Тибеева Лилия
Информационно — коммуникационные технологии как инструмент и механизм в развитии детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
По данным министерства просвещения РФ на сегодняшний день 1 667 343 обучающихся с ОВЗ на уровне дошкольного и школьного образования, а так же почти 680 000 детей – инвалидов [5]. Каждый год наблюдается увеличение числа детей, особенно с невыраженными нарушениями в развитии или с нарушениями неясной этиологии. Состояние системы образования для детей с ОВЗ говорит о существовании проблемы правоприменительной практики, отсутствии единых подходов к формированию вертикали образования – от оказания ранней помощи до профориентации и получения профессионального образования, дефиците квалифицированных кадров для работы с учениками с ОВЗ [6].
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольный возраст – это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга – это кора. Все это связано с игрой [1; 40].
Традиционно игра является основным видом деятельности в обучении и адаптации ребенка, она способствует эмоционально-волевому развитию, помогает усваивать нормы поведения, развивает те личностные качества, от которых в дальнейшем будет зависеть успешность в учебной, трудовой деятельности [4; 15]. Характерной отличительной чертой ребенка с ОВЗ в игровой деятельности является быстрая утомляемость, скорая потеря интереса к выполнению задания.
В педагогическом лексиконе все чаще можно услышать такие термины, как «машинное обучение», «искусственный интеллект», «дети – цифры», «урок – цифры», «дети Z» и другие [2; 10]. Современный ребенок - это человек цифрового общества и ребенок с ОВЗ не исключение. Сегодня уже говорят о четвертой промышленной революции – о цифровизации всех сфер жизнедеятельности общества. Так, уже вошедшее в нашу жизнь дистанционное обучение, которое является очень значимым среди новых компьютерных технологий в образовании, позволяет детям с ОВЗ полноценно заниматься, не зависимо от их места пребывания.
Развиваться в ногу со временем означает, что в работе с ребенком с ОВЗ, учитывая его способности, необходимо включить возможность:
• применения игровых и обучающих программных средств, мультимедийных проекторов, интерактивных досок и систем (игра «Сложи овощи и фрукты», «Найди пару», «Собери пазл» и т. д.);
• использования социальных сетей и видеохостингов (например, ведение блога, публикация своего наблюдения за погодой, ростом растений или любого другого увлечения).
Компьютерные обучающие и развивающие программы обладают широким спектром воздействия на развитие различных психических функций у детей с различными нарушениями в развитии, при этом активизируются такие процессы как внимание, мышление, память, активнее происходит возбуждение познавательного интереса. Многие из таких программ находятся в свободном общем доступе, а их установка и эксплуатация не вызывает затруднений. К наиболее популярным специализированным программам можно отнести:
• «Видимая речь III» - нарушенный слух, первичная речевая патология (дизартрия, дислалия, алалия, ринолалия и заикания);
• «Демосфен» - коррекция произносительной стороны речи у детей с заиканием;
• «Мир за твоим окном» - становление элементарных базовых навыков у детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
• «Звучащий мир» - нарушение слуха, восприятие звуков;
• «Цицерон» - обследование ребенка, составлении объективного образовательного маршрута коррекционно-развивающей работы;
• «Игры для Тигры» - коррекция общего недоразвития речи;
• «Логозаврия» - подготовка детей к начальной школе.
Любую деятельность ребенка за компьютером следует организовывать в соответствии с требованиями СанПин и рекомендациями всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [3].
Проведение игровой и обучающей деятельности у детей с ОВЗ на ранних этапах развития с умеренным применением информационно-коммуникационных технологий позволяет не только насыщать, эффективно корректировать и разнообразить процесс, но и заложить основы работы со средствами ввода-вывода и обработки информации, адаптировать к требованиям современной жизни, где умение управления и владения вычислительной техникой является важнейшим фактором, определяющим развитие общества.
Литература
1. Общественно-педагогический и научно-методический журнал Г. М. Мухамедьянова «Баш ортостан у ытыусы ы» («Учитель Башкортостана») №3, 2020. С. 1 - 96.
2. Общественно-педагогический и научно-методический журнал А. З. Асфандияров «Баш ортостан у ытыусы ы» («Учитель Башкортостана») №1, 2021. С. 1 - 96.
3. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». С. 32.
4. Толстоносова, Р. В. Значение игровой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья / Р. В. Толстоносова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 15-18.
5. https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health
6. https://mob-edu.ru/v-rossii-bolee-milliona-obuchayushhixsya-s-ovz