СУСАННА ПОГОСЯН
Аналитический отчёт педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Я, Погосян Сусанна Суреновна, работаю в МБДОУ д/с № 10 в должности воспитателя. Имею высшее образование. В 2006г. окончила ГОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт», квалификация учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования».
Углубленно работаю по проблеме «Формирование у детей приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)».
Публикация «Аналитический отчёт педагога» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
В наше время, время бурных изменений во всех областях науки и техники каждый человек должен обладать умением самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Подготовка к овладению таким умением должна начинаться с самого раннего детства. Поэтому от эффективности и качества работы педагогов детского сада зависит дальнейшее развитие личности каждого ребенка, его будущие успехи в учебе, а затем и в трудовой деятельности.
В связи с этим в своей работе основной акцент я решила сделать на формировании у детей приемов умственных действий, таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Многие часто полагают, что эти приемы можно развивать в основном на математических занятиях, но ведь ребенок должен использовать эти способности, чтобы изобразить пейзаж (смешивание красок, выполнить аппликацию (выбор необходимых геометрических фигур-заготовок, выполнить эксперимент и ответить на вопрос, сконструировать здание (сгруппировать кубики по цвету и по форме). Во всех видах деятельности в детском саду ребенок использует анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию. Поэтому развитие этих способностей непроизвольно происходит в повседневной жизни дошкольника. Моя же задача, как педагога, создавать проблемные ситуации, решая которые ребенок формирует и развивает свои умственные способности.
Мною были обозначены проблемы в организации системы работы по формированию у детей приемов умственных действий:
1. Недостаточное использование методических рекомендаций по формированию умственных действий воспитанников в образовательном процессе.
2. Повышение собственной компетентности в современных программах и
технологиях по данной проблеме и ориентация в них.
3. Недостаточное использование информационных компьютерных технологий в образовательном пространстве.
Анализ проблем позволил сформулировать следующие задачи:
1. Модернизировать систему работы по формированию у детей приемов умственных действий, обеспечивающую базисные характеристики личности как результата познавательного, физического и социального развития.
2. Развивать профессиональную компетентность и ориентацию в современных программах и технологиях для выработки собственной стратегии работы в этом направлении.
3. Разрабатывать и апробировать методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение компетентности в современных направлениях и технологиях по формированию и развитию интеллектуальных способностей у детей.
4. Осуществлять работу по изучению, обобщению и распространению собственного педагогического опыта по данной проблеме.
Данные задачи решались при соблюдении следующих педагогических условий :
• Организация развивающей среды (группа, студия экспериментов, уголки для самостоятельной деятельности, мини-музей по данному направлению и др., способствующие расширению научных знаний.
• Освоение нетрадиционных форм работы по формированию интеллектуальных способностей, как одному из приоритетных направлений воспитания и обучения дошкольников.
• Создание системы работы по познавательно-экспериментальному направлению для расширения опыта детей.
• Внедрение информационных компьютерных технологий в образовательное пространство.
Реализация данных задач стала возможной благодаря внедрению в образовательное пространство программы и технологии и осуществлялась в два этапа.
Первый этап направлен на определение условий для построения единого образовательного пространства в детском саду и содержания педагогического процесса.
На данном этапе проводилась работа над повышением профессиональной компетентности (курсы повышения квалификации, семинары, практикумы). Были изучены методические рекомендации автора программы и нормативно-правовые документы по воспитанию и развитию детей. Изучались другие образовательные программы, в частности представленные в них методы развития интеллектуальных способностей у воспитанников. Проводился анализ опыта работы по рассматриваемой проблеме с учетом современных подходов к воспитанию детей.
На втором этапе была разработана система работы по формированию и развитию внутреннего плана действий, характерных для логического мышления от младшего до старшего дошкольного возраста. Эта система включает в себя шесть этапов развития разработанных Н. Н. Поддьяковым:
1. Формирование операций классификации и сериации. Дети с помощью рук, манипулируя вещами решают задачи в наглядно-действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию. На этом этапе я использовала различные дидактические игры: «Спрячь мышку от кошки», «Подбери матрац для кровати», сбор пирамидки по образцу.
2. Продолжение формирования операций классификации и сериации и знакомство с операцией обобщения. В процессе решения задачи ребенок уже включает речь, но она используется им только для названия предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. В основном же ребенок по-прежнему решает задачи руками и глазами, хотя в речевой форме им уже может быть выражен и сформулирован результат выполненного практического действия. Реализация этого этапа особенно интересно осуществлять на занятиях по развитию речи, где дети составляют рассказ о чашке, обозначая названия ее деталей.
3. На данном этапе ребенок, используя выше сформированные приемы, начинает анализировать. Им уже осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнения реального практического действия, но уже направленного на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации.
4. Продолжение формирования классификации, обобщения и анализа. Теперь ребенок решает задачу по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе – память и опыт, накопленные в процессе предыдущих попыток решения задач. Например, занятие по развитию речи, где ребята рассказывают по плану как сшить брюки.
5. Формирование операции синтеза. Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами. Занятия по исследованию качеств различных материалов. Занятие по исследованию кастрюлей из разных материалов.
6. Использование ранее сформированных умственных операций. Здесь решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям.
Таким образом, данная система работы по формированию и развитию интеллектуальных способностей обеспечивает:
• систематическое развитие приемов умственных действий во всех видах деятельности;
• привлечение детей к познанию нового с помощью создания уголков избыточной информации (мини-музеи, миры и т. д.);
• возникновение у детей потребности решения проблемных ситуаций по средствам экспериментирования;
• изучение и использование детьми энциклопедических знаний (библиотека);
• внедрение и использование компьютера как средства образования (дидактические компьютерные игры);
• использование полученных знаний, умений и навыков, как показателей
успешности детей в КВН, в викторинах и мероприятиях на
различных уровнях;
Итак, созданные условия, методическое и нормативно-правовое обеспечение, позволили мне выполнить основную задачу образовательной деятельности – развитие умственной активности, самостоятельности мышления, инициативы, умения использовать приобретенные знания и навыки в деятельности.
Итоги моей деятельности за период 2012-2015гг. заключаются в следующем:
1. Модернизирована система работы по формированию у детей приемов умственных действий, позволяющая реализовывать основные задачи работы в различных видах организованной и самостоятельной деятельности (изобразительная деятельность, конструирование, математические занятия и др.
2. Организовано регулярное взаимодействие с педагогами и родителями в ДОУ. В работе используются компьютерные презентации.
3. Создано портфолио, включающее в себя обобщение опыта работы по данному направлению за последние 3 года.
4. Результаты педагогической деятельности за период 2012-2015гг. отмечены:
• Благодарственным письмом МБДОУ д/с №10 (2013г.);
• Благодарственным письмом родителей МБДОУ д/с №10 (2013г.);
• Благодарственным письмом образовательного проекта «Арт-Лето» (2014г.);
• Благодарственным письмом ВДПО г. Таганрога (2014г.);
• Грамотой ГорУО (2014г.).
Перспективы деятельности:
• Создание при участии родителей экспериментальной лаборатории для развития поисково-познавательной деятельности.
• Создание электронного журнала, включающего в себя компьютерные практикумы для всех этапов развития интеллектуальных способностей.
• Обобщение и распространение собственного педагогического опыта путем публикаций в различных педагогических изданиях.