Марина Нечуговских
Информационно-аналитический отчёт по сотрудничеству с родителями тифлопедагога ДОУ (к аттестации)
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из важных компонентов в структуре образовательного процесса детского сада является взаимодействие с семьями воспитанников.
Цель моего сотрудничества с родителями : сделать их не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми с нарушениями зрения.
Публикация «Информационно-аналитический отчёт по сотрудничеству с родителями тифлопедагога ДОУ (к аттестации)» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Аттестация
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа тифлопедагога. Тифлопедагогика
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Свою работу я строю на таких принципах, как: индивидуальный подход, динамичность, комплексность, учет интересов, доброжелательность, сотрудничество, а не наставничество.
Работаю на группах старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Прежде чем приступать к работе с семьей, изучаю семью ребенка. Для этого сделала подборку анкет и памяток для родителей. У метода анкетирования много достоинств, поэтому я активно его использую. Узнаю наиболее свободные дни и часы недели, которыми располагают родители, каких формах хотят получить помощь тифлопедагога.
Ежегодно мною разрабатывается перспективный план работы с родителями на год. В нем указывается месяц, планируемое мероприятие, его цель, ответственный и дата проведения.
Работу с родителями провожу как в традиционных формах, так и инновационных. Традиционные формы работы (коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные). Это - участие в групповых и общих родительских собраниях, днях Открытых дверей, тематических занятиях, праздниках, презентациях.
Провожу для родителей мастер-классы и обучающие семинары. Хорошо зарекомендовали себя такие активные формы работы с родителями, как: семинары-практикумы, тематические консультации для расширения круга тифлопедагогических представлений и знаний. Групповое консультирование провожу с несколькими членами семьи одного ребёнка или с несколькими семьями, объединёнными одной проблемой. Например, это могут быть родители детей с одинаковым диагнозом.
Применяю очень эффективный метод работы - индивидуальные тренинги для родителей, где я наглядно демонстрирую приёмы работы с ребёнком (в роли ребёнка выступают родители). Надев родителю повязку на глаз или глаза, даю возможность войти в роль слабовидящего ребёнка. После этого с объяснениями показываю родителям практические приёмы. Разъясняю родителям, в чём состоит нарушение зрения ребёнка, особенности зрительного восприятия при различных диагнозах, о возможностях детей, прогнозе. Для этого специально изготовила «симуляторы» различных функциональных нарушений зрения.
Как показал мой опыт, помощь родителям оказывается более эффективной, когда с семьей одновременно работает команда специалистов. Работа в команде позволяет смотреть на проблему или ситуацию одновременно с разных сторон и решать сразу несколько задач. В нашем детском саду это команда тифлопедагог и психолог, и тифлопедагог и логопед.
Обучаю родителей, как правильно проводить гимнастику для глаз, как сохранить и укрепить зрение, как развивать у детей зрительное восприятие. Эта работа ведётся мною постоянно.
Пропаганду тифлопедагогических знаний веду через систему наглядной агитации. В группах оформлены «Уголки для родителей», где помещаю консультативные материалы «Тифлопедагог – кто это?», «Окклюзия», «Если у ребёнка косоглазие», «Витамины для хорошего зрения» и многое другое. Созданное мною пособие «Тифлопедагог – родителям» можно брать домой для детального изучения, там собрано много важной и полезной информации по развитию ребёнка с нарушением зрения.
Из инновационных форм работы с родителями хочу выделить создание обучающей видеотеки (занятия для детей и родителей, модели организации коррекционно-развивающей среды в домашних условиях); общение с родителями через сайт ДОУ, ведение странички учителя-дефектолога на сайте ДОУ, создание подборки социальных роликов.
Приглашаю родителей на индивидуальные и подгрупповые занятия, во время которых родители имеют возможность увидеть приёмы работы с детьми, чтобы продолжать работу самостоятельно в правильном направлении; чтобы видели динамику развития ребёнка. Предлагаю игровые упражнения и задания, которые родители могут использовать дома со своими детьми.
Есть ещё одно направление моей работы – досуговое. Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие. Мы с воспитателями решили, что праздники проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. У родителей появляется удовлетворение от совместной работы и, соответственно, авторитет детского сада растет.
В конце учебного года провожу «круглый стол», где родители не только получают от меня информацию, но и обмениваются друг с другом своими достижениями и находками, где я отвечаю на вопросы и комментирую опыт родителей, которым всегда есть что рассказать. Такие мероприятия необходимы, так как родителям важно поделиться своим опытом и проблемами, почувствовать, что они не одиноки.
В листах опросов и отзывов о моей работе, о проведении мероприятий для родителей дана положительная оценка просмотренным мероприятиям, отмечено качество проведённой работы. Родители выпускных групп отмечают мою работу благодарностями.
Итогом моего сотрудничества с родителями являются следующие результаты:
- родители перестали быть просто зрителями и наблюдателями, стали активными участниками различных мероприятий;
- папы и мамы стали ощущать себя более компетентными в воспитании детей, в осознании их возможностей в зависимости от зрительного диагноза; - большинство родителей начали целенаправленно заниматься профилактикой утомления глаз детей;
- улучшились количественные показатели присутствия родителей на семинарах и мастер-классах тифлопедагога.
- родители и тифлопедагог стали совместно решать проблемы, между нами сформировались партнёрские отношения с единым пониманием целей и задач педагогического процесса.