МААМ-картинки

Информационно — коммуникационные технологии как инструмент и механизм в развитии детей с ОВЗ

Тибеева Лилия
Информационно — коммуникационные технологии как инструмент и механизм в развитии детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

По данным министерства просвещения РФ на сегодняшний день 1 667 343 обучающихся с ОВЗ на уровне дошкольного и школьного образования, а так же почти 680 000 детей – инвалидов [5]. Каждый год наблюдается увеличение числа детей, особенно с невыраженными нарушениями в развитии или с нарушениями неясной этиологии. Состояние системы образования для детей с ОВЗ говорит о существовании проблемы правоприменительной практики, отсутствии единых подходов к формированию вертикали образования – от оказания ранней помощи до профориентации и получения профессионального образования, дефиците квалифицированных кадров для работы с учениками с ОВЗ [6].

Темочки:

Дошкольный возраст – это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга – это кора. Все это связано с игрой [1; 40].

Традиционно игра является основным видом деятельности в обучении и адаптации ребенка, она способствует эмоционально-волевому развитию, помогает усваивать нормы поведения, развивает те личностные качества, от которых в дальнейшем будет зависеть успешность в учебной, трудовой деятельности [4; 15]. Характерной отличительной чертой ребенка с ОВЗ в игровой деятельности является быстрая утомляемость, скорая потеря интереса к выполнению задания.

В педагогическом лексиконе все чаще можно услышать такие термины, как «машинное обучение», «искусственный интеллект», «дети – цифры», «урок – цифры», «дети Z» и другие [2; 10]. Современный ребенок - это человек цифрового общества и ребенок с ОВЗ не исключение. Сегодня уже говорят о четвертой промышленной революции – о цифровизации всех сфер жизнедеятельности общества. Так, уже вошедшее в нашу жизнь дистанционное обучение, которое является очень значимым среди новых компьютерных технологий в образовании, позволяет детям с ОВЗ полноценно заниматься, не зависимо от их места пребывания.

Развиваться в ногу со временем означает, что в работе с ребенком с ОВЗ, учитывая его способности, необходимо включить возможность:

• применения игровых и обучающих программных средств, мультимедийных проекторов, интерактивных досок и систем (игра «Сложи овощи и фрукты», «Найди пару», «Собери пазл» и т. д.);

• использования социальных сетей и видеохостингов (например, ведение блога, публикация своего наблюдения за погодой, ростом растений или любого другого увлечения).

Компьютерные обучающие и развивающие программы обладают широким спектром воздействия на развитие различных психических функций у детей с различными нарушениями в развитии, при этом активизируются такие процессы как внимание, мышление, память, активнее происходит возбуждение познавательного интереса. Многие из таких программ находятся в свободном общем доступе, а их установка и эксплуатация не вызывает затруднений. К наиболее популярным специализированным программам можно отнести:

«Видимая речь III» - нарушенный слух, первичная речевая патология (дизартрия, дислалия, алалия, ринолалия и заикания);

«Демосфен» - коррекция произносительной стороны речи у детей с заиканием;

«Мир за твоим окном» - становление элементарных базовых навыков у детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

«Звучащий мир» - нарушение слуха, восприятие звуков;

«Цицерон» - обследование ребенка, составлении объективного образовательного маршрута коррекционно-развивающей работы;

«Игры для Тигры» - коррекция общего недоразвития речи;

«Логозаврия» - подготовка детей к начальной школе.

Любую деятельность ребенка за компьютером следует организовывать в соответствии с требованиями СанПин и рекомендациями всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [3].

Проведение игровой и обучающей деятельности у детей с ОВЗ на ранних этапах развития с умеренным применением информационно-коммуникационных технологий позволяет не только насыщать, эффективно корректировать и разнообразить процесс, но и заложить основы работы со средствами ввода-вывода и обработки информации, адаптировать к требованиям современной жизни, где умение управления и владения вычислительной техникой является важнейшим фактором, определяющим развитие общества.

Литература

1. Общественно-педагогический и научно-методический журнал Г. М. Мухамедьянова «Баш ортостан у ытыусы ы» («Учитель Башкортостана») №3, 2020. С. 1 - 96.

2. Общественно-педагогический и научно-методический журнал А. З. Асфандияров «Баш ортостан у ытыусы ы» («Учитель Башкортостана») №1, 2021. С. 1 - 96.

3. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». С. 32.

4. Толстоносова, Р. В. Значение игровой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья / Р. В. Толстоносова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 15-18.

5. https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health

6. https://mob-edu.ru/v-rossii-bolee-milliona-obuchayushhixsya-s-ovz

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Лего-технологии в физическом развитии дошкольниковЛего-технологии в физическом развитии дошкольников Здравствуйте, меня зовут Гудкова Наталья Владимировна, я работаю инструктором по физической культуре в детском саду №127 Чайка. Тема моего.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Отчёт по самообразованию «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС»Отчёт по самообразованию «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Отчёт самообразованию за 2018-19 уч. год по теме «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» За прошедший учебный.

Отчёт по самообразованию музыкального руководителя «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Отчёт по самообразованию музыкального руководителяТема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Работа.

Применение технологии геймификации в речевом развитии дошкольниковПрименение технологии геймификации в речевом развитии дошкольников Геймификация - процесс использования игровых элементов в любом неигровом пространстве, для достижения реальных целей. Давайте разберемся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно — коммуникационные технологии как инструмент и механизм в развитии детей с ОВЗ
Опубликовано: 25 августа 2023 в 17:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информационно — коммуникационные технологии как инструмент и механизм в развитии детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Тибеева Лилия (УИ 1588112) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД