Нарожняя Наталья Александровна
Консультация «Нужно ли нам инклюзивное образование?»
▼ Скачать + Заказать документы
Нужно ли нам инклюзивное образование?
Совсем недавно в нашей стране во все образовательные учреждения начали вводить инклюзивное образование. Много как положительных отзывов, так и отрицательных получило данное событие. Поэтому я решила написать свою статью в защиту инклюзивного образования.
Публикация «Консультация „Нужно ли нам инклюзивное образование?“» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Считаю, все люди одинаковы вне зависимости от их цвета кожи, от вероисповедания, от того, что он следует «иным путем» развития или он чем-то отличается от других. Так вот, ОВЗ у ребенка или нет, он должен получать образование наравне с остальными детьми. Пока я могу судить только на нескольких примерах.
Остановлюсь на одном из них.
Два года назад в группу, в котором я работаю воспитателем, пришел мальчик-аутист. Сказать, что все сразу было хорошо, и родители других детей его приняли с распростертыми объятиями, конечно, было бы откровенной ложью и то, что мы сразу знали, как и что делать, тоже сказка. Мы, конечно, прошли обучение, потому что всем нам воспитателям и руководству хотелось знать, как себя вести с необычным ребенком. Так вот, мы прошли курсы. Для родителей были проведены собрания, консультации. И скажу спасибо родителям которые водят детей в данную группу. Постепенно и они стали относиться с пониманием, но ключевое слово - «постепенно».
«А как же дети»? - спросите вы. А дети - это самый мудрый народ. После того, как им объяснили, что с нами будет в группе «особенный» ребенок, дети восприняли такого ребенка в своем коллективе вполне спокойно. Мы поговорили с детьми, научили вести себя, рассказали, что А. немного не похож на них, но такой же ребенок, как и они.
Мальчик адаптировался в саду. Дети и мы привыкали к нему - он к нам. Я думаю, все изменения, которые произошли с ребенком благодаря взаимодействию с детьми, но и конечно хорошей работой тьютора, психолога, логопеда и нас - воспитателей.
Ну и конечно, большие сдвиги в развитии необычного ребенка произошли благодаря его родителям, которые не опустили руки, которые не стали прятать своего ребенка потому, что он не похож на других. Кстати, я знакома с двумя семьями, у которых в семье есть ребенок-аутист. Так они скрывают своих детей дома, боятся доставить людям неудобство. А надо говорить об аутизме - стереотипы и мифы об аутичных детях порождают страх и отторжение. Если мы будем информировать об аутистах, могут произойти положительные перемены в общественном восприятии. Чем больше окружающих узнают, тем больше вероятны толерантность и принятие «необычных» людей в общество. Влияние фактора семьи на жизнь любого человека нельзя недооценивать. Родители –это первые учителя ребенка. Их роль очень важна. А в случае семей, где дети аутисты имеют большое значение. Самое главное, чтобы они смогли поверить в то, что их ребенок может научиться многому в общение с нейротипичными детьми. Поэтому, не стоит прятать своего ребенка.
В разных источниках пишут, что аутисты не интересуются детьми. В нашем случае скажу, после адаптации в саду, мальчику очень хотелось играть с детьми. И привлечь внимание детей для него - это снять шапку или же забрать игрушку. Чтобы сделал взрослый в такой ситуации? Конечно разозлился бы, а мудрые дети учатся взаимодействовать, конечно, сначала они бегали за ним, кричали, отбирали, потом поняли, что он хочет с ними поиграть. И вполне хватает того, что нужно подойти и сказать : «Отдай, пожалуйста, игрушку», и он отдавал. Со временем дети стали играть с ним в догонялки, ну а кому играть не хотелось, просто ждали, когда он сам придёт и отдаст игрушку.
Пишут, что такие дети не любят прикосновений. Наш мальчик здоровался с детьми за руку, просил погладить и вообще наслаждался тактильными ощущениями, получаемыми от детей.
Польза от пребывания детей с ОВЗ в коллективе, несомненно, полезна для обеих сторон - «ребенка с особенным развитием» и обычных нейротипичных детей. И те, и другие учатся взаимодействию, терпению и получают положительный опыт общения.
За время нахождения в нашей группе мальчик научился кушать вместе со всеми, выполнять все режимные моменты, и уже по слогам может попросить или сказать то, что ему нужно. (Он пришел к нам в группу и не умел разговаривать.)
А дети, в свою очередь, учатся быть толерантными к необычным детям, приветливей, добрей. Дети учатся помогать ближним, что так важно. Они вырастут, я уверенна, хорошими добропорядочными людьми. Научатся не замечать недостатки окружающих и опираться на достоинство особенных детей, которые, в свою очередь, смогут раскрыться и стать полноправными членами общества.
И поэтому я считаю, что стоит вводить инклюзию в образовательные учреждения, надо помогать людям с ограниченными возможностями здоровья, но все зависит от возможностей самого образовательного учреждения, от детей, от педагогического коллектива, от способности ребенка с особенностями развития. Ведь что бы ввести в образовательное учреждение инклюзивную практику, она должна действительно полностью измениться и поменять не только формы обучения, но и способы взаимодействия воспитанников. И в любом случае нужно просто помнить, что ценность человека не зависит от его достижений, ведь каждый способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Пожалуйста, не бойтесь общения с такими детьми. Им очень нужна поддержка и вера в то, что мир не жестокий, не грубый и не бесчувственный. Мир - это мы все те, кто рядом, помогающие тем, кому еще труднее.
Мир - это не только мама, держащая тебя за руку, это и совершенно незнакомая женщина - продавец в магазине, терпеливо и внимательно способная тебя выслушать, когда ты не можешь внятно объяснить, что тебе надо.
Мир - это чужие, мир - это другие, мир - это разные мы, но всё-таки это, прежде всего, неравнодушные, сочувствующие, сопереживающие люди.
Я и предлагаю нам всем вместе, всему миру показать особенным детям, что мир не опасен и не жесток. Что нам можно доверять и можно открыться. Но, а если мы всё-таки приносим им боль это или от нашей глупости, или от лености или от собственных страхов. Базово плохих людей не бывает, бывает мало информации или огромное количество стереотипов. О том, как надо и о том, как правильно, а как нет.
Люди мало информированы об инклюзии, об ОВЗ. И поэтому мы боимся принять таких необычных людей к себе в мир, к себе в общество. Мы привыкли что они где, то есть и мы с ними не сталкиваемся. И даже не хотим с ними встретится. Я думаю, что инклюзивное образование развеет наши стереотипы и страхи к необычным людям. Поэтому мы должны встречаться с необычными детьми в детстве что бы в самого детства мы знали о них пускали в свой мир. Так мы не только будем развивать детей с ОВЗ, но и так же разовьем у детей с самого детства доброту к ближним, толерантность. И еще с самого детства мы не будем бояться необычных других детей. Мы будем знать, как с ними общаться. Как себя ввести.
Поэтому я считаю, что инклюзивное образование очень полезно. Давайте менять себя. Менять мир вокруг себя. И каждый должен начать с себя поменять свои взгляды, свои стереотипы, перестать бояться неизведанного. А людям которые отличаются от нас людям с ОВЗ я бы хотела сказать не бойтесь показывать свою индивидуальность не бойтесь что вы чем то на нас не похожи.
Еще хочу повториться, все люди одинаковы вне зависимости от их цвета кожи, от вероисповедания, от того, что они следует «иным путем» развития или он чем-то отличается от других.