичный дефект – недоразвитие речи). Имеющиеся у детей отклонения приводят к недостаткам общей и мелкой моторики, нарушению умственной работоспособности, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности – вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. Наличие первичного нарушения влияет на весь ход дальнейшего развития ребенка. Дети с серьезными нарушениями речи вялые и равнодушные, безвольные. У них отмечается бедный пассивный и активный словарь. Речь проста, состоит из простых предложений; нарушен грамматико-синтаксический строй речи. Дети иногда замыкаются в себе, плохо анализируют и обобщают, у них трудно развивается образное мышление. В большинстве случаев дети с нарушениями речи не могут давать словесный отчет своей деятельности, не могут устанавливать причинно-следственные связи, быстро утомляются и возбуждаются.
При работе с детьми с нарушениями речи большое внимание уделяется именно развитию речи и речевой активности. Необходимо учитывать сложность дефекта, распределять детей для логопедической работы на подгруппы по уровню развития речи. Необходимо применять игры на развитие мелкой моторики. Во время работы с детьми надо избегать их перенапряжения. Задания выбираются пассивные, но с усложнением и проговариванием.
Запрещается заставлять и принуждать детей к деятельности. Любое занятие должно включать коррекционные задачи, желательна артикуляционная гимнастика и логоритмика (либо элементы логоритмики) с опорой на учебный материал каждого направления. Занятия по подготовке руки к письму и на листе бумаги начинают проводить в более раннем возрасте по сравнению с нормой.
Базовые ценности, на которые опирается инклюзивное образование :
- каждый ребенок – личность;
- учиться могут все – необучаемых детей нет;
- каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
- запрет на дискриминацию в любой форме;
- право каждого человека на участие в жизни общества (инклюзивное образование обеспечивает возможность общения и вовлечения людей в социум на равных условиях;
- терпимость друг к другу (готовность жить вместе, в мире друг с другом; принятие людей со всеми их недостатками);
- воспитание в духе толерантности, понимаемой как «гармония в многообразии».
Инклюзивный подход в дошкольном образовании реализуется через :
- признание для общества равной ценности всех воспитанников и педагогов;
- снижение уровня изолированности некоторых групп воспитанников;
- изменение педагогических методов работы образовательной организации таким образом, чтобы оно могло полностью соответствовать разнообразным потребностям всех воспитанников, посещающих ее;
- анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в воспитательно-образовательном процессе ДОУ для всех воспитанников;
- проведение реформ и изменений, направленных на благо всех воспитанников ДОУ в целом, а не только какой-либо одной группы;
- понимание того, что различия между воспитанниками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
- признание роли ДОУ не только в накоплении знаний, умений и навыков в различной образовательной деятельности, но и в развитии социальных ценностей местных сообществ;
- признание того, что инклюзия в образовании – один из аспектов включения в общество.
Ожидаемыми результатами от реализации вариативной программы станут:
- стабильное функционирование ДОО;
- гармонизация отношений внутри общества и принятие в него любого человека вне зависимости от его особенностей;
- соответствие образовательного процесса заявленным образовательным услугам, обеспечивающим доступность и качество образования для детей с ОВЗ;
- современные предметно-развивающая специальная среда и материально-техническая база, позволяющие решать задачи инклюзивного образования, а именно реабилитации, развития и социализации детей с ОВЗ;
- стабильное функционирование службы мониторинга (мониторинг развития высших психических функций);
- положительная динамика реабилитации, развития и социализации воспитанников;
- динамика мотивации родителей (законных представителей) на взаимодействие и оказание им системы комплексной психолого-педагогической и социальной помощи, испытывающим трудности в воспитании и обучении детей с ОВЗ;
- профессиональная компетентность педагогов в вопросах социализации и образования детей с ОВЗ.
Следовательно, в условиях инклюзивного образования каждый человек – полноценная единица общества с присущими ей функциями, задачами, потребностями и возможностями.
Список использованной литературы:
Андреева А., Тахаува А. К проблеме инклюзивного воспитания и обучения в детском саду// Дошкольное воспитание. 2012.№6.
Бенилова С. Ю. и др. Методические рекомендации для интегрированных групп детского сада: Пособие для педагогов детского сада. М., 2009.
Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2011.
Инклюзивное образование : методология, практика, технологии:
Материалы Международной научно-практической конференции. (20-22 июня 2011, Москва).
Казьмин А. М. и др. Инклюзивная практика в дошкольном образовании : пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2011.
Поневаж Е. В. Коррекционная и инклюзивная среда : сложности работы воспитателя // Воспитатель ДОУ. 2015.№2.
Семаго Н. Я. Инклюзивный детский сад : деятельность специалистов/ Под ред. М. М. Семаго. М., 2012.
Сиротюк А. С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика. М., 2014.