Елена Дьячкова
Информационно-творческий проект «Птицы рядом с нами»
▼ Скачать + Заказать документы
«Информационно-творческий проект «Птицы рядом с нами»
«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?. Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?»
(Э. Н. Голованова)
Публикация «Информационно-творческий проект „Птицы рядом с нами“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
Актуальность: Взаимоотношение человека с природой и ее обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Дошкольное детство - ответственный период, когда закладываются основы экологических знаний, правильного отношения к окружающему миру, и природе.
Опрос родителей показал, что:
• большинство родителей в своей взрослой жизни никаким образом не проявляют интереса и участия в сохранении живой природы;
• интересы взрослых часто не выходят за рамки квартиры – 66%;
• теле и радио передачи природоведческого характера смотрят лишь в -19% семьях;
• конкретное участие в оказании помощи живой природе принимают лишь, участвуя в акциях, проводимых в детском саду и школе -15 % родителей.
Мы осуществляем образовательный процесс на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад № 12 «Солнышко», разработанной с учетом рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., пилотный вариант, М. : Мозаика-Синтез, 2014 г.). В программе одной из задач выделено формирование у дошкольников представлений о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Тема проекта «Птицы радом с нами» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Цель: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Обобщать и расширять знания детей о птицах.
2. Дать представление о разновидностях птиц.
3. Развивать речь, логическое мышление, внимание, творческие способности.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
5. Повысить уровень экологической культуры родителей, укреплять детско-родительские отношения.
Вид проекта :
По доминирующей деятельности:информационно-творческий.
По длительности: краткосрочный (две недели.)
По составу участников: групповой.
Участники проекта :
- дети группы «Земляничка»
- педагог Дьячкова Е. Р.
- родители воспитанников.
Ожидаемые результаты.
• Формирование представлений о птицах родного края, их разновидностях и образе жизни.
• Расширениесловарного запаса детей по данной теме, повышение активности детей в поисках ответов на возникшие вопросы, стремлении делать предположения, устанавливать простые причинно-следственные связи, делать выводы.
• Повышение интереса детей и родителей к птицам, желание помогать, охранять и защищать их.
• Повышениеуровня педагогической компетентности и экологической культуры родителей. Укреплениедетско-родительских отношений.
Продукт реализации проекта : оформление альбома «Птицы нашего края»
Проект состоит из трё х этапов:
I этап – подготовительный
• Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями
• Создание необходимых условий для реализации проекта
• Перспективное планирование проекта
• Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический)
• Реализация проекта
• Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах.
III этап - заключительный
• Оформление альбома «Птицы нашего края», «Птицы» (загадки, стихи, пословицы и поговорки.)
• Презентация проекта для педагогов ОО.
В ходе реализации проекта происходит интеграция следующих образовательных областей:
• Речевое развитие.
• Познавательное развитие.
• Художественно- эстетическое развитие.
• Физическое развитие.
Вид деятельности Задачи Образовательные области
Создание предметно - развивающей среды : «Птицы»
Наблюдение за птицами, прилетающими к кормушке. Беседа «Что ты знаешь о птицах?» Рассматривание птиц на иллюстрациях в книгах и журналах. Отгадывание загадок про птиц.
Экскурсия в ДДТ,
Опыты: Что дальше улетит?
- В воде купался - сух остался.
НОД: «Как узнать птицу». «Птицы – наши друзья»
Уточнить знания детей, о роли человека в жизни птиц. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время Познавательное развитие
Д/ игры: «Узнай по описанию», «Птицы», «Какая птица лишняя?», «Птицы : как они говорят и что едят» Расширять знания детей о птицах.
Социально-коммуникативное развитие
В. Звягиной «Воробей», С. Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю Л. Воронкова «Птичьи кормушки», «Покормите птиц»А. Яшин. В. Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О. Григорьевой «Синица», Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о птицах. Использование пословиц, поговорок, объяснение их смысла. Учить детей составлять рассказы. Активизировать и пополнять словарь по теме «Птицы». Развивать образное мышление и память. Приобщать к словесному искусству, развивать художественный вкус.
Речевое развитие
Рассматривание репродукций картин. Лепка «Птичка- невеличка»
Рисование «Воробушек»
Конструирование «Птица».
Аппликация: «Снегирь»
Рисование «Снегири на ветках».
Прослушивание записей с голосами птиц
Познакомить с картинами художников. Учить передавать внешний вид птиц. Художественно - эстетическое развитие
Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова». «Займи гнездо», «Коршун и наседка» Учить передавать характер и повадки птиц. Физическое развитие
Работа с родителями:
Реализация проекта предполагала активное участие родителей. Дети совместно с родителями приготовили сообщения о птицах нашего края. Из сообщений мы узнали, чем каждая птица питается, как себя ведёт в то или иное время года, где и когда гнездится, о её оперении и т. д.
На основе собранного материала, создали альбом «Птицы нашего края». Наш уголок пополнился альбомом «Птицы», в котором представлены загадки, стихи, пословицы и поговорки. Для родителей подготовлены:
-консультации:«Птичий калейдоскоп», «Зимующие птицы».
"Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки",
-оформление памяток - "Чем кормить птиц?".
- участие родителей в акции: «Зелёная весна 2015»
Результаты:
1. По результатам диагностики было видно, что знания детей о птицах расширились;
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта «Птицы – наши друзья» у детей развивалсясловарный запас, дети стали отражать свои наблюдения в речи.
4. Дети научились правильно подкармливать птиц.
5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
6. Повысился познавательный интерес у детей.
Вывод:
Анализируя процесс реализации проекта, следует отметить, что каждое из предложенных в нем мероприятий было в значительной степени информативным и интересным для детей. Родители проявляли инициативу, с одобрением относились к проводимым мероприятиям, прониклись важностью задач проекта.