Елена Устименко
Информационно-творческий проект «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
1. Название проекта : «Космос».
2. Руководитель проекта : воспитатель средней группы Устименко Елена Васильевна.
3. Возраст: дети средней группы 4-5 лет.
4. Состав проектной группы : дети, педагоги средней группы и родители.
5. Тип проекта : информационно-творческий, краткосрочный (1 неделя) .
Цель проекта :
Публикация «Информационно-творческий проект „Космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
1. Сформировать у детей начальные элементарные представления о космосе.
Задачи проекта :
1. Дать понятие об освоении космоса : ракетах, полетах.
3. Расширить и углубить знания детей о космосе, о животных – космонавтах, дате первого полёта Юрия Гагарина в космос, празднике День космонавтики.
4. Обогащать словарный запас детей.
5. Развивать творческие способности, фантазию, воображение, художественно-изобразительные умения в рисовании, лепке, аппликации.
6. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.
1 этап. Подготовительный.
1. Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей.
2. Подбор информации, художественной, методической литературы; иллюстраций, фотографий, аудио и видеоматериалов.
3. Планирование непосредственной образовательной деятельности в рамках проекта и календарное планирование.
4. Включение родителей в проектную деятельность (изготовление поделок) .
2 этап. Практический.
1. Познавательная беседа «Космос», «Белка и Стрелка», «Первый космонавт на Земле»
(Приложение 1, 2, 3)
2. Беседа – рассуждение «Что я могу увидеть в космосе!».
3. Художественное творчество «Космонавт».
4. Аппликация «ракета»
5. Конструирование из геометрических фигур «Космические корабли»
6. Чтение художественной литературы: В. Бороздин «Первый в космосе», С. Есенин «Звезды», Г. Бойко «Мы собираемся в полет», загадки о космосе.
7. Игры: «Мы в космосе», «Строим ракету», «Самолеты», «Что лишнее», «Кому что нужно».
8. Просмотр мультфильма по книге К. Булычева «Тайна третьей планеты».
9. Слушанье космической музыки
10. Центр самостоятельного творчества детей: раскраски, художественная литература, картинки о космосе.
11. Дидактические игры по теме «Космос» (Приложение 4).
12. Пальчиковые игры «На Луне жил звездочет» (Приложение 5).
13. Подвижные игры. (Приложение 6).
3 этап. Итоговый
Результат:
-Участие в проекте 67% семей, в праздновании российского праздника День космонавтики и юбилейной даты!
-Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
-Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о космосе.
-Рассказы детей о наблюдении за звездами: яркость, размер, Полярная звезда, созвездия.
- Организация выставки рисунков «Мой адрес – планета Земля!»» к годовщине полёта Юрия Гагарина в космос, ко Дню космонавтики.
-Обыгрывание в детском саду сюжетно – ролевой игры «Полёт в космос».
-Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
-Организация выставки рисунков и работ детей: «Разноцветный мир космоса!», «Звездная фантазия», «Космическая ракета» .
— Спортивный досуг «Большое космическое путешествие» (Приложение 8).
Приложение 1
Познавательная беседа» Космос»
Цели:
сформировать у детей понятия «космос»;
выяснить, что есть в космосе;
ввести понятия «звезды»,» планеты»;
воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели.
Оборудование и материалы:
разрезные картинки на космическую тему ;
изображение космических объектов;
Ход
Игра «Разрезные картинки»
Разрезные картинки раскладываются на столе лицевой стороной вверх. Детям предлагается взять по одному фрагменту картинки и взглянуть на их обратную сторону. Для составления картинки дети объединяются в группы по цвету выбранной «рубашки».Когда все картинки собраны, детям предоставляется возможность сделать вывод, что речь пойдет о космосе.
Содержание беседы
Что мы можем увидеть ночью и днем на небе? (Солнце, звезды, луну.) Все это находится в космическом пространстве. Слово «космос» означает «все на свете», «Вселенная» — это все, что существует. Земля — часть Вселенной, так же как Солнце, Луна и все другие планеты. Звезды, облака газа и пыли — это тоже Вселенная.
Ученые используют телескопы и космические автоматические станции для изучения космоса.
На ночном небе мы видим звезды. Они очень разные и по размеру и температуре. Звезды — огненные шары, одни более горячие, другие — менее, поэтому и цвет у звезд разный. Самые горячие — белые, чуть менее горячие — голубые, потом желтые и красные.
А какая звезда к нам ближе всего? Солнце — это звезда. Она считается самой близкой к нам звездой во Вселенной. Солнце — шар, состоящий из раскаленных ярко светящихся газов. Оно дает нашей планете свет и тепло, без него не было бы жизни на Земле.
