Людмила Кудряшова
Инклюзивная компетентность педагогов-психологов
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ инклюзивных компетентностных характеристик педагога-психолога, опирается в своей основе на общее целевое назначение его деятельности. Характеристика профессиональной компетентности педагога-психолога четко описана в профессиональном стандарте «педагог-психолог». В котором говорится, что специалист должен обладать такими навыками и компетенциями как : оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления (Обобщенная трудовая функция).
Публикация «Инклюзивная компетентность педагогов-психологов» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
По мнению Панферовой Н. Н. педагог-психолог должен обладать управленческой культурой, включающей аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты иметь высшее психологическое/психолого-педагогическое образование, знать основы специальной психологии и дефектологии (коррекционной педагогики, иметь опыт практической психолого-педагогической деятельности, владеть организационными умениями, умениями, связанными с поиском, анализом, отбором и передачей информации, уметь работать с нормативной документацией, обладать высокой личностной и коммуникативной культурой, понимать важность организации координационной работы в области инклюзивного образования не только для коллектива образовательного учреждения, но и для собственного профессионального развития.
Дмитриева Т. П. в своей работе говорит про специфические знания и умения, необходимые для успешного решения профессиональных задач. Здесь следует отметить, что глубина необходимых знаний напрямую не зависит от конкретных потребностей детей с ОВЗ, посещающих то или иное образовательное учреждение. Профессиональный уровень координатора зависит от его способности применять эти знания в той или иной сферах деятельности, связанных с инклюзией.
Психолог-педагог в должен знать и понимать:
1) содержание международных, федеральных, городских и муниципальных законодательных актов, и нормативных документов, касающихся вопросов соблюдения прав ребенка, людей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, образования, инклюзивного образования;
2) содержание основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ, содержание программ специальных (вспомогательных) образовательных учреждений разных видов; современные подходы в области совершенствования образования – компетентностный, деятельностный, личностно-ориентированный, средовой и др.
3) содержание и формы организации управления и методической (если есть – экспериментальной) работы в образовательном учреждении;
4) примерное содержание и формы, возможные направления деятельности различных специалистов психолого-педагогического сопровождения (психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога, тьютора, педагогов дополнительного образования, в том числе их функциональные обязанности в образовательном учреждении;
5) примерное содержание, формы, возможные направления деятельности педагогических работников – воспитателей дошкольных групп, учителей начальных классов и учителей-предметников, воспитателей групп продленного дня в школах, в том числе их функциональные обязанности в образовательном учреждении;
6) особенности проявлений тех или иных нарушений физического и (или) психического развития у детей различных возрастов, особенности условий образовательной среды, необходимых для успешной адаптации детей с определенными нарушениями в образовательном учреждении;
7) структуру и алгоритм разработки и оформления документации, сопровождающей включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, в том числе – индивидуального образовательного плана (индивидуальной программы развития);
8) структуру и алгоритм оформления документации специалистов психолого-педагогического сопровождения; нормативные документы и локальные акты, регламентирующие деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в образовательном учреждении;
9) алгоритм разработки образовательной стратегии в ОУ, мониторинга деятельности педагогического коллектива по направлению «инклюзивное образование»;
10) возможности современных информационно-коммуникационных технологий, пользоваться ими при поиске необходимой информации, обработке данных мониторинга, организации методической и просветительской работы;
11) примерное содержание, формы и направления деятельности учреждений и общественных организаций, связанных в единую систему инклюзивных образовательных учреждений или заинтересованных в развитии идей и поддержке инклюзивного образования;
12) алгоритм осуществления взаимодействия с учреждениями, являющимися «внешними» социальными партнерами ОУ по направлению «инклюзивное образование», в том числе – формы планирования взаимодействия, статистического и содержательного отчета о деятельности ОУ в данном направлении.
Педагог-психолог в должен уметь :
– проектировать работу педагогического коллектива в области инклюзии, учитывая данные системного анализа состояния ОУ;
– выстраивать совместно со специалистами ОУ индивидуальный образовательный маршрут в рамках образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ в зависимости от его актуальных возможностей и потребностей, с учетом запросов его семьи, а также имеющихся в образовательном учреждении «внутренних» и «внешних» ресурсов;
– осуществлять мониторинг деятельности специалистов ОУ в области включения детей с ОВЗ в образовательную среду на основе динамики развития как «особых» детей, так и их «обычных» сверстников;
– оформлять необходимую документацию;
– координировать взаимодействие между всеми участниками междисциплинарной команды специалистов психолого-педагогического сопровождения, воспитателями, учителями и прочими сотрудниками, в том числе – членов ПМПк ОУ; обоснованно направлять профессиональную деятельность коллег;
– устанавливать и координировать взаимодействие педагогического коллектива и родителей, поддерживать отношения доверия и сотрудничества;
– координировать взаимодействие администрации и сотрудников ОУ со специалистами из других образовательных учреждений, общественных организаций; грамотно формулировать запрос к «внешним» организациям, планировать совместную деятельность;
– эффективно взаимодействовать с администрацией ДОУ, другими членами коллектива, родителями учащихся (воспитанников, представителями других организаций, включая руководящие органы;
– определять приоритеты в работе и эффективно распоряжаться своим временем, особенно в отношении соблюдения баланса между выполнением административных обязанностей, осуществлением основной деятельности (преподаванием у учителя, коррекционно-развивающей работой психолога, дефектолога, логопеда) и собственным профессиональным развитием; – использовать в работе современные информационно-коммуникационные технологии.
Из «внешних» условий, определяющих успешность деятельности психолога-педагога, как координатора по инклюзии, можно выделить два основных:
1. поддержка со стороны администрации и лично руководителя образовательного учреждения, понимание функционала координатора, учет его мнения в принятии управленческих решений, касающихся инклюзивной культуры и политики;
2. авторитет в педагогическом коллективе, истинное участие в междисциплинарной команде, положение не «над», а «вместе». Стоит заметить, что создание администрацией образовательного учреждения условий для получения специалистом необходимой информации, повышения его профессиональной компетентности, поддержки и тесного взаимодействия с ресурсными центрами по развитию инклюзивного образования и сотрудничества с учреждениями, включенными в образовательную вертикаль и имеющими опыт работы в данном направлении, будет способствовать «рождению» грамотного, компетентного координатора по инклюзии в своем учреждении.