вокруг Солнца кружатся планеты. У каждой планеты свой путь, называемый орбитой. Запомнить названия и очередность планет вам поможет
«Астрономическая считалка»
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий — раз, Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон.
Кто не видит — выйди вон.
Ученые предполагают, что за Плутоном есть десятая планета. Но она еще не найдена. В Солнечной системе есть еще астероиды и кометы.
Астероид — небольшое планетоподобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца.
Комета — небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост.
Метеоры - явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли мелких космических частиц, например, осколков комет или астероидов. Метеоры еще называют падающими звездами.
Приложение 2
Познавательная беседа на тему «Белка и Стрелка»
Цели:
расширить представления детей о космических полетах;
познакомить детей с первыми «космонавтами» Белкой и Стрелкой.
Оборудование и материалы:
картинки с изображением Лайки, Белки и Стрелки
Ход беседы
А вы знаете, что собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая из собак подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем отряде проходили каждый день тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки — есть. Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос (показать картинку с изображением Лайки).
А 9 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка (показать картинки с изображением Белки и Стрелки). Собаки прошли все виды испытаний. Они могли довольно длительно находиться в кабине без движения, переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугались звуков, сидели в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания. По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла. 20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат, и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка.
Подвижная игра «Ракета»
Приложение 3
Познавательная беседа на тему «Первый космонавт на Земле»
Цели:
познакомить детей с первым человеком, полетевшим в космос;
воспитывать интерес к профессии космонавта;
подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек;
воспитывать в детях гордость за свою страну, любовь к своей Родине.
Оборудование и материалы:
Портреты Ю. Гагарина, В. Терешковой;
Ход беседы
12 апреля наша стана отмечает День Космонавтики. Этот праздник, прежде всего для космонавтов. Космонавты — люди, которые летают в космическое пространство на ракетах. А кто знает, кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Ответы детей.)
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года. Детство Юрия прошло в деревне Клушино. Юрий Гагарин закончил с отличием училище летчиков. 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток». Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос. За этот подвиг Ю. А. Гагарину присвоено звание Героя Советского Союза. День полета 12 апреля был объявлен праздником – Днём космонавтики.
После полете Ю. А. Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них были и женщины. Первая в мире женщина – космонавт – Валентина Терешкова (показывается портрет). Многие космонавты летали в космос не один раз. Сейчас совершаются совместные полеты космонавтов разных стран. Работа космонавтов, очень опасна. Труд их по достоинству оценила наша страна: все космонавты удостоены высоких наград.
Хотите ребята, я вам расскажу об испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле:
Представьте, если бы вас посадили в большой шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Чтобы вы почувствовали при этом?
А вот еще одно испытание – представьте, что вас посадили в кресло, пристегнули ремнями, и машина со страшной силой закружила бы это кресло: вверх, вниз, туда-сюда.
А еще ребята, когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в вибромашину, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадает.
Испытания серьезные. А почему же все космонавты справляются с ними, как вы думаете? (тренированные, занимаются спортом).Космонавт должен быть бесстрашным, почему? (люди не знают, с чем они могут столкнуться в космосе, исправна ли ракета). Чем занимаются космонавты в космосе? (проводят научные эксперименты, изучают поверхность Земли, уточняют прогноз погоды, обеспечивают радиотелевизионную связь).
Подвижная игра «Космонавты»
Приложение 4.
Дидактическая игра «Сказочный инопланетянин»
Задачи игры:
-развивать творческое воображение, мелкую моторику, инициативу.
-совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник и т. д., закреплять цвета.
-вызывать у детей эмоциональный отклик от проделываемой работы.
Ход игры:
На в далекой галактике на сказочных планетах живут фантастические инопланетяне. Их внешний вид напоминает форму планеты на которой они живут.
Например: на круглой планете живут человечки, части тела которых имеют форму круга,
на квадратной планете живут человечки, части тела которых имеют форму квадрата.
Ребенку предлагается письмо со сказочной планеты. В конверте геометрические фигуры одной формы (можно усложнить, взять 2-3 формы, но разной величины и разного цвета. Из содержимого конверта малыши выкладывают "сказочных инопланетян".
«Где какой?».
Правила игры - Воспитатель называет слово, а ребёнок должен образовать признаки от предметов (чей? чья? чьи? чьё) Например: звезда - звездный; Используемые слова: солнце - … ; луна - … ; небо - … ; море - … ; космос - … ; невесомость - … ; астроном - … ; земля - … ; орбита - … ; утро - … ; день - … ; ночь - … ; вечер - …
Игра «Антонимы».
Планеты и звёзды бывают разные. Я буду называть слово, а вы отвечать противоположным по значению. Например, звё зды бывают яркие - бывают тусклые: Далёкие -. Холодные. Большие. Красивые -. Видимые -. Манящие -. Обитаемые -. Твёрдые - …
Дидактическая игра «Мемори»
Цель:
Игра «Мемори» тренирует визуальную память, внимательность, усидчивость, способствует развитию образного и логического мышления.
Правила игры:
Карточки тщательно перемешиваются, и выкладываются на стол рубашкой вверх.
Игроков может быть сколько угодно, в зависимости от количества карточек, участвующих в игре.
Каждый из игроков, может открыть за один ход только две карточки. Если он открывает парные, то забирает карточки себе и может сделать еще один ход. Если карточки разные, то ход переходит к другому игроку, а карточки возвращаются на прежнее место. Задача игроков найти две парные карточки и собрать их у себя как можно больше.
Кто собрал большее количество парных карточек, тот и выиграл.
Приложение 5.
Пальчиковые игры.
1. "Мы космический отряд".
(Пальцы одной руки сжаты в кулак. Дети разжимают и сжимают пальцы)
Мы космический отряд,
Очень дружных пять ребят.
(Дети разгибают по очереди пальцы сжатые в кулак, начиная с большого.
Говоря про пятый палец, придерживают его другой рукой)
1 – Гагарин,
2 – Титов,
3 – Леонов,
4 – Комаров,
5-ый женщина, а не мужчина -
Терешкова Валентина!
(Дети соединяют ладони перед собой и поднимают их вверх, вытягивая руки)
В космический корабль сели,
Да и в космос полетели.
2. "Будем в космосе летать".
(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)
1, 2, 3, 4, 5.
(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)
Будем в космосе лететь.
(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)
1 – комета.
2 – планета.
3 – луноход.
4 – звездолет.
5 – земля,
(Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)
До свидания друзья!
(То же с другой руки. Или можно выполнять двумя руками вместе) .
Приложение 6.
Картотека подвижных игр по теме «Космос»
1. «Ждут нас быстрые ракеты»
По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять вкруг, и игра начинается сначала.
2. «Космонавты»
Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету «У-У-У!» : Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Р – р – р» : движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!» : Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: присели –руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
3. «Ракетодром»
Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.
4. «Невесомость»
Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
5. «Солнышко и дождик»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.
6. «Солнце – чемпион»
Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун. Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников/
Конспект занятия по аппликации «Ракеты для Лунтика» для детей средней группы
Цель: Расширять представление детей о космосе, о ракетах.
Задачи:
- Учить детей составлять изображение из деталей.
- Закреплять умение правильно располагать предметы на листе бумаги, различать геометрические фигуры и правильно называть цвета.
- Развивать у детей творчество, мелкую моторику рук;
-Воспитывать аккуратность, правильно используя предоставленный материал.
-Вызывать у детей положительные эмоции от сделанной ими работы.
Активизировать словарь: ракета, космос, космонавт.
Возраст и количественный состав детей: 4-5 лет, 16 человек (фронтально)
Методические приё мы: вводная беседа, демонстрация наглядного материала, рассказ воспитателя, физминутка, пальчиковая гимнастика.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций; чтение рассказов про Лунтика; разгадывание загадок про планеты, космос.
Материалы:
Для воспитателя: Мольберт, карточки с загадками про Лунтика, макет ракеты из коробки, игрушка Лунтик, звуки открытого космоса, материал со схемой последовательности наклеивания фигур для изготовления ракеты, клей-карандаш, чистый лист бумаги и заранее подготовленные геометрические фигуры для наклеивания ракеты. (прямоугольник, треугольник, квадрат и маленькие круги, все разного цвета, раскраски про Лунтика и его друзей в коробочке.
Для детей: Клеёнки на столы, клей, заранее подготовленные фигуры для изготовления ракеты: прямоугольник, треугольник, квадрат и 2круга, звездочки разного цвета (желтый, красный, фиолетовый) на каждого ребенка, листы бумаги.
Ход занятия:
Воспитатель обращается к детям:
-Ребята давайте с вами послушаем звуки космоса. Слышите, кто-то к нам прилетел. (Воспитатель обращает внимание детей на заранее подготовленную ракету-макет с Лунтиком внутри) Ребята, смотрите ракета! Ой, там кто- то сидит, давайте я загадаю вам загадку, а вы попробуете отгадать, кто же к нам прилетел?
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят его малыши.
(Лунтик)
- Правильно дети, это - Лунтик вот послушайте стишок про него:
Веселый Лунтик, озорной,
С Луны пришел он к нам домой.
Бегает, резвится,
Все время веселится.
Дарит радость всем вокруг.
Лунтик — самый лучший друг!
- Ребята, а как называется тот, кто летает в космос? (космонавт) .
Воспитатель: Как вы думаете, какими должны быть космонавты? (Ответы детей).
Воспитатель:
Космонавтом чтобы стать,
Нужно многое узнать.
Быть проверенным, и умелым,
Очень ловким, очень смелым.
Воспитатель: А вы смелые и сильные, как настоящие космонавты? Нужно каждый день, начинать с просмотров мультиков, лежа на диване, правильно? (Ответы детей).
Воспитатель: Точно с зарядки. Тогда начинаем зарядку. Космонавты, начинайте, руки ноги разминайте:
Раз - поднялись, подтянулись,
Два - нагнулись, разогнулись,
Над головою три хлопка, а потом и два прыжка,
Вдох и выдох - подышали глубоко,
Сели тихо и легко.
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь вы стали настоящими космонавтами. Но смотрите, что- то наш Лунтик загрустил, давайте я спрошу что случилось?
Дети: Давайте.
Воспитатель: Лунтик говорит, что он хочет взять на нашу планету своих друзей, но у него только 1 летательный аппарат, а друзей много и поэтому он такой грустный.. Ребята, а давайте поможем Лунтику и вместе с нашим гостем отправимся в космос. Только, я не знаю, на чем мы можем отправиться. Помогите отгадать загадку, и узнаем, на чем мы отправимся в космос?
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы обгоняем ветер,
Несемся на…. (ракете)
Давайте поможем Лунтику и сделаем для него и его друзей ракеты?
Дети: Давайте!
Воспитатель: Ракеты мы с вами будем делать из бумаги. Вот посмотрите какая ракета получилась у меня (воспитатель показывает готовую работу для рассматривания с детьми) Давайте внимательно посмотрим из каких геометрических фигур состоит наша ракета (из прямоугольника, треугольников и круга) А какого цвета у нас кабина ракеты и из какой фигуры (синего цвета, из прямоугольника) а остальные части ракеты какого цвета и какой формы? (красного цвета, из треугольника) Посмотрите а ещё у нашей ракеты есть окошко, какого цвета оно? (жёлтого)
Лунтик говорит, что вы молодцы, всё правильно рассказали про ракету.
Давайте разомнем наши пальчики
"Будем в космосе летать".
(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)
1, 2, 3, 4, 5.
(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)
Будем в космосе лететь.
(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)
1 – комета.
2 – планета.
3 – луноход.
4 – звездолет.
5 – земля,
(Дети машут кистью руки, как бы здороваясь)
Привет, друзья!
(То же с другой руки.) .
Садитесь ровненько, спинки прямые. Посмотрите, какая ракета получилась у меня. Красивая? Вы тоже такую сделаете. Но сначала я вам покажу, как это делать (показать). Видите, у меня получились ещё одна ракета. Ребята, посмотрите на мольберт - тут висит схема для ракеты, сначала мы что клеим (Прямоугольник, корпус ракеты) Затем остальные детали, если вы забудете, что первым клеить, посмотрите на мольберт.
Воспитатель: Давайте начнем работу. Берем синий прямоугольник и наносим на него клей. Клеим на картон; затем берем красный большой треугольник и приклеиваем на верху прямоугольника; мы разрежем наш красный квадрат на два маленьких треугольника, мы уже умеем это делать. Это будут крылья нашей ракеты, мы приклеим их снизу (показывает, по бокам прямоугольника. И в конце на месте иллюминатора мы наклеим кружочки. Какого они цвета? Вот и получились у нас ракеты. (При необходимости воспитатель помогает детям индивидуально). А теперь давайте украсим небо звездами. Какие красивые ракеты у нас получились, теперь Лунтик заберет своих друзей и прилетит вместе с ними к нам на планету. Как называется наша планета? (земля) Но Лунтику пора улетать, он вас благодарит за помощь и оставляет подарки, а какие вы узнаете после.
Ребята, кто же к нам в гости сегодня прилетал (Ответы детей) О какой помощи нас просил Лунтик (Ответы детей) Мы помогли Лунтику, что мы с вами сегодня делали (Ответы детй) А какого цвета получились ваши ракеты? Вы у меня молодцы! Хорошо постарались и сделали прочные и красивые ракеты для Лунтика. А он за это оставил вам каробочку с сюрпризом, давайте посмотрим что там (Воспитатель открывает коробочку с заранее подготовленными раскрасками про Лунтика и его друзей